Автор работы: j**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 13:36, реферат
Природа - это наше общее достояние, которое сегодня бездумно растрачивается, хищнически используется. Сегодня около 14% территории России, на которых проживает около 1/3 населения страны, - экологически неблагополучные территории. Примерно на 30% высокая смертность в стране объясняется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Поэтому проблема охраны окружающей среды или природоохранной деятельности в настоящее время является весьма актуальной.
Цель нашей работы – изучить историю природоохранной деятельности в Российской Федерации.
Введение 3
1. Природоохранная деятельность, ее сущность. 4
2. Начальный этап становления природоохранной деятельности в России. 5
3. Особенности природоохранной деятельности в России в ХХ веке. 7
4. Особенности природоохранной деятельности в России на современном этапе. Перспективы ее развития. 12
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение | 3 |
1. Природоохранная деятельность, ее сущность. | 4 |
2. Начальный этап становления природоохранной деятельности в России. | 5 |
3. Особенности природоохранной деятельности в России в ХХ веке. | 7 |
4. Особенности природоохранной деятельности в России на современном этапе. Перспективы ее развития. | 12 |
Заключение | 16 |
Список литературы | 17 |
Введение
Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования.
Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.
Природа - это наше общее достояние, которое сегодня бездумно растрачивается, хищнически используется. Сегодня около 14% территории России, на которых проживает около 1/3 населения страны, - экологически неблагополучные территории. Примерно на 30% высокая смертность в стране объясняется крайне неблагоприятной экологической обстановкой. Поэтому проблема охраны окружающей среды или природоохранной деятельности в настоящее время является весьма актуальной.
Цель нашей работы – изучить историю природоохранной
деятельности в Российской Федерации.
1. Природоохранная деятельность, ее сущность.
Природоохранный - относящийся к охране природы, природных богатств.
Деятельность — динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности.
Охрана окружающей среды — в РФ деятельность органов государственной власти РФ субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Синонимом понятия «Охрана окружающей среды» в законодательстве РФ является термин «природоохранная деятельность». Основным правовым актом, регулирующим охрану окружающей среды в РФ, является ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. [1].
Природоохранная деятельность – это разработка и практическая реализация мероприятий, целью которых является охрана природы.
Природоохранная
деятельность включает широкий круг
мероприятий административно-
Административно-правовая
Экономическая часть включает решение вопросов финансирования природоохранных мероприятий, увязку их проведения с текущими экономическими задачами, с развитием производственной и социальной сфер.
Производственно-
2. Начальный этап становления природоохранной деятельности в России.
Первые письменные свидетельства об охране природы содержатся в своде законов Ярослава Мудрого «Русская правда» (X в.), где имеются разделы и пункты об охране бобров, медоносных пчел. К X-XV вв. относится появление первых княжеских охотничьих заповедников, таких, как Семиостровье (Белое море) и Беловежская пуща. В Московской Руси XV-XVI вв. в оборонительных целях строго охранялись засечные леса вдоль южной границы государства. Царь Алексей Михайлович (1645-1676) издал около 70 указов об охране охотничьих и рыболовных угодий, лесов и сенокосов. Была установлена запретная зона для охоты вокруг Москвы.
Исключительно большой вклад в дело охраны природы в России внес Петр I. Он не только издавал указы о злободневных проблемах и добивался их выполнения, но и принимал меры для рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, т.е. подходил к природоохранной деятельности значительно шире, чем это было принято в тот период. Уделяя большое внимание строительству флота, Петр I организовал действенную охрану корабельных рощ, создав систему контроля (в составе Адмиралтейской коллегии была открыта вальдмейстерская канцелярия с вальдмейстерами и лесными надзирателями на местах) и установив строгие наказания за незаконные порубки. Для экономного использования лесоматериалов была введена пила и созданы пильные мельницы (лесопилки на основе водяных колес), было запрещено изготовление теса (старинный способ вытесывания доски из цельного ствола с помощью топора). Чтобы сохранить сплавные реки полноводными, вдоль них были установлены водоохранные зоны, где запрещалось расчищать лес под пашню (50 верст от берегов больших рек и 20 — от малых). Петр I обращал внимание на лесовосстановление, для чего предписывал губернаторам организовывать лесопосадки в малолесных районах, озеленять населенные пункты. Леса, принадлежавшие заводам, были разделены на несколько десятков лесосек, из которых разрешалось вырубать только одну, причем в дальнейшем ее нельзя было распахивать или застраивать.
Петр издал первые указы, нацеленные на обеспечение чистоты водоемов и на предварительную экспертизу проектов: сор и балласт с судов разрешалось сбрасывать только в местах, которые укажет капитан над портом, другим указом было предписано: ...прожекты зело исправными делать, дабы отечеству ущерба не чинить и казну понапрасну не тратить, а ежели кто прожекты абы как ляпать станет, того лишать чина и бить батогами нещадно. Были подкреплены дополнительными мерами указы царя Алексея Михайловича об упорядочении и ограничении охоты, взята под охрану жемчужница, обитающая в реках севера России.
В
последние годы деятельности Петра
и после него в связи с организацией
Академии наук началось систематическое
изучение природы России. К этому
же времени относятся первые в
России научные работы, содержащие
мысли о необходимости
После Петра заметно ослабло внимание к охране природы. Большинство указов второй половины XV в. касались регламентации охоты и охраны промысловых животных. Например, были расширены запретные для охоты зоны: до 50 верст вокруг Москвы и до 100 верст вокруг Петербурга. При Екатерине в рамках расширения прав дворянства были постепенно отменены указы Петра об охране лесов. Предпринятые при Павле попытки восстановить систему охраны лесов результатов не дали. Кораблестроение и другие отрасли промышленности обеспечивали постоянный спрос на древесину и в России, и в Западной Европе. Помещики решали свои финансовые проблемы, продавая леса под вырубку. За этот период в обжитых районах России леса были уничтожены на площади 67 млн. гектаров. Земли на месте сведенных лесов, как правило, подвергались распашке. Площади пахотных земель увеличивались и за счет склонов (особенно в пореформенный период), что вызывало эрозию, пыльные бури, обмеление рек.
В
1888 г. в России было принято Положение
о сбережении лесов, запрещавшее
сплошные рубки и установившее категории
защитных лесов. Однако положение применялось
формально и не препятствовало выборочным
рубкам по всей площади лесных дач и последующему
сельскохозяйственному освоению. В 1913
г. переруб расчетной лесосеки в Европейской
части России достигал 47%, в том числе в
Центральном Черноземье до 60%, а на Юго-Востоке
— 35% [5].
3. Особенности природоохранной деятельности в России в ХХ веке.
Начало активной природоохранной деятельности приходится на конец XIX–начало XX века, совпавшие с массовым наступлением на окружающую среду развивавшейся промышленности. В это время под эгидой Императорского географического общества была создана постоянная природоохранительная комиссия. В ряде городов появились местные общества по охране природы. Некоторые российские исследователи отмечают, что уже тогда в России существовало движение за охрану природы [13, с. 55].
В советский период экологическое регулирование резко отошло назад. Были практически утрачены четко определенные в законах Российской империи критерии оценки экологических правонарушений. Сформировавшиеся «снизу» путем гражданских инициатив в 20-е годы ХХ века экологические движения в условиях хозяйственной и политической централизации страны постепенно были сведены на нет. Образованная в 1924 году при поддержке государства первая официальная организация движения – Всероссийское общество охраны природы (ВООП) в условиях нараставшей централизации поставила главной целью содействие реализации государственной природоохранной программы, внедрению государственного планирования. Последовавшая вскоре индустриализация однозначно определила приоритеты не в пользу природоохранных мероприятий [2].
Экологическое движение вновь
обозначилось только к 60-м
Начиная с 1970-х годов, появились некоторые базовые элементы экологической экспертизы. Однако эксперты имели доступ лишь к незначительному числу проектов, не учитывалось мнение населения, а главное – решение экспертизы не было напрямую связано с принятием решения за или против той или иной деятельности.
С 1980-х гг. началась активная фаза экологического движения. Это было связано, с одной стороны, с международной обстановкой, а с другой стороны, аварией на Чернобыльской АЭС.
С середины 1980-х годов государством стали вводиться концепции превентивного регулирования охраны окружающей среды. Был создан научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей
природной среды и рациональному использованию природных ресурсов (МНТС).
До конца 1980-х годов в СССР практически не существовало законодательства в области экологии и экологической оценки, только в Уголовном кодексе были две статьи, относящиеся к экологическим правонарушениям. В РСФСР действовал закон «Об охране природы РСФСР» 1960 года. Государственные органы проводили природоохранные мероприятия, руководствуясь, к примеру, хозяйственным законодательством.
Предпринимавшиеся меры были непоследовательными и часто оставались
на бумаге в качестве договоров и соглашений.
В конце 80-х гг. был издан Указ «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», который уполномочил образованный Государственный комитет по охране природы проводить государственную экологическую экспертизу планов, программ, новых материалов и технологий. А с 1989 года запрещалось финансирование проектов и программ, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Политические и экономические реформы, начавшиеся в СССР в середине 80-х годов, разрушили действовавшие механизмы принятия решений, в том числе в сфере экологии. После распада СССР в России некоторое время продолжало действовать советское природоохранительное законодательство, постепенно вытесняемое новыми нормами права [4].