Градостроительные аспекты охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:08, реферат

Описание

Городская среда формируется под влиянием целого комплекса как природных, так и социальных условий. При этом огромная роль принадлежит географическому положению. Известно, что местоположение — это не просто «адрес» города, оно определяет важнейшие свойства природного окружения, хозяйства, населения, т. е. охватывает все компоненты урбосистемы. Географическое положение всегда связано с выполнением городом тех или иных функций: промышленных, транспортных, рекреационных. Выгодность положения определяется законом географического разнообразия.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 262.96 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тюменский  государственный архитектурно-строительный университет 
 

Кафедра БЖДиООС. 
 
 
 

Реферат

На тему

«Градостроительные аспекты охраны окружающей среды». 
 
 

Выполнил:    ст. гр. ПО7-1

Вторушин  М.В.

                       Проверил: Митриковский

Александр Яковлевич 
 
 
 

Тюмень, 2011

Интервью  начальника Управления Государственной  вневедомственной экспертизы Республики Татарстан  Вадима МАРКЕЛОВА

- Вадим Сергеевич,  входит ли в  полномочия Управления  оценка решений  по размещению  зданий и сооружений  в структуре города  или другого населенного  пункта?

- Среди людей,  незнакомых с градостроительным  законодательством, бытует мнение, что за размещение объекта  на той или иной территории  отвечают органы про проведению государственной экспертизы проектной документации. Это неверное мнение, выбор земельных участков для строительства, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства осуществляются в соответствии со ст. 31 и 32 Земельного кодекса РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 г.), Управление же осуществляет свои полномочия в рамках Градостроительного кодекса РФ (№190-ФЗ от 29.12.2004 г.).

В соответствии с нынешним градостроительным законодательством  документация по выявлению общественных предпочтений и определению альтернативных вариантов места размещения объекта  исключена из состава проектных  материалов, представляемых на государственную  экспертизу.

- Объекты с каким воздействием на окружающую среду представляются на государственную экспертизу в ваше Управление?

- В силу своих  полномочий Управление Государственной  вневедомственной экспертизы Республики  Татарстан проводит в основном  экспертизу проектной документации  объектов капитального строительства  с умеренным и незначительным  уровнем воздействия на окружающую  среду. Но, даже имея дело с  такими объектами, очевидно, что  современная градостроительная  деятельность недостаточно учитывает  экологические и природные особенности  территорий. Вследствие этого проблема  вредного воздействия хозяйственной  деятельности на окружающую природную  среду остается актуальной. В  наше время особого внимания  требуют вопросы выявления факторов, ухудшающих экологическую обстановку  в городах, таких как увеличение  выбросов промышленных предприятий  и автотранспорта, проведение точечной  застройки, возрастание количества  отходов производства и потребления,  загрязнение почв и водных  объектов.

- Как при проведении  государственной  экспертизы проектной  документации выполняется  оценка ее соответствия  экологическим требованиям?

- В отношении  оценки соответствия экологическим  требованиям объектом экспертизы  является раздел проектной документации - «Перечень мероприятий по охране  окружающей среды». Несмотря на  то, что он должен включать  в себя и результаты оценки  воздействия объекта капитального  строительства на окружающую  среду, сделать это в масштабах  каждого отдельно взятого объекта  на достаточно ограниченном по  площади земельном участке без  проведения инженерно-экологических  изысканий, включающих, в том числе,  и мониторинг природно-технических  систем, не имеет большого смысла.

В то же время  выполнение полноценных инженерно-экологических  изысканий для обоснования строительства  является достаточно трудоемкой и длительной по времени процедурой. Сбор сведений о природных условиях района (площадки, участка трассы) для их обобщения  и анализа должен производиться  в архивах специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, центрах по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды, центрах санитарно-эпидемиологического  надзора, в фондах изыскательских организаций, а также в научно-исследовательских  организациях РАН, организациях министерств  и ведомств, выполняющих тематические ландшафтные, почвенные, геоботанические, медико-биологические исследования, что в общем-то непосильно для рядового застройщика.

В основном выполнение инженерных изысканий для застройщика  ограничивается территорией участка, принадлежащего ему, хотя строительство  на этом участке может затрагивать  и интересы многих лиц на смежных  территориях - это и защита окружающей застройки, и ухудшение экологической, санитарно-эпидемиологической обстановки. Именно с такой ситуацией чаще всего сталкиваются органы государственной  экспертизы проектной документации, когда строительство какого-либо объекта начинается в отсутствии документов планировки территорий, когда  каждый застройщик (или инвестор) считает, что ему надо построить только объект, а остальное - не его дело. Особенно это проявляется при  застройке больших жилых массивов, промышленных комплексов.

- На какой стадии  инвестиционного  проекта следовало  бы уделять больше  внимания экологическим  проблемам?

- Экологическое  обоснование намечаемого строительства,  являющееся совокупностью доводов  (доказательств) и научных прогнозов,  позволяющих оценить экологическую  опасность намечаемой хозяйственной  и иной деятельности для экосистем  (природных территориальных комплексов) и человека, безусловно, целесообразнее  проводить на прединвестиционной стадии, на уровне концепций, программ, схем отраслевого и территориального развития, комплексного использования и охраны природных ресурсов, схем инженерной защиты, планировочных комплексов, иными словами, на больших территориях при учете многих факторов. Выполнение такого комплекса работ при разработке проектной документации конкретного объекта капитального строительства (например, жилого дома, школы, офисного здания и т.д.), размещаемого на достаточно маленькой территории, затруднительно для застройщика, а при отсутствии необходимого количества исходных данных и необъективно.

Определение допустимости реализации инвестиционного проекта  с учетом возможных неблагоприятных  экологических и связанных с  ними социальных, экономических и  иных последствий должно решаться, прежде всего, на уровне планировочной  документации. Тогда оценка экологической  ситуации на этапе разработки проектной  документации конкретного объекта  потребует только разработки мероприятий  по охране окружающей среды, но уже  с учетом выявленного ее состояния. На данный момент в условиях отсутствия в бюджетах всех уровней власти средств  на проведение инженерно-экологических  изысканий не приходится говорить об обеспечении сбалансированного  учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении  градостроительной деятельности.

- В чем вы видите  административные  барьеры при осуществлении  градостроительной  деятельности?

- Не согласен с распространенным сегодня мнением, что государственная экспертиза проектной документации является одним из административных барьеров. Я бы даже сказал больше - в условиях общего падения профессионализма строителей, в том числе и проектировщиков, государственная экспертиза проектной документации является тем институтом, деятельность которого направлена на предотвращение реализации проектной документации, не соответствующей техническим регламентам, и защиту прав потребителей, в данном случае - проектной документации.

Установленный в Республике Татарстан срок оказания государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной  документации при условии представления  комплектной документации - 30 дней, из них в соответствии с регламентом  представления услуги рассмотрение документации в Управлении с представлением результатов рассмотрения заявителям - 14 дней. Оставшийся срок дается заявителям для устранения выявленных отступлений  от нормативных требований, представления  недостающей исходной документации. В Управлении внедрена система электронного документооборота, которая позволяет  в режиме реального времени иметь  информацию о ходе выполнения административного  регламента по предоставлению государственной  услуги по каждому объекту, представленному  на государственную экспертизу. 

- А в чем же  тогда, по вашему  мнению, состоят административные  барьеры?

- Прежде всего,  на большое количество согласований  инвестиционного проекта оказывает  влияние отсутствие внятной градостроительной  политики территориального планирования  Российской Федерации и ее субъектов. Вот и приходится к каждому конкретному объекту подходить с требованиями глобального масштаба. Пока не решены вопросы общего порядка, исключить возникновение барьеров на пути реализации инвестиционных проектов, наверное, не представляется возможным.

Но в большей  степени к административным барьерам в градостроительной деятельности следует отнести, пожалуй, несогласованность  законов, так или иначе регулирующих градостроительную деятельность, и  подзаконных актов, регулирующих собственно строительную деятельность. Вследствие этого во многих сферах строительной деятельности, будь то получение разрешения на строительство, государственный  строительный надзор или ввод объекта  в эксплуатацию, возникают неоправданные  барьеры, связанные с невыполнением  сроков исполнения государственных  услуг, необоснованностью превышения полномочий, низким уровнем знаний реальных целей и задач технического регулирования.

Для строительной отрасли так и не заработал  принцип добровольного декларирования соответствия, провозглашенный Федеральным  законом «О техническом регулировании». Это тоже послужило бы уменьшению административных барьеров, так как  декларация соответствия не требует  согласования и утверждения в  государственных органах. Установленная  законом существующая сегодня процедура, когда оценку соответствия в виде заключений выдают органы по проведению государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора, практически освобождает застройщика от ответственности, хотя, по сути, - это главное лицо в инвестиционном проекте.

 
 
 
 
 
 
 
 

Градостроительные аспекты охраны окружающей среды 

     Городская среда формируется под влиянием целого комплекса как природных, так и социальных условий. При  этом огромная роль принадлежит географическому  положению. Известно, что местоположение — это не просто «адрес» города, оно определяет важнейшие свойства природного окружения, хозяйства, населения, т. е. охватывает все компоненты урбосистемы. Географическое положение всегда связано с выполнением городом тех или иных функций: промышленных, транспортных, рекреационных. Выгодность положения определяется законом географического разнообразия. Сущность этого закона в следующем: чем разнообразнее природные условия и природные ресурсы, тем больше возможностей предоставляется для развития города и улучшения среды обитания, что, прежде всего, определяет рост числа жителей. По географическому положению город может занимать центральное место, периферийное, приморское и др. Центральное положение наиболее выгодно. Это можно проследить на примерах развития городов Москвы, Парижа, Берлина и др. Периферийное — значительно менее выгодно экономически, но более выгодно в экологическом аспекте. Выгодным во все времена было и приморское положение. Достаточно указать, например, западноевропейские города Венецию, Геную и российские города Владивосток, Санкт-Петербург. На качество среды большое влияние оказывает эколого-географическое положение — положение относительно экологически важных объектов территории. Географическое положение города определяется устойчивостью его природы к антропогенным воздействиям и способностью самих природных факторов ликвидировать результаты этих воздействий. Оно характеризуется и оценивается с позиций: - макроположения, когда город рассматривается относительно гидрографической системы, структурных форм рельефа, системы транспортных коммуникаций, природных и антропогенных источников экологической опасности; - мезоположения, когда рассматривается территория, в пределах которой размещается город: экономический, географический и климатический факторы; - микроположения, когда предполагается крупномасштабное изучение и города, и территории, на которой он сформировался. В условиях интенсивной урбанизации и концентрации населения в городах среди вопросов градостроительной экологии все большее значение приобретают задачи создания и поддержания полноценной жилой среды в сложном городском механизме. Большое значение для улучшения состояния города имеет благоустройство: санитарная очистка, уборка городских улиц и озеленение. Все эти требования должны учитываться при новом строительстве и реконструкции отдельных зданий и микрорайонов. В этом случае надо иметь в виду ту трудность, а порой и невозможность их последующей реконструкции.

Информация о работе Градостроительные аспекты охраны окружающей среды