«Экологическая культура человека»
- Экологическая культура
– это новая дисциплина, возникшая в рамках
экологии и культурологии. Серьёзнейший
экологический кризис, поразивший нашу
планету, внёс существенные коррективы
в отношения человека и природы, заставил
переосмыслить все достижения мировой
цивилизации. Приблизительно с шестидесятых
годов двадцатого столетия, когда перед
человечеством впервые так остро встала
проблема уничтожения всего живого в связи
с промышленной деятельностью, стала оформляться
новая наука – экология, и, как следствие
этого возникновения, появилась экологическая
культура.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.
- Актуальность
темы обусловлена тем, что забота
о природе, выражаемая чаще всего
в форме запретов, была присуща
еще первобытным религиям, основанным
на всеобщей одушевленности природных
явлений. В отдельных районах
земного шара такое отношение
сохранилось до сих пор.
- Экологическая
культура человека
– сравнительно новая проблема, которая
остро встала в связи с тем, что человечество
вплотную подошло к глобальному экологическому
кризису. Все мы прекрасно видим, что многие
территории, по причине хозяйственной
деятельности человека, оказались загрязнёнными,
что сказалось на здоровье и на качестве
населения.
- Можно
сказать прямо, что в результате
антропогенной деятельности окружающая
природа оказалась перед прямой
угрозой уничтожения. Из-за неразумного
отношения к ней и к её
ресурсам, из-за неправильного понимания
своего места и положения во
вселенной человечеству грозит
деградация и вымирание. Поэтому
проблема “правильного” восприятия
природы, равно как и “экологической
культуры” выходит в настоящий
момент на передний план. Чем
раньше учёные начнут “бить
тревогу”, чем раньше люди начнут
пересматривать результаты своей
деятельности и корректировать
цели, соразмеряя свои цели со
средствами, которыми располагает
природа, тем быстрее можно будет
перейти к исправлению ошибок,
как в мировоззренческой сфере,
так и в сфере экономической.
- Владимир
Иванович Вернадский
- С началом
эпохи модерна понятие «культура»
подверглось глубокому переосмыслению.
В начале под “культурой”
понималась совокупность материальных
и духовных ценностей, накопленных
человечеством за весь период
его существования, то есть живопись,
архитектура, язык, письменность, обряды,
отношение к миру, но затем, с
открытием иных цивилизаций, возникла
потребность в расширении этого
понятия.
- Более
того, культурные нормы и правила
не являются наследственными
признаками, заложенными в наших
генах, они усваиваются на протяжении
всей жизни, посредством обучения,
целенаправленной работы и культурной
деятельности человека.
- С конца
шестидесятых годов человечество
столкнулось с проблемой “глобального экологического
кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация,
Научно-техническая революция, массовое
сведение лесов, строительство заводов-гигантов,
атомных, тепловых и гидроэлектростанций
привёло к тому, что перед мировым сообществом
стал вопрос выживания и сохранения человека
как вида. И не только его, но и животных.
- Человек живёт в искусственной
среде, которую принято называть техносферой.Техносфера
уничтожает естественную среду, ставя
на первое место желания и нужды людей.
- Потребности
в энергетике человек удовлетворяет
с помощью электростанций: тепловых,
водяных и атомных. В результате
работы тепловых станций в
атмосферу выбрасывается огромное
количество углекислоты, фрионов, разрушающих
озоновый слой, диоксинов и т.д.;
загрязняются реки и моря. Практически
каждый год случаются аварии
танкеров, транспортирующих нефть.
И всё это делается для увеличения
комфортности и удобств. Мировая
цивилизация, таким образом, приобретает
черты “потребительской культуры”,
ставящей своей целью удовлетворение
потребностей вне зависимости
от положения природы.
- Всё
это и многое другое привело
к “глобальному экологическому
кризису”, который, в свою очередь
ведёт к деградации и вымиранию
человечества.
Основные причины, ведущие к экологическому кризису.
- 1.
Промышленные выбросы.
- В мире
существует огромное количество заводов
и фабрик, которые используют столько
кислорода, сколько необходимо 20 миллиардам
человек, а выбрасывает тысячи тонн углекислоты.
В результате меняется вся экосистема:
те растения, которые поглощают эту углекислоту,
естественно, начинают бурно расти, вытесняя
другие растения, что приводит к ослаблению
биосферы и расшатыванию её основ.
2. Сведение лесов
- Вырубка
лесов приводит к гибели животных
и растений, что расшатывает экосистему
и приводит к обеднению или
опустыниванию территорий. Но последствия
скажутся не сразу, а через
несколько лет, ибо гибель лесов
приведёт в конечном итоге
к уменьшению запасов пищи, что
ударит по человечеству неурожаями
и голодом.
3. Выбросы вредных веществ в
водоёмы и
мировой океан.
4.Радиационные загрязнения.
- Из-за
широкого распространения атомных
электростанций остро встал вопрос
утилизации и хранения ядерных
отходов. И правительство, не найдя
лучшего решения решило хоронить
эти отходы в земле.
- После
испытания ядерного заряда в Самарской
области и аварии на Чернобыльской АЭС,
катастрофически возросла смертность
от рака и других онкологических заболеваний.
- Человечество
с волнением наблюдает последнюю катастрофу
мира – аварию на АЭС Фукусима. Удастся
ли взять эту ситуацию под контроль –
вопрос времени. А пока уровень радиации
всё растёт и растёт.
- Также
подход к решению проблемы
экокризиса лежит в плоскости
образования. Общество должно пересмотреть
своё отношение к природе и
животному миру, отказаться от
принципа удовлетворения всех
своих потребностей, попытаться
гармонизировать свои отношения
с природой. Тогда станет возможным
решение проблемы экологического
кризиса и охраны здоровья.
- Общество
стоит перед лицом принятия
многих важных решений об использовании
науки и технологии. Эти решения
влияют на среду, человеческое
здоровье, общество и международную
политику. Для того, чтобы решать
эти вопросы и разрабатывать
принципы, чтобы помочь нам принимать
решение, нужно включать антропологию,
социологию, биологию, фармацевтику, религию,
психологию, философию и экономику;
мы должны объединить научную
строгость биологических данных,
с величинами религии и философии,
чтобы разработать целостное
мировое видение.
- Важнейшим
условием создания системы экологического
образования является участие
в этом процессе всех учреждений,
социальных групп и слоев населения.
В формировании экологической
культуры должны принимать участие:
семья, образовательные учреждения
всех уровней, общественные, политические
и профсоюзные организации, учреждения
культуры, науки, туризма и спорта,
средства массовой информации, вооруженные
силы и религиозные конфессии.
- Экологическое
образование должно осуществляться на
протяжении всей жизни человека.
Заключение
- Ни
одно из противоречий развития
современного общества, в которое
попало современное человеческое
бытие, не выглядит столь безвыходным,
угрожающим, как экологическое противоречие.
Именно человеческая деятельность,
культура сама создала, породила
данное противоречие. И только
культура – изменение духовных
основ деятельности, представлений
о ценном, значительном и случайном,
незначительном – может открыть
выход в гармонию со всей
экосистемой.
- Гармонизация
отношений общества
и природы предполагает
утверждения в
культуре принципа
взаимодополнительности
всех явлений действительности,
являющейся основой
экологического подхода.
- Ясно,
что работа потребует
от нас предельного
культурного, душевного
напряжения. Фактически
речь идет о
становлении в
качестве определяющей
черты каждого
человека интеллигентности,
т. е. способности
человека понимать
больше, чем ему
непосредственно
выгодно. А интеллигентом
стать очень непросто.
- Форма
и содержание в становлении
и деятельности личности взаимообусловлены,
его быт и бытие, сфера обыденного
и сфера смыслов, внешняя и
внутренняя жизнь непосредственно
связаны. Поэтому овладение экологической
культурой, культурой мышления неизбежно
ведет к изменению индивидуальных
потребностей человека. Мысля экологично,
человек и поступать будет
экологично. Но мысль всегда должна
быть позитивной!