Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:46, доклад
« Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом своих стран и районов. Города-лидеры называют духовными мастерскими человечества и двигателями прогресса.» – такую восхищенную характеристику городу дал Георгий Михайлович Лаппо в своей книге «География городов».
Введение
« Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежит решающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркалом своих стран и районов. Города-лидеры называют духовными мастерскими человечества и двигателями прогресса.» – такую восхищенную характеристику городу дал Георгий Михайлович Лаппо в своей книге «География городов». С ним нельзя не согласиться. Действительно, урбанизация и заселенность играют немаловажную роль в жизни каждой страны. Одной из наиболее характерных особенностей развития современного общества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличения численности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества, преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельского населения в города. Актуальность выбранной мной темой заключается в следующем:
- большинство
граждан мира рождаются горожанами;
-в начале третьего тысячелетия в городах
проживает пять с половиной миллиардов
из семи миллиардов людей;
-урбанизация влияет на экологическое
состояние окружающей среды.
I. Влияние деятельности человека на биосферу.
Признаком устойчивой экологической
системы является стабильность определённых
характеристик. Так, например, экологически
устойчивая система
Земля имеет постоянную массу и постоянную
среднюю температуру. Под экологической
катастрофой следует понимать переход
системы из одного устойчивого состояния
в другое. Например, повышение средней
температуры Земли может привести к таянию
полярных льдов, опустыниванию почв, вымиранию
определённых видов флоры и фауны, может
быть, даже к гибели человечества. Тем
не менее, Земля как элемент Солнечной
системы, скорее всего, останется такой
же стабильной, как и ранее. Экологические
катастрофы могут иметь различные уровни
– от локальных (гибель леса, осушение
моря и т. д.) до глобальных (в масштабах
Земли, Солнечной системы, Галактики и
даже Вселенной). Человечество в процессе
жизнедеятельности безусловно влияет
на различные экологические системы. Примерами
таких, чаще всего опасных, воздействий
является осушение болот, вырубание лесов,
уничтожение озонового слоя, поворот течения
рек, сброс отходов в окружающую среду.
Этим самым человек разрушает сложившиеся
связи в устойчивой системе, что может
привести к её дестабилизации, то есть
к экологической катастрофе. Ниже будет
приведена одна из проблем влияния человека
на окружающую среду
– проблему городских отходов. Каждый
крупный регион, представляющий собой
территорию с определенными природными
условиями и конкретным типом хозяйственного
освоения, заслуживает особого рассмотрения
с экологической точки зрения.
Важность регионального
экологического анализа заключается в
том, что его результаты имеют большое
прикладное значение (проблемы региона
“ближе” человеку, нежели проблемы страны,
континента или планеты). Помимо этого
экологическое состояние регионов в конечном
счете определяет и глобальное состояние
природных компонентов.
II. Экология городов
Общие экологические проблемы городов мира
Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия. Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процесса урбанизации во многих странах. Помимо крупных городов-миллионеров быстро растут городские агломерации или слившиеся города.Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходит таковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потока энергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0.1 Вт/м2. В городах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен).
Над крупными городами атмосфера содержит
в 10 раз больше аэрозолей и в 25
раз больше газов. При этом 60-70% газового
загрязнения дает автомобильный
транспорт. Более активная конденсация
влаги приводит к увеличению осадков
на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует
снижение на 10-20% солнечной радиации
и скорости ветра.
При малой подвижности воздуха тепловые
аномалии над городом охватывают слои
атмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры
могут достигать 5-6(С. С ними связаны температурные
инверсии, приводящие к повышенному загрязнению,
туманам и смогу. Города потребляют в 10
и более раз больше воды в расчете на 1
человека, чем сельские районы, а загрязнение
водоемов достигает катастрофических
размеров. Объемы сточных вод достигают
1м2 в сутки на одного человека. Поэтому
практически все крупные города испытывают
дефицит водных ресурсов и многие из них
получают воду из удаленных источников.
Водоносные горизонты под
городами сильно истощены в результате
непрерывных откачек скважинами и колодцами,
а кроме того загрязнены на значительную
глубину.Коренному преобразованию подвергается
и почвенный покров городских территорий.
На больших площадях, под магистралями
и кварталами, он физически уничтожается,
а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы
– сильно уничтожается, загрязняется
бытовыми отходами, вредными веществами
из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами,
обнаженность почв способствует водной
и ветровой эрозии.
Растительный покров городов обычно практически
полностью представлен
“культурными насаждениями” – парками,
скверами, газонами, цветниками, аллеями.
Структура антропогенных фитоценозов
не соответствует зональным и региональным
типам естественной растительности. Поэтому
развитие зеленых насаждений городов
протекает в искусственных условиях, постоянно
поддерживается человеком. Многолетние
растения в городах развиваются в условиях
сильного угнетения.
Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения
В большой степени загрязнение атмосферы сказывается на здоровье городского населения. Об этом свидетельствуют, в частности, существенные различия в заболеваемости населения в отдельных районах одного и того же города. Изменение здоровья горожан является не только показателем экологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим его следствием, которое должно определять ведущие направления по улучшению качества окружающей среды. В связи с этим весьма важно подчеркнуть, что само здоровье горожан в пределах биологической нормы является функцией от экономических, социальных (включая психологические) и экологических условий. В целом на здоровье горожан влияют многие факторы, в особенности характерные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные нервные нагрузки, транспортная усталость и ряд других, но более всего – загрязнение окружающей среды. Об этом свидетельствуют существенные различия в заболеваемости населения в разных районах одного и того же города. Наиболее заметные отрицательные последствия загрязнения окружающей среды в крупном городе проявляются в ухудшении здоровья горожан по сравнению с жителями сельской местности. Наряду с загрязнением воздушного бассейна на здоровье человека отрицательно сказываются многие другие факторы окружающей среды городов.
Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железнодорожного и авиационного. Как показывают исследования медиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных районах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Таким образом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских районах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало исследована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать. Вибрация способствует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, но самое существенное, что она может отрицательно влиять на наиболее точные технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что наибольший вред вибрация приносит передовым отраслям промышленности и соответственно ее рост может оказывать ограничивающее влияние на возможности научно-технического прогресса в городах.
Состояние воздушного бассейна
Для большинства крупных городов характерно чрезвычайно сильное и интенсивное загрязнение атмосферы. Существенной особенностью крупных городов с населением более 500 тыс. человек является то, что с увеличением территории города и численности его жителей в них неуклонно возрастает дифференциация концентраций загрязнения в различных районах. Наряду с невысокими уровнями концентрации загрязнения в периферийных районах, она резко увеличивается в зонах крупных промышленных предприятий и, в особенности в центральных районах. В последних, несмотря на отсутствие в них крупных промышленных предприятий, как правило, всегда наблюдаются повышенные концентрации загрязнителей атмосферы. Это вызывается как тем, что в этих районах наблюдается интенсивное движение автотранспорта, так и тем, что в центральных районах атмосферный воздух обычно на несколько градусов выше, чем в периферийных, – это приводит к появлению над центрами городов восходящих воздушных потоков, засасывающих загрязненный воздух из промышленных районов, расположенных на ближней периферии.
Несомненно, что в ближайшем
будущем загрязнение воздушного бассейна
городов автомобильным транспортом будет
представлять наибольшую опасность.
Это объясняется главным образом тем,
что в настоящее время еще не существует
кардинальных решений данной проблемы,
хотя нет недостатка в отдельных технических
проектах и рекомендациях.
Загрязнение атмосферного воздуха является самой серьезной экологической проблемой современного города, оно наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, промышленному и транспортному оборудованию, коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам) и зеленым насаждениям. Легко заметить, что с удорожанием стоимости промышленного оборудования и промышленной продукции ущерб, наносимый загрязнением воздушного бассейна, будет неуклонно возрастать. Более того, оказывается, что уже сейчас целый ряд наиболее передовых отраслей промышленности, таких как электроника, точное машиностроение и приборостроение, испытывают серьезные затруднения в своем развитии на территории городов. Предприятиям этих отраслей приходится затрачивать немалые средства на очистку воздуха, поступающего в цеха, и, несмотря на это, на производствах, расположенных в крупных городах, нарушения технологии, вызванные загрязнением воздушного бассейна, учащаются с каждым годом. Но даже если в цехах при производстве высокоточной и высококондиционной продукции можно создать условия, близкие к идеальным, то, выходя за пределы цеха, она начинает подвергаться разрушающему воздействию загрязняющих веществ и может быстро терять свое качество.
Загрязнение водного бассейна
Загрязнение водного бассейна в городах следует рассматривать в двух аспектах – загрязнение воды в зоне водопотребления и загрязнение водного бассейна в черте города за счет его стоков. Загрязнение воды в зоне водопотребления является серьезным фактором, ухудшающим экологическое состояние городов. Оно производится как за счет сброса части неочищенных стоков городов и предприятий, расположенных выше зоны водозабора данного города и загрязнения воды речным транспортом, так и за счет попадания в водоемы части удобрений и ядохимикатов, вносимых на поля. Причем, если с первыми видами загрязнения можно путем строительства очистных сооружений бороться эффективно, то предотвратить загрязнение водного бассейна, производимое сельскохозяйственными мероприятиями, очень сложно. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Это, в свою очередь, может приводить к эвтрофикации водоемов, которая еще больше ухудшает качество воды. Города также являются мощными источниками загрязнения водного бассейна.В крупных городах в расчете на одного жителя (с учетом загрязненных поверхностных стоков) ежесуточно сбрасывается в водоемы около 1 м3 загрязненных стоков. Поэтому города нуждаются в мощных очистных сооружениях, эксплуатация которых вызывает немалые трудности.
Особую проблему представляет проникновение загрязненных поверхностных стоков в подпочвенные воды. Поверхностные стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Если под городом располагаются меловые отложения и известняки, проникновение в них закисленных вод неизбежно приводит к возникновению антропогенного карста. Пустоты, образующиеся в результате антропогенного карста непосредственно под городом, могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, поэтому в городах, в которых существует реальный риск его возникновения, необходима специальная геологическая служба по прогнозу и предотвращению его последствий.
Микроклиматические
Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, ограниченное количество зеленых насаждений приводят к тому, что в городах, особенно крупных, складывается свой микроклимат, который в целом ухудшает его экологические характеристики. В безветренные дни над крупными городами на высоте 100-150 м может образовываться слой температурной инверсии, который задерживает загрязненные массы воздуха над территорией города. Это наряду со значительными тепловыми выбросами и интенсивным нагревом каменных, кирпичных и железобетонных сооружений приводит к нагреву центральных районов города. Особо следует сказать о неблагоприятных ветровых режимах, возникающих во многих районах новостроек со свободной застройкой. Хорошо известно, что перепады атмосферного давления, в особенности его снижение, весьма неблагоприятно сказываются на самочувствии людей, страдающих сердечно- сосудистыми заболеваниями. Вместе с тем во многих районах новостроек из-за нерациональной планировки кварталов в отдельных их точках могут наблюдаться местные падения атмосферного давления. Так, в небольших промежутках между двумя крупными домами при определенных направлениях ветра скорость ветровых потоков может значительно возрастать. Согласно законам аэродинамики в этих точках происходит местное падение атмосферного давления (до десятков миллибар), которое с внутренней стороны квартала приобретает пульсирующий характер (частота около 5-6 Гц). Зона подобного пульсирующего давления распространяется на 15-20м в стороны от промежутка между домами. Сходное, хотя и менее четко выраженное положение наблюдается и на верхних этажах зданий с плоской кровлей. Излишне говорить, что пребывание в этих зонах людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, может отрицательно влиять на их здоровье. Решение данной проблемы постоянно требует проведения в районах новостроек комплекса мер по нормализации ветрового режима в отдельных микрорайонах за счет более рациональной планировки кварталов, строительства ветрозащитных сооружений и высадки зеленых насаждений.