Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 05:54, реферат
Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией.
Введение
1.Понятие, виды и структура экологических правонарушений……………….3
2. Вред экологический и экономический………………………………………..6
3.Экологический риск…………………………………………………………….7
4.Возмещения вреда окружающей природной среде………………………….10
4.1 Принципы возмещения экологического вреда…………………………….11
4.2. Механизм возмещения вреда………………………………………………12
4.3.Механизм возмещения правомерного вреда природной среде…………...15
5.Негаторный иск……………………………………………………………….16
Заключение
Список литературы
ИСО 14000
Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений Допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, Представленные для согласования материалы, отклоняют.
Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где, в сравнении с экологически более благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название повышенного экологического риска (Петров, 1995).
В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны: 1) хронического загрязнения окружающей среды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной экологической ситуации и 4) экологического бедствия.
К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.
В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым проблемам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Зоной экологического бедствия указами Президента или постановлениями Правительства России на основе государственной экологической экспертизы объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Арал и Приаралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска [4].
4.Возмещения вреда окружающей природной среде
Выплата специальным экономическим фондам денежной компенсации, которая производится добровольно либо по решению суда, арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Общий принцип этого возмещения установлен Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". В нем, в частности, говорится: предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением экологических систем и другого экологического правонарушения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей природной среде, носят полу штрафной характер, поскольку в них включаются примерные размеры расходов на устранение негативных последствий экологического вреда(мероприятия, например, по восстановлению оздоровительных функций леса). Таксы установлены, например, для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству(утверждены постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г.) или рыбному хозяйству (постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г.). Подобного рода таксы (методики) в области охотничьего, рыбного, лесного хозяйства с учетом местных географических и климатических условий утверждаются ныне субъектами РФ.
Суммы ущерба, взыскиваемого по решению суда, арбитражного суда по восстановлению потерь окружающей природной среды, перечисляются в экологические фонды. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда экологический и экономический вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его средств и сил [5].
4.1 Принципы возмещения экологического вреда
4.2. Механизм возмещения вреда
Законодательством
1. Внесудебный порядок реализуете рядом способов:
• добровольное возмещение. Данный способ возмещения вреда на практике встречается редко.
• посредством страхования риска причинения экологического вреда. В тех случаях, когда вред причинён объектами окружающей среды, нельзя ставить вопрос об ответственности и обязанности возместить вред. В таком случае возможно заключение договора личного или имущественного страхования. По которому, в страховое возмещение включено: компенсация вреда, причинённого жизни и здоровью людей, и стоимость утраченного (повреждённого имущества).
• административный порядок.
Он применяется, как правило, при
авариях и стихийных бедствиях,
имеющих экологические
2. Судебный порядок. Реализуется,
Ст. 101 Закона «Об
охране окружающей среды»
Добровольное исполнение
обязанностей не является
ГК предусматривает два способа возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. Однако реальное возмещение в натуре допустимо не во всех случаях. Так применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли; при восстановление лесных массивов - посредством новых посадок древесных культур. Применение реального возмещения вреда возможно, если:
При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды (ст. 101 Закона «Об охране окружающей среды»). Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.
Методы (способы) определения вреда, причиненного природным объектам:
• В случае, когда природный объект уничтожен, поврежден, приведен в непригодность и восстановить его невозможно (отстреляно животное, выловлена рыба, срублено дерево и т.п.) применяется таксовый метод исчисления размера убытков. Требовать возмещения вреда вправе только специальные органы, на которые государством возложены функции охраны окружающей среды. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами.
Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены:
- по лесному хозяйству
– за каждое уничтоженное или
повреждённое дерево или
Таксы - заранее исчисленный и зафиксированный в твердой денежной сумме размер ущерба, причинённый природным объектам. В состав такс включен такой компонент, как затраты на восстановление природных объектов, даже в тех случаях, когда компенсация убытков практически невозможна ввиду необратимости некоторых природных процессов.
Несмотря на наличие штрафных
моментов в таксах ущерба, их нельзя
отождествлять со штрафом как
мерой административного
1. основное назначение, такс
— возмещение вреда.
2. уплата штрафа не
освобождает от возмещения
3. взыскание сумм ущерба
по таксам производится в
• Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.
• По фактическим затратам
возмещается ущерб, когда отсутствуют
соответствующие таксы или
4.3.Механизм возмещения правомерного вреда природной среде
Экологическое законодательство устанавливает случаи, когда предусмотрено возмещение потерь и убытков, вызванных правомерными действиями природопользователей.
1. Так, при изъятии или
временном занятии земель
2. При изъятии земельного участка у собственника, землевладельца, землепользователя, арендатора постановлением Правительства от 25 марта 1992 г. "О возмещении убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан" предусматривается их возмещение в полном объеме (включая затраты, произведенные за счет собственных средств, на улучшение качества земли за время владения и пользования земельными участками исходя из кадастровой оценки, а также упущенную выгоду). Возмещению подлежат и затраты по восстановлению зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых, а также дополнительные затраты на осуществление мер защиты размещаемых в установленном порядке на площадях залегания полезных ископаемых зданий и сооружений от возможных просадок земной поверхности. Указанным постановлением утверждено Положение о порядке возмещения таких убытков. В соответствии с ним предприятия, организации, учреждения и граждане, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или же ухудшение качества ближайших земель, компенсируют убытки землевладельцам, землепользователям, в том числе арендаторам в полном объеме. Размеры таких убытков определяются оценочными комиссиями соответствующих исполнительных комитетов. Компенсация убытков осуществляется в бесспорном порядке. В случае же возникновения споров, связанных с компенсированием убытков и определением их размеров, вопросы разрешаются судом в соответствии с его компетенцией.