Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:26, доклад
Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов. Жизнь в согласии с природой – один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид – разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
1.Понятие, сущность
и виды экологических
Учения о взаимодействии общества и природы
Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов. Жизнь в согласии с природой – один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид – разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
До середины 20 века природа воспринималась как неисчерпаемый ресурс, а экологическая опасность как необоснованная. И до сих пор в России немногие осознают всю глубину поразившего Россию экологического кризиса.
Термин “экология” (от греческого oikos - дом, жилище, место пребывания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869 году. Экологией называлась наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Существует несколько основных концепций взаимодействия общества и природы:
натуралистическая, когда природа рассматривается в качестве божества, некого идеала, возвышающегося над обществом. Эта концепция проявляется в принципе невмешательства в природу, под девизом «Назад к природе!»;
потребительская концепция, главной идеей которой является приоритет, превосходство человека и общества над природой под девизом «На наш век хватит!».
Крайние проявления двух названных концепций иногда называют концепций алармизма (аларм - тревога), когда все рассматривается или в черных тонах, или в розовых.
Современные концепции в экологии характеризуются концепцией ограничения или пределов роста развития экономики, населения, научно-технического прогресса (нулевой или ограниченный рост - в качестве примера м. назвать теорию Мальтуса), концепцией глобального управления ОПС; концепцией экологических революций (от потребительского подхода к осознанному рациональному природопользованию).
Самая современная концепция охраны и развития была наиболее обоснована на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и Всемирном саммите по устойчивому развитию1, проведенном в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге - Концепция устойчивого развития2. Можно выделить несколько ее основных принципов:
человек (люди) как центр внимания, основа всех прилагаемых усилий. Сохранение окружающей среды именно для человека;
необходимость учёта интересов
не только нынешнего поколения людей,
но и будущих поколений, сознание
ответственности нынешнего
охрана окружающей среды является частью прогресса (развития) человечества.
При реализации данных принципов, анализируя Концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:
экологический фактор (состояние окружающей среды, в которой живёт человек);
экономический фактор (преобразование рыночной системы);
социальный фактор (с.-х. производство, права человека, демография).
В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трёх факторов, упущение хотя бы одного проведёт к возникновению другой проблемы взамен старой.
Основным документом, принятым на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, является "Повестка дня на XXI век". Именно в "Повестке дня на XXI век" отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах. Так, например, одна их программных областей первого раздела называется "Создание эффективной правовой и нормативной структуры". Речь здесь идет о повышении эффективности законов и других нормативно-правовых актов, о разработке судебных и административных процедур, создании совместной системы профессиональной подготовки по вопросам законодательства в области устойчивого развития, разработке эффективных национальных программ обзора и обеспечения соблюдения законов в области развития.
Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации Концепции устойчивого развития, способствовать укреплению международного управления устойчивым развитием.
Однако в большинстве стран-участниц этих конференций не выполнены практически ни одна рекомендация, предвестником которой можно считать учение Вернадского3. Наше Российское государство первоначально довольно активно отреагировало на Концепцию устойчивого развития. 4 февраля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации были
утверждены Основные
положения государственной
Идеи и принципы, заложенные
в Концепции устойчивого
Концепция устойчивого развития затрагивает вопросы, связанные с развитием экологического права, всего законодательства Российской Федерации, основы и принципы его построения.
Согласно данной концепции должны быть переосмыслены роль и значение самого государства в обществе. Если государство свои интересы ставит на первое место, не считается с глобальными проблемами, например теми же проблемами сохранения биосферы, то при подобном отношении всех государств планеты в мире воцарится культ силы и разрушений. Такое развитие будет антиустойчивым и довольно быстро приведет к экологической катастрофе. Напротив, если все государства в мире, подчиняясь стремлениям ограничить вредоносное влияние человеческой деятельности на биосферу, уменьшат траты на вооружение, на изобретение новых разрушительных технологий и направят эти средства на защиту окружающей природной среды, то в мире опасностей будет меньше и всем людям станет лучше.
В Концепции отмечается,
что переход к устойчивому
развитию - процесс весьма длительный,
так как требует решения
На следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.
В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества».
Безусловно, Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей. Однако, официальный план перехода к устойчивому развитию предполагает много времени для его реализации. На наш взгляд, показательным фактом, определяющим отношение к экологическим проблемам нашего государства, является разработка в ноябре 1997 г. проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. С тех пор прошло одиннадцать лет, а проект так и не был рассмотрен и принят.
Концепции отношения общества к природе
Как же человек строил свои отношения со своей прародительницей в течение веков, если к середине 60-х годов XX века довел ее до кризисного состояния? Чем обусловливается изменение отношения общества к природе?
Концепция потребительского отношения к природе. Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потребительского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с природой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.
На современном этапе, когда господство человека над природой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потребительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: "Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". "На наш век хватит", "после нас хоть потоп" - вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является, как уже отмечалось, ее истощение, ее деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.
На ущербность концепции потребительского отношения к природе обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф. Федоров, русский религиозный мыслитель-утопист (1828 - 1903), писал еще в конце XIX века: "Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца" <9>.
------------------------------
<9> Федоров Н. Сочинения. М., 1982. С. 301.
Концепция невмешательства в природу. Эта концепция противоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, "природа знает лучше" и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.
Учение о ноосфере. При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др. В.И. Вернадский уже в первые годы XX века поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.
Сторонники этого учения исходят из недопустимости использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого, как это происходило в прошлом и, к сожалению, происходит в наши дни. Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и окружающей его среде, к планете Земля, к околоземному пространству и космосу в целом. "Под влиянием научной мысли и человеческого труда, - писал В.И. Вернадский, - биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу". Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, органическими и неорганическими, сознательными и бессознательными силами мира. Человек призван к мировому творчеству, и это творчество есть часть самой природы, реальная движущая сила мироздания. Создание ноосферы немыслимо без уяснения этических и правовых сторон верховенства человеческого разума, принимающего на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение. Разум человека, его научная мысль, по мнению В.И. Вернадского, призваны спасти человечество от гибели.