История развития экологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:15, реферат

Описание

Каждый из нас может проделать несложный психологический эксперимент, а именно вообразить себя на месте первобытного человека, озабоченного проблемой пропитания. Все необходимое для себя и своей семьи он должен найти в окружающей его природной среде. К немалому удивлению, многие из нас очень скоро убедятся в собственной беспомощности. Что и где искать? Слепой поиск здесь не годится, ведь в конце концов при этом можно еще сильнее проголодаться.

Работа состоит из  1 файл

История развития экологии как науки.docx

— 32.81 Кб (Скачать документ)

 

 В конце прошлого  века В.В. Докучаевым (1846–1903) было  создано учение о почве как  «самостоятельном естественноисторическом  теле, которое является результатом  совокупной деятельности а) грунта, б) климата, в) растений и  животных, г) возраста страны и  отчасти д) рельефа» и сформулированы  законы географического распространения  почв. Работами В.Н. Сукачева (1880–1967) были заложены основы новой  научной дисциплины биогеоценологии,  объектом которой стали, по  меткому выражению Н.В. Тимофеева-Ресовского, «элементарные биохорологические (территориальные) единицы биосферы Земли…».

 

 К началу XX столетия  оформились экологические школы  гидробиологов, ботаников, фитоценологов и зоологов. В каждой из этих школ развивались определенные направления экологической науки.

 

 В Брюсселе (1910) на III Ботаническом  конгрессе экология растений  официально разделилась на экологию  особей (аутэкологию) и экологию  сообществ (синэкологию). Такое же  деление было сделано и в  экологии животных и в общей  экологии.

 

 В 30-е годы были  выведены основные теоретические  представления в области биоценологии: о границах и структуре биоценозов, степени устойчивости, возможности  саморегуляции этих систем. В эти же годы появилась новая область экологической науки – популяционная экология. Ее основоположником был Ч. Элтон. В книге «Экология животных» (1927) он рассматривает не отдельный организм, а его популяцию. Центральными проблемами популяционной экологии стали проблемы внутривидовой организации и динамики численности. Развитию таких исследований способствовали запросы практики – острая необходимость разработки основ борьбы с вредителями и конкурентами в сельском и лесном хозяйствах, истощение запасов ряда ценных промысловых животных, открытие роли диких животных в распространении паразитов и возбудителей болезней человека и домашнего скота.

 

 Особое значение в  области экологических исследований  имеет разработка учения о  биосфере, осуществлённая В.И. Вернадским.

 

 С 20–30-х гг. ХХ в. в экологию внедряются методы математической статистики и моделирования. Итальянский исследователь В. Вольтерра (1926) и американский – А. Летка (1925) разработали математические модели роста отдельной популяции и динамики популяций, связанных отношениями конкуренции и хищничества.

 

 В 40–50-х гг. Т.А. Работнов, а в 60-х гг. А.А. Уранов разрабатывают учение о популяциях у растений. Позже аналогичные работы появляются и за рубежом.

 

 В 50-х гг. формируется  общая экология. Предпосылками для  ее развития послужили: достижения  гидробиологии; осмысление большого  фактического материала, накопленного  экологией наземных животных  и экологией растений; формулировка  понятия экосистемы и биогеоценоза; широкое внедрение математических  методов, системного подхода и  представления об уровнях организации  живой материи. В первых сводках  по общей экологии (американские  экологи Дж. Кларк и Ю. Одум) много внимания уделяется рассмотрению экосистем.

 

 В настоящее время  экология представляет собой  разветвленную систему наук. Она  делится на общую экологию  и на частную.

 

 Экологическое мышление  становится необходимым для решения  самых насущных прикладных задач  нашей жизни. В международной  сфере работают специальные комиссии  ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие организации,  задачей которых является пропаганда  и внедрение экологических подходов  в разные сферы практической  деятельности человека.

 

 Можно согласиться  с утверждением, что «экология  – наука будущего, и возможно, само существование человека  на нашей планете будет зависеть  от ее прогресса».

 

29 сентября 1987 г. был выведен  на околоземную орбиту (высота  в перигее-224 км, в апогее –  406 км, наклонение – 62,8°, период  обращения – 90,5 мин.) международный  биоспутник «Космос-1887». В сотрудничестве по проекту принимали участие ученые ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР, США, Франции, ЧССР и Европейского космического агентства. На борту спутника находился комплекс научной аппаратуры, который продолжил исследования влияния факторов космического полета на биологические объекты, а также вел радиационно-физические измерения.

 

 Длительность полета  была выбрана так, чтобы проанализировать  физиологические реакции организмов  как в начальный (первая неделя), так и в переходный (вторая неделя) периоды адаптации к невесомости.

 

 На обезьянах в полете  исследовались работа вестибулярного  аппарата, двигательной системы,  центральной нервной системы,  биоритмы, а до и после него  – клиническое состояние, газо- и энергообмен, иммунитет, водно-солевой обмен, структура и биохимия мышц и костной ткани. Эксперименты проводились на двух четырехлетних обезьянах самцах макаках-резусах весом по 4 кг.

 

 На крысах, поставленных  Институтом экспериментальной эндокринологии  Словацкой академии наук (Братислава), изучались структурные и метаболические  изменения, возникающие в переходный  период, динамика адаптации к  невесомости отдельных функциональных  систем и организма в целом,  выявлялась роль различных регуляторных  систем в механизме адаптаций.  Возраст крыс к началу полета  составлял 3 месяца, их вес был  около 300 г.

 

 Основная задача экспериментов  по гравитационной биологии заключалась  в сборе информации о биологических  эффектах невесомости и биологических  механизмах адаптации к изменённой  силе тяжести, работающих на  клеточном уровне организации  живого.

 

 Два эксперимента предложили  юные биологи. В одном на  молочной планарии (червь) наблюдалась регенерация различных фрагментов рассеченного тела в невесомости. В другом на культуре кишечной палочки, зараженной умеренным фагом, исследовался процесс его перехода из неактивного состояния в активное под действием факторов космического полета, а на культуре стрептококка синтез антибиотика низина.

 

 На «Космосе-1887» велись  также наблюдения за радиационной  обстановкой в околоземном пространстве, выяснилось, как влияют факторы  космического полета, в частности  радиация, на клеточные структуры  биообъектов, отрабатывались конструктивно-технологические  принципы, позволяющие создать модульную  электростатическую защиту космических  аппаратов от электронов.

 

12 октября спускаемый  аппарат спутника с биообъектами  совершил посадку в районе  г. Мирного.

 

 С 24 по 29 июля 1987 г. на  научно-исследовательском комплексе  «Мир» работал советско-сирийский  экипаж. Космический корабль «Союз  ТМ-З», стартовавший 22 июля, доставил  на станцию, где уже находились  Ю.В. Романенко и А.П. Лавейкин, А.С. Викторенко, А.П. Александрова и гражданина Сирийской Арабской Республики М. Фариса.

 

 Программа научных  исследований была подготовлена  совместно советским и сирийскими специалистами и включала 13 экспериментов.

 

 Важное значение для Сирии имел эксперимент «Евфрат». Космонавты, пролетая над страной, выполнили несколько серий визуальных наблюдений, фотографировали и спектрометрировали многие районы, в том числе долину Евфрата. Полученная информация помогла оценить агропромышленные и лесные ресурсы, вести поиск полезных ископаемых, в том числе нефти, и запасов подземных вод, контролировать загрязнение атмосферы и прибрежных акваторий республики.

 В 1985 г. выведен на околоземную орбиту биоспутник «Космос-1667». На нем были продолжены исследования влияния факторов космического полета на живые организмы. На борту спутника были размещены научно-экспериментальные системы с различными биологическими объектами, а также аппаратура для радиационно-физических исследований.

 После Чернобыльской  катастрофы вопросы экологии  и обеспечения экологической  безопасности приобрели новое  звучание. Только после Чернобыльской  катастрофы и прорыва гласности  появились важные обобщения, касающиеся  состояния природных ресурсов, техногенного  загрязнения среды и здоровья  населения страны. В резком подъеме  экологического сознания и разработке  перспективных программ большую  роль сыграли исследования и  выступления таких видных ученых, как С.П. Залыгина, Н.Н. Воронцова,  М.Я. Лемешева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса, А.В. Яблокова и др.

 «Никогда еще судьба  человека не зависела в такой  степени от его отношения ко  всему живому на Земле. Ведь, нарушая экологическое равновесие  и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую  емкость планеты, человек таким  путем может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже любой атомной бомбы» Исходя из сложившейся на сегодня ситуации строятся и положения Всемирной хартии природы (принята Генеральной ассамблеей ООН 28 октября 1982 г.): «Природу необходимо уважать и не нарушать ее основные процессы….любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения…».

 В последнее десятилетие  внимание политических деятелей  разных стран привлечено к  экологическим проблемам благодаря  работам Международного Института  Жизни и выступлениям ряда  крупных ученых, в частности, выдающегося  океанолога Ж.-И. Кусто, экономиста-эколога  Мориса Стронга, премьер-министра Норвегии Г.Х. Брундтланд, возглавившей Комиссию ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). Исключительное значение имел доклад этой Комиссии «Наше общее будущее»

 Конференция ООН по  окружающей среде и развитию  в Рио-де-Жанейро выдвинула экологические  проблемы человечества на первое  место в «повестке дня» ХХІ  века. В качестве центральных  идей КОСР-92 постулировала:

 

 неизбежность компромиссов  и жертв, особенно со стороны  развитых стран, на пути к  более справедливому миру и устойчивому развитию;

 невозможность движения  развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны;

 необходимость перехода  мирового сообщества на рельсы  устойчивого долговременного развития;

 требование ко всем  слоям общества во всех странах  осознать безусловную необходимость  такого перехода и всячески  ему способствовать.

 

 Конференция приняла  несколько важных документов. Среди  них:

 

 Декларация Рио по  окружающей среде и развитию.

 

 Заявление о принципах  глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию  всех видов лесов.

 

 Повестка дня на  ХХІ век – документ, ориентированный  на подготовку мирового сообщества  к решению эколого-экономических  и социально-экономических проблем  близкого будущего.

 

 Кроме того, в рамках  Конференции были подготовлены  Рамочная конвенция об изменении  климата и Конвенция о биологическом  разнообразии. Все документы КОСР-92 пронизывает концепция устойчивого  развития.

 

 Декларация Рио-92 призывает  все государства принять ответственность  за все формы деятельности, наносящие  ущерб окружающей среде в других  странах, информировать другие  страны о потенциально возможных  и совершившихся техногенных  и природных катастрофах, наращивать  эффективность природоохранного  законодательства, не допускать  перенесения на территорию других  государств источников экологической  опасности.

 

 В документах КОСР-92 обращается внимание на обязанность  государств исключить из своей  практики моделей производства  и потребления, не способствующих  устойчивому развитию, а также  на то, что разные государства  в разной степени ответственны  за исчерпание планетарных ресурсов  и загрязнение среды. За этим  стоит признание того факта,  что развитые страны сначала  достигли высокого экономического  уровня за счет безоглядной  эксплуатации как собственных,  так и принадлежащих другим  странам природных ресурсов, и  только затем привлекли накопленный  капитал для улучшения охраны  окружающей среды. Этот путь  сейчас уже неприемлем ни для  развивающихся стран, ни для  человечества в целом, так как  глобальный ресурс устойчивости  окружающей среды находится у  критического уровня.

 

 О том, какую роль  играет экология в жизни нынешнего  поколения, можно судить по  таким фактам. На сегодняшний  день во всех учебных заведениях  Украины ведётся преподавание  экологических дисциплин. Многие  Вузы готовят специалистов в  области экологии. Правительством  принимаются различные законодательные  акты, в которых затрагиваются  вопросы экологии и экологической  безопасности. Широкое развитие  получили негосударственные экологические  организации.

 

 Но, не смотря на  все это, и по сей день  наблюдается «в отношениях с  природой у нас все тот же  военный коммунизм, все та же  узкопартийная политика – грабить  можно, если это в интересах  моей партии и моей политики, хотя революционные партии в  цивилизованном мире уже становятся  анахронизмом».

 

 

Литература

 

 

1. Основы экологии: Учеб. пособие. – Донецк: ДонГАУ, 2009. – с.

 

2. Руденко В.П. Природно-ресурсний потенціал Української РСР // Изв. АН СССР. Сер. геогр. – 2009. – №5. – С. 88

 

3. Разумихин Н.В. Природные  ресурсы и их охрана. – Л., 2008. – С. 138.

 

4. Вернадский В.И. Химическое  строение биосферы Земли и  ее окружения - М.


Информация о работе История развития экологии как науки