Источники загрязнения атмосферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:41, реферат

Описание

К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения. Уровень такого загрязнения рассматривается в качестве фонового, который мало изменяется со временем.

Работа состоит из  1 файл

Источники загрязнения атмосфер1.docx

— 29.14 Кб (Скачать документ)

  Источники загрязнения атмосферы

  К природным источникам загрязнения относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения. Уровень такого загрязнения рассматривается в качестве фонового, который мало изменяется со временем.

  Главный природный процесс загрязнения  приземной атмосферы – вулканическая  и флюидная активность Земли Крупные извержения вулканов приводят к глобальному и долговременному загрязнению атмосферы, о чем свидетельствуют летописи и современные наблюдательные данные (извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году). Это обусловлено тем, что в высокие слои атмосферы мгновенно выбрасываются огромные количества газов, которые на большой высоте подхватываются движущимися с высокой скоростью воздушными потоками и быстро разносятся по всему земному шару. Продолжительность загрязненного состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет.

  Антропогенные источники загрязнения обусловлены хозяйственной деятельностью человека. К ним следует отнести:

  1. Сжигание горючих ископаемых, которое  сопровождается выбросом 5 млрд. т.углекислого газа в год. В результате этого за 100 лет (1860 – 1960 гг.) содержание СО2увеличилось на 18 %  (с 0,027 до 0,032%). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее 0,05%.

  2. Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых  углей в результате выделения  сернистого газа и мазута образуются  кислотные дожди.

  3. Выхлопы современных турбореактивных  самолетов с оксидами азота  и газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы (озоносферы).

  4. Производственная деятельность.

  5. Загрязнение взвешенными частицами  (при измельчении, фасовке и  загрузке, от котельных, электростанций, шахтных стволов, карьеров при  сжигании мусора).

  6. Выбросы предприятиями различных  газов.

  7. Сжигание топлива в факельных  печах, в результате чего образуется  самый массовый загрязнитель  – монооксид углерода.

  8. Сжигание топлива в котлах  и двигателях транспортных средств,  сопровождающееся образованием  оксидов азота, которые вызывают  смог.

  9. Вентиляционные выбросы (шахтные  стволы).

  10. Вентиляционные выбросы с чрезмерной  концентрацией озона из помещений  с установками высоких энергий  (ускорители, ультрафиолетовые источники  и атомные реакторы) при ПДК  в рабочих помещениях 0,1 мг/м3. В больших количествах озон является высокотоксичным газом.

  При процессах сгорания топлива наиболее интенсивное загрязнение приземного слоя атмосферы происходит в мегаполисах  и крупных городах, промышленных центрах ввиду широкого распространения  в них автотранспортных средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических установок, работающих на угле, мазуте, дизельном топливе, природном газе и бензине. Вклад автотранспорта в общее загрязнение атмосферного воздуха достигает здесь 40-50 %. Мощным и чрезвычайно опасным фактором загрязнения атмосферы являются катастрофы на АЭС (Чернобыльская авария) и испытания ядерного оружия в  атмосфере. Это связано как с  быстрым разносом радионуклидов  на большие расстояния, так и с  долговременным характером загрязнения  территории.

  Высокая опасность химических и биохимических  производств заключается в потенциальной  возможности аварийных выбросов в атмосферу чрезвычайно токсичных  веществ, а также микробов и вирусов, которые могут вызвать эпидемии среди населения и животных.

  В настоящее время в приземной  атмосфере находятся многие десятки  тысяч загрязняющих веществ антропогенного происхождения. Ввиду продолжающегося  роста промышленного и сельскохозяйственного  производства появляются новые химические соединения, в том числе сильно токсичные. Главными антропогенными загрязнителями атмосферного воздуха кроме крупнотоннажных  оксидов серы, азота, углерода, пыли и сажи являются сложные органические, хлорорганические и нитросоединения, техногенные радионуклиды, вирусы и микробы. Наиболее опасны широко распространенные в воздушном бассейне России диоксин, бенз(а)пирен, фенолы, формальдегид, сероуглерод. Твердые взвешенные частицы представлены главным образом сажей, кальцитом, кварцем, гидрослюдой, каолинитом, полевым шпатом, реже сульфатами, хлоридами. В снеговой пыли специально разработанными методами обнаружены окислы, сульфаты и сульфиты, сульфиды тяжелых металлов, а также сплавы и металлы в самородном виде.

  В Западной Европе приоритет отдается 28 особо опасным химическим элементам, соединениям и их группам. В группу органических веществ входят акрил, нитрил, бензол, формальдегид, стирол, толуол, винилхлорид, а неорганических – тяжелые металлы (As, Cd, Cr, Pb, Mn, Hg, Ni, V), газы (угарный газ, сероводород, оксиды азота и серы, радон, озон), асбест. Преимущественно токсическое действие оказывают свинец, кадмий. Интенсивный неприятный запах имеют сероуглерод, сероводород, стирол, тетрахлорэтан, толуол. Ореол воздействия оксидов серы и азота распространяется на большие расстояния. Вышеуказанные 28 загрязнителей воздуха входят в международный реестр потенциально токсичных химических веществ.

  Основные  загрязнители воздуха жилых помещений  – пыль и табачный дым, угарный  и углекислый газы, двуокись азота, радон и тяжелые металлы, инсектициды, дезодоранты, синтетические моющие вещества, аэрозоли лекарств, микробы  и бактерии. Японские исследователи  показали, что бронхиальная астма  может быть связана с наличием в воздухе жилищ домашних клещей.

  Для атмосферы характерна чрезвычайно  высокая динамичность, обусловленная  как быстрым перемещением воздушных  масс в латеральном и вертикальном направлениях, так и высокими скоростями, разнообразием протекающих в  ней физико-химических реакций. Атмосфера  рассматривается сейчас как огромный «химический котел», который находится  под воздействием многочисленных и  изменчивых антропогенных и природных  факторов. Газы и аэрозоли, выбрасываемые  в атмосферу, характеризуются высокой  реакционной способностью. Пыль и  сажа, возникающие при сгорании топлива, лесных пожарах, сорбируют тяжелые металлы и радионуклиды и при осаждении на поверхность могут загрязнить обширные территории, проникнуть в организм человека через органы дыхания.

  Выявлена  тенденция совместного накопления в твердых взвешенных частицах приземной  атмосферы Европейской России свинца и олова; хрома, кобальта и никеля; стронция, фосфора, скандия, редких земель и кальция; бериллия, олова, ниобия, вольфрама и молибдена; лития, бериллия и галлия; бария, цинка, марганца и  меди. Высокие концентрации в снеговой пыли тяжелых металлов обусловлены как присутствием их минеральных фаз, образовавшихся при сжигании угля, мазута и других видов топлива, так и сорбцией сажей, глинистыми частицами газообразных соединений типа галогенидов олова.

  Время «жизни» газов и аэрозолей  в атмосфере колеблется в очень  широком диапазоне (от 1 – 3 минут  до нескольких месяцев) и зависит  в основном от их химической устойчивости размера (для аэрозолей) и присутствия  реакционно-способных компонентов (озон, пероксид водорода и др.).

  Оценка  и тем более прогноз состояния  приземной атмосферы являются очень  сложной проблемой. В настоящее  время ее состояние оценивается  главным образом по нормативному подходу. Величины ПДК токсических  химических веществ и другие нормативные  показатели качества воздуха приведены  во многих справочниках и руководствах. В таком руководстве для Европы кроме токсичности загрязняющих веществ (канцерогенное, мутагенное, аллергенное и другие воздействия) учитываются их распространенность и способность к аккумуляции в организме человека и пищевой цепи. Недостатки нормативного подхода – ненадежность принятых значений ПДК и других показателей из-за слабой разработанности их эмпирической наблюдательной базы, отсутствие учета совместного воздействия загрязнителей и резких изменений состояния приземного слоя атмосферы во времени и пространстве. Стационарных постов наблюдения за воздушным бассейном мало, и они не позволяют адекватно оценить его состояние в крупных промышленно – урбанизированных центрах. В качестве индикаторов химического состава приземной атмосферы можно использовать хвою, лишайники, мхи. На начальном этапе выявления очагов радиоактивного загрязнения, связанных с чернобыльской аварией, изучалась хвоя сосны, обладающая способностью накапливать радионуклиды, находящиеся в воздухе. Широко известно покраснение игл хвойных деревьев в периоды смогов в городах.

  Наиболее  чутким и надежным индикатором состояния  приземной атмосферы является снеговой покров, депонирующий загрязняющие вещества за сравнительно длительный период времени  и позволяющий установить местоположение источников пылегазовыбросов по комплексу показателей. В снеговых выпадениях фиксируются загрязнители, которые не улавливаются прямыми измерениями или расчетными данными по пылегазовыбросам.

  К перспективным направлениям оценки состояния приземной атмосферы  крупных промышленно – урбанизированных территорий относится многоканальное дистанционное зондирование. Преимущество этого метода заключается в способности  быстро, неоднократно и в «одном ключе» охарактеризовать большие площади. К настоящему времени разработаны  способы оценки содержания в атмосфере  аэрозолей. Развитие научно-технического прогресса позволяет надеяться  на выработку таких способов и  в отношении других загрязняющих веществ.

  Прогноз состояния приземной атмосферы  осуществляется по комплексным данным. К ним прежде всего относятся результаты мониторинговых наблюдений, закономерности миграции и трансформации загрязняющих веществ в атмосфере, особенности антропогенных и природных процессов загрязнения воздушного бассейна изучаемой территории, влияние метеопараметров, рельефа и других факторов на распределение загрязнителей в окружающей среде. Для этого в отношении конкретного региона разрабатываются эвристичные модели изменения приземной атмосферы во времени и пространстве. Наибольшие успехи в решении этой сложной проблемы достигнуты для районов расположения АЭС. Конечный результат применения таких моделей – количественная оценка риска загрязнения воздуха и оценка его приемлемости с социально-экономической точки зрения. 
 

Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспорта

  Оценка  автомобилей по токсичности  выхлопов. Большое значение имеет повседневный контроль над автомашинами. Все автохозяйства обязаны следить за исправностью выпускаемых на линию машин. При хорошо работающем двигателе в выхлопных газах окиси углерода должно содержаться не более допустимой нормы.

  Положением  о Государственной автомобильной инспекции на нее возложен контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния автомототранспорта.

  В принятом стандарте на токсичность  предусмотрено дальнейшее ужесточение  нормы, хотя они и сегодня в  России жестче европейских: по окиси углерода—на 35%, по углеводородам—на 12%, по окислам азота—на 21%.

  На  заводах введены контроль и регулирование  автомобилей по токсичности и  дымности отработавших газов.

  Системы управления городским  транспортом. Разработаны новые системы регулирования уличного движения, которые сводят к минимуму возможность образования пробок, потому что, останавливаясь и потом набирая скорость, автомобиль выбрасывает в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении.

  Построены автомагистрали в обход городов, которые приняли весь поток транзитного  транспорта, который раньше нескончаемой лентой тянулся по городским улицам. Резко снизилась интенсивность  движения, уменьшился шум, чище стал воздух.

  В Москве создана автоматизированная система управления дорожным движением  «Старт». Благодаря совершенным  техническим средствам, математическим методам и вычислительной технике  она позволяет оптимально управлять  движением транспорта во всем городе и полностью освобождает человека от обязанностей непосредственного  регулирования автомобильных потоков. «Старт» на 20—25% сократит задержки транспорта у перекрестков, на 8—10% уменьшит количество дорожно-транспортных происшествий, улучшит санитарное состояние  городского воздуха, увеличит скорость сообщения общественного транспорта, снизит уровень шумов.

  Перевод автотранспорта на дизельные  двигатели. По мнению специалистов, перевод автотранспорта на дизельные двигатели уменьшит выброс в атмосферу вредных веществ. В выхлопе дизеля почти не содержится ядовитой окиси углерода, так как дизельное топливо сжигается в нем практически полностью. К тому же дизельное топливо свободно от тетраэтила свинца, присадки, которая используется для повышения октанового числа бензина, сжигаемого в современных карбюраторных двигателях с высокой степенью сжигания.

Информация о работе Источники загрязнения атмосферы