Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:36, контрольная работа
Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду в которой они живут и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология.
Введение 3
1. Экологические права и обязанности. Экономика природопользования. 4
1.1 Экономика природопользования 9
2. Проблема радона в жилых помещениях. 12
2.1 Меры защиты от радона 16
Заключение 18
Список литературы: 20
РОССИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
Кафедра
Товароведения и
экспертизы товаров
Дисциплина
«ЭКОЛОГИЯ»
Контрольная работа
ВАРИАНТ
№ 13
Тема:
«Экологические права
и обязанности. Экономика
природопользования.
Проблема радона в жилых
помещениях»
Оглавление
Эколо́гия (от греч. οικος
Экология
обычно рассматривается как подотрасль
биологии, общей науки о живых организмах.
Живые организмы могут изучаться на различных
уровнях, начиная от отдельных атомов
и молекул и кончая популяциями, биоценозами
и биосферой в целом. Экология также изучает
среду в которой они живут и её проблемы.
Экология связана со многими другими науками
именно потому, что она изучает организацию
живых организмов на очень высоком уровне,
исследует связи между организмами и их
средой обитания. Экология тесно связана
с такими науками, как биология, химия, математик
В данной работе будет рассмотрен ряд вопросов связанных с экологией.
Отдельное внимание уделено экологическим правам и обязанностям.
Материал
изложенный в этой работе призван
обратить внимание на то как используются
ресурсы наше Родины. Отдельно хотелось
бы обратить внимание на вопрос скопления
радона в наших домах, и какие меры принимаются
для решения этой проблемы.
Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов экологического права
Центральное место среди принципов экологического права, как отмечалось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.
Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за креплены в Конституции РФ. Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право судием.
Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на ох рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти хийных бедствий. Это право обеспечивается:
- планированием
и нормированием качества
- социальным
и государственным
- предоставлением
реальных возможностей для
- возмещением
в судебном или
- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.
Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю щей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.
В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:
- создавать
общественные объединения,
- принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;
- требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ ной среды и мерах ее охраны;
- требовать
в административном или
- ставить
вопрос о привлечении к
- выдвигать
предложения о проведении
- осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.
Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох ране окружающей природной среды»):
- сохранять
природу и окружающую среду,
бережно относиться к при
- принимать участие в охране окружающей природной среды;
- соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;
- повышать
свою экологическую культуру, содействовать
экологическому воспитанию
Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:
- разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
- за
счет своих средств и
- рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;
- требовать
в административном или
- требовать
предоставления своевременной,
- организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;
- ставить
вопрос о привлечении к
Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать все мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности
В природопользовании
можно рассматривать два уровня управления:
управление природными системами и управление
природопользователями (управление охраной
окружающей природной среды и рационализацией
использования природных ресурсов). Первый
уровень управления должен опираться
на изучение, и использование естественных
законов, в первую очередь экологических,
и осуществляться через второй уровень,
опирающийся на юридические и экономические,
т. е. социальные, законы.
Экономический механизм охраны окружающей
природной среды (ООПС) включает в себя
целый ряд инструментов воздействия на
материальные интересы предприятий и
отдельных работников. Рассмотрим важнейшие
из них.
Прежде всего, это лимитирование природопользования.
Существует достаточно большое количество
предприятий, которые с экологической
точки зрения лучше всего было бы закрыть
или перепрофилировать, т. е. перевести
на выпуск другой продукции, производство
которой наносит меньше вреда окружающей
среде. Например, целлюлозно-бумажный
комбинат можно перепрофилировать в мебельную
фабрику. Однако с экономической точки
зрения, а иногда и с социальной (т. е. исходя
из интересов местного населения) это
не всегда реально, так как предприятие
может являться поставщиком нужных обществу
товаров и рабочих мест.
Долгое время природопользование в нашей
стране было бесплатным, т. е. предприятия
использовали землю, воду и другие природные
ресурсы, а также загрязняли окружающую
природную среду, ничего за это не платя.
Только в случае слишком сильного загрязнения
с катастрофическими последствиями для
окружающей среды предприятия выплачивали
штрафы, да и то не всегда. Такая безответственность
вела к нерациональному расходованию
природных ресурсов. В то же время государству
приходилось вкладывать большие средства
в разведку запасов подземных вод и полезных
ископаемых, в подготовку к их добыче (прокладку
подъездных путей и т. д.), в посадку вырубленных
лесов. Чтобы, с одной стороны, заинтересовать
предприятия в бережном использовании
природных ресурсов, а с другой - возместить
государству часть расходов на охрану
и восстановление ресурсов окружающей
среды, с 50-х годов постепенно вводят плату
за отдельные виды ресурсов, изымаемых
из природы (лес, уголь, воду). В начале
90-х годов была введена платность природопользования,
включающая плату за практически все природные
ресурсы, за загрязнение окружающей природной
среды, размещение в ней отходов производства
и за другие виды воздействия. При этом
плата за сверхлимитное использование
и загрязнение в несколько раз превышает
плату за использование и загрязнение
в пределах установленных предприятию
нормативов (лимитов). Внесение платы за
использование и загрязнение не освобождает
природопользователя от выполнения мероприятий
по ООПС и возмещения ущерба.
Условия и порядок использования природных
ресурсов, права и обязанности природопользователя,
размеры платежей закрепляются в договоре
и лицензии (разрешении) на комплексное
природопользование.
Одним из важнейших методов экономического
управления является финансирование,
т. е. предоставление денежных средств
на какие-либо строго определенные мероприятия,
в данном случае природоохранные. Источниками
финансирования могут быть бюджетные
средства, собственные средства предприятий
(себестоимость продукции или прибыль),
банковские кредиты и различные экологические
фонды.
Создание экологических фондов также
является одним из новых экономических
методов управления в природопользовании.
Под фондами понимаются как учреждения,
призванные оказывать какую-либо материальную
помощь, так и сами денежные материальные
средства, а также их источники. Например,
в экологические фонды поступают платежи
всех предприятий за природопользование,
а потом эти средства выдаются на проведение
самых неотложных и дорогостоящих природоохранных
мероприятий. Кроме того, предприятия
могут делать взносы в фонды экологического
страхования. В этом случае, если произойдет
какое-либо экологическое ЧП и предприятие
должно будет платить большой штраф и
возмещать нанесенный ущерб, страховой
фонд поможет ему.
Важнейшим из экономических методов управления
является правильное применение материального
стимулирования. Материальное стимулирование,
т. е. обеспечение заинтересованности,
выгодности для предприятия и его работников
природоохранной деятельности, предполагает
применение не только мер поощрения, но
и наказания.
К мерам материального поощрения относятся
такие, как:
- установление налоговых льгот (сумма
прибыли, с которой взимается налог, уменьшается
на величину, полностью или частично соответствующую
природоохранным затратам);
- освобождение от налогообложения экологических
фондов и природоохранного имущества;
- применение поощрительных цен и надбавок
на экологически чистую продукцию (овощи
с пониженным содержанием нитратов, пестицидов,
ядохимикатов и других вредных веществ
могут стоить дороже, а значит, их выгоднее
будет продавать и выращивать);
- применение льготного кредитования предприятий,
эффективно осуществляющих ООПС (снижение
процента за кредит или беспроцентное
кредитование).
К мерам материального наказания относятся:
- введение специального добавочного налогообложения
экологически вредной продукции и продукции,
выпускаемой с применением экологически
опасных технологий (т. е. такой продукции,
потребление или производство которой
опасно для здоровья людей и окружающей
среды);
штрафы за экологические правонарушения.