Химическое загрязнение атмосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:39, контрольная работа

Описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так на них строятся города и заводы.

Содержание

1.Вступление
2.химическое загрязнение атмосферы
•основные загрязняющие вещества
•аэрозольные загрязнения
•фотохимический туман (смог)
•контроль за выбросами загрязнений
3.загрязнение атмосферы от подвижных источников
•автотранспорт
•самолёты
•шумы
4.влияния загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир
•оксиды углевода
•диоксид серы и серный ангидрид
•оксиды азота и некоторые другие вещества
•влияние радиоактивных веществ на растительный и животный мир

Работа состоит из  1 файл

экология К.Р..doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

  личества озона.  Возникает циклическая реакция,  в итоге кото-

  рой в атмосфере  постепенно накапливается озон. Этот процесс в

  ночное время прекращается. В свою очередь озон вступает  в ре-

  акцию с олеинами.  В атмосфере концентрируются  различные пе-

  рекиси, которые в  сумме и образуют характерные  для  фотохими-

  ческого тумана  оксиданты.  Последние являются  источником так

  называемых свободных  радикалов, отличающихся особой  реакцион-

  ной способностью. Такие смоги - нередкое явление  над Лондоном,

  Парижем, Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами  Европы

  и Америки. По  своему физиологическому воздействию  на организм

  человека они крайне  опасны для дыхательной и кровеносной  сис-

  темы и часто  бывают причиной преждевременной  смерти городских

  жителей с ослабленным  здоровьем.

 

 

 

             2.4  Проблема контролирования выброса в атмосферу

      загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК)

  

     Приоритет в  области   разработки   предельно   допустимых

  концентраций в воздухе принадлежит  СССР.  ПДК  - такие концент-

  рации, которые на человека  и его потомство прямого   или  кос-

  венного воздействия,  не  ухудшают их работоспособности,  само-

  чувствия, а  также  санитарно-бытовых   условий  жизни  людей.

  Обобщение всей информации по  ПДК , получаемой всеми ведомства-

  ми, осуществляется в  ГГО  -  Главной  Геофизической   Обсервато-

  рии ..  Если в крупном  городе размещены предприятия  несколь-

  ких отраслей промышленности,  то создается очень высокий  уро-

  вень загрязнения воздуха,  однако, проблема снижения  выбросов

  многих специфических веществ  до сих пор остается нерешенной.

 

 

 

 

                                      3.  ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

                            ПОДВИЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ

                                           

 

В  последние  десятилетия  в  связи  с  быстрым развитием  автотранспорта и авиации существенно  увеличилась доля выбросов, поступающих   в  атмосферу   от  подвижных   источников:  грузовых и легковых  автомобилей,   тракторов,  тепловозов   и самолетов. Согласно оценкам, в городах на долю автотранспорта  приходится (в зависимости от развития в данном  городе промышленности и числа автомобилей) от 30 до 70 % общей массы выбросов. В целом по стране, по крайней мере, 40 % общей массы пяти основных загрязняющих веществ составляют выбросы подвижных источников.

 

 

                                                3.1 Автотранспорт

 

Основной вклад в загрязнение  атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (в США на их долю приходится около 75 %), затем самолеты (примерно  5 % ), автомобили  с дизельными двигателями (около  4 %), тракторы и  другие сельскохозяйственные машины (около 4 % ), железнодорожный и водный транспорт (примерно 2 %). К основным загрязняющим атмосферу веществам, которые выбрасывают подвижные источники (общее число таких веществ превышает 40), относятся оксид углерода .

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне  автомобиля, обенно при быстром, а  также при движении с малой  скоростью (из диапазона наиболее экономичных). Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.

Несмотря на то, что  дизельные  двигатели  более экономичны,  чем бензиновые,  они  существенно  больше  выбрасывают дыма (преимущественно  несгоревшего углерода), который к  тому же обладает неприятным запахом создаваемым некоторыми  несгоревшими углеводородами). В сочетании же с создаваемым шумом дизельные двигатели не только сильнее загрязняют  среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо в большей степени, чем бензиновые

 

 

                                                  3.2 Самолеты 

 

Хотя  суммарный  выброс  загрязняющих  веществ двигателями  самолетов сравнительно невелик (для  города, страны), в районе аэропорта  эти выбросы вносят определяющий вклад  в загрязнение  среды. К тому же турбореактивные двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете выбрасывают  хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное  количество примесей  в аэропорту выбрасывают  и  наземные передвижные  средства, подъезжающие и отъезжающие  автомобили.

Согласно полученным оценкам, в  среднем около  42 % общего расхода топлива тратится на выгуливание  самолета  к взлетно-посадочной полосе  (ВПП) перед  взлетом и  на заруливание  с ВПП после посадки (по времени  в среднем около 22 мин). При этом доля  несгоревшего и  выброшенного в  атмосферу топлива при рулении намного  больше, чем  в полете.  Помимо улучшения работы двигателей (распыление топлива,  обогащение смеси  в зоне горения, использование присадок к топливу, впрыск воды и др.), существенного  уменьшения  выбросов  можно  добиться путем сокращения  времени работы  двигателей на  земле и  числа работающих двигателей при рулении (только за счет последнего достигается снижение выбросов в 3 - 8 раз).

В последние 10 - 15 лет большое  внимание уделяется исследованию тех эффектов, которые могут возникнуть в связи с полетами сверхзвуковых  самолетов  и  космических  кораблей. Эти полеты сопровождаются   загрязнением стратосферы оксидами азота и серной кислотой (сверхзвуковые  самолеты), а также частицами оксида  алюминия  (транспортные  космические корабли). Поскольку  эти загрязняющие вещества разрушают озон, то первоначально создалось мнение (подкрепленное соответствующими модельными расчетами), что планируемый рост числа полетов сверхзвуковых самолетов и транспортных космических кораблей приведет к существенному уменьшению содержания озона со всеми последующими губительными воздействиями ультрафиолетовой радиации на биосферу  Земли. Однако более глубокий подход к этой проблеме позволил сделать заключение о слабом влиянии выбросы сверхзвуковых самолетов на состояние стратосферы. В заключение можно отметить, что все эти антропогенные эффекты перекрываются в глобальном масштабе естественными факторами, например, загрязнением атмосферы вулканическими извержениями.

 

 

 

Шумы

 

Шумы относятся к  числу вредных для человека загрязнений  атмосферы. Раздражающее воздействие  звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального  состава и продолжительности  воздействия. Шумы со сплошными спектрами  менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот. Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц.

Работа в условиях повышенного шума на первых порах  вызывает быструю утомляемость, обостряет  слух на высоких частотах. Затем  человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При интенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свыше 160 дБ может произойти разрыв барабанных перепонок.

Однако шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые.

При тех высоких требованиях  к точности и надежности управления современным самолетом, которые  предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов  оказывают отрицательное воздействие  на работоспособность и быстроту принятия информации экипажем. Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропорта, а также у жителей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума, создаваемого самолетом при полете, но и от продолжительности действия, общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность шума и площадь распространения существенное влияние оказывают метеорологические условия: скорость ветра, распределение ее и температуры воздуха по высоте, облака и осадки.

Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи  с эксплуатацией сверхзвуковых  самолетов. С ними связаны шумы,звуковой удар и вибрация жилищ вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы.

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ  АТМОСФЕРЫ НА ЧЕЛОВЕКА,

РАСТИТЕЛЬНЫЙ  И ЖИВОТНЫЙ МИР

 

Все загрязняющие атмосферный  воздух вещества в большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Эти вещества попадают в организм человека преимущественно через систему дыхания. Органы дыхания страдают от загрязнения непосредственно, поскольку около 50% частиц примеси радиусом 0,01-0.1 мкм, проникающих в легкие, осаждаются в них.

Проникающие в организм частицы вызывают токсический эффект, поскольку они: а токсичны (ядовиты) по своей химической или физической природе; б) служат помехой для одного или нескольких механизмов, с помощью которых нормально очищается респираторный (дыхательный) тракт; в) служат носителем поглощенного организмом ядовитого вещества.

В некоторых случаях  воздействие одни из загрязняющих веществ  в комбинации с другими приводят к более серьезным расстройствам здоровья, чем воздействие каждого из них в отдельности. Большую роль играет продолжительность воздействия.

Статистический анализ позволил достаточно надежно установить зависимость между уровнем загрязнения  воздуха и такими заболеваниями, как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз. Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Большая часть тех, кто умер неожиданно, страдали от бронхита, эмфиземы легких или сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Оксид углерода

 

Концентрация СО, превышающая  предельно допустимую, приводит к  физиологическим изменениям в организме человека, а концентрация более 750 млн.   к смерти. Объясняется это тем, что СО - исключительно агрессивный газ,, легко соединяющийся с гемоглобином ( красными кровяными тельцами). При соединении образуется карбоксигемоглобин, повышение (сверх нормы, равной 0.4%) содержание которого в крови сопровождается:

а) ухудшением остроты  зрения и способности оценивать  длительность интервалов времени,

б) нарушением некоторых  психомоторных функций головного  мозга ( при содержании 2-5%),

в) изменениями деятельности сердца и легких ( при содержании более 5%),

г) головными болями, сонливостью, спазмами, нарушениями дыхания и  смертностью ( при содержании 10-80%).

Степень воздействия  оксида углерода на организм зависят  не только от его концентрации, но и от времени пребывания человека в загазованном СО воздухе.  Нарушение дыхания, спазмы, потеря сознания. К счастью, образование карбоксигемоглобин в крови - процесс обратимый: после прекращения вдыхания СО начинается его постепенный вывод из крови; у здорового человека содержание СО в крови каждые 3-4 ч и уменьшается в два раза. Оксид углерода - очень стабильное вещество, время его жизни в атмосфере составляет 2-4 мес. Однако этого, к счастью, не наблюдается, чем мы обязаны в основном почвенным грибам, очень активно разлагающим СО

Диоксид серы и серный ангидрид

 

 

Диоксид серы (SO2) и серный ангидрид (SO3) в комбинации со взвешенными частицами и влагой оказывают наиболее вредной воздействие на человека, живые организмы и материальные ценности SO2 - бесцветный и негорючий газ, запах которого начинает ощущаться при его концентрации в воздухе 0,3-1,0 млн., а при концентрации свыше 3 млн. SO2  имеет острый раздражающий запах. Диоксид серы в смеси с твердыми частицами и серной кислотой (раздражитель более сильный, чем SO2)  уже при среднегодовом содержании 9,04-0,09 млн. и концентрации дыма 150-200 мкг/м3 приводит к увеличению симптомов затрудненного дыхания и болезней легких, а при среднесуточном содержании SO2 0,2-0,5 млн. и концентрации дыма 500-750 мкг/м3 наблюдается резкое увеличение числа больных и смертельных исходов. При концентрации  SO2  0,3-0,5 млн. в течение нескольких дней  наступает хроническое поражение листьев растений (особенно шпината, салата, хлопка и люцерны), а также иголок сосны.

Оксиды азота и некоторые другие вещества

 

Оксиды азота (прежде всего, ядовиты диоксид азота NO2), соединяющиеся при участии ультрафиолетовой солнечной радиации с углеводородами. Эти окислители- основные составляющие фотохимического смога, повторяемость которого велика в сильно загрязненных городах, расположенных в низких широтах северного и южного полушария (Лос-Анджелес, в котором около 200 дней в году отмечается смог, Чикаго, Нью-Йорк и другие города США; ряд городов Японии, Турции, Франции,  Испании , Италии, Африки и Южной Америки).

Все окислители, в первую очередь ПАН и ПБН, сильно раздражают и взывают воспаление глаз, а в  комбинации с озоном раздражают носоглотку, приводят к спазмам грудной клетки, а при высокой концентрации (свыше 3-4 мг/м3) вызывают сильный кашель и ослабляют возможность на чем -либо сосредоточиться.

Назовем некоторые другие загрязняющие воздух вещества, вредно действующие на человека. Установлено, что у людей,  профессионально  имеющих дело с асбестом повышена вероятность раковых заболеваний  бронхов и диафрагм, разделяющих грудную клетку и брюшную полость. Берилий оказывает вредное воздействие(вплоть до возникновения онкологических заболеваний) на дыхательные пути, а также на кожу и глаза. Пары ртути вызывают нарушение работы центральной верхней системы и почек. Поскольку ртуть может накапливаться в организме человека, то в конечном итоге ее воздействие приводит к расстройству умственных способностей.

Информация о работе Химическое загрязнение атмосферы