Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:32, реферат
Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Уо «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и организации АПК
РЕФЕРАТ
на тему: « Экологические проблемы Балтийского моря»
Выполнила: студентка 79эи группы 2-го курса
Моложавая М.Я
Проверила: Кобрик С.И.
Минск 2011
Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара. Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30—50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина, Неман, и именно в них попадает бoльшая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. Поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению.
Главные экологические проблемы Балтийского моря обычно связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточных вод, региональное и городское планирование и охрана природы. Все экологические проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из множества разнообразных источников через реки, трубопроводы, захоронения, от эксплуатации судов и, наконец, из воздуха.
Одной из этих проблем является избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей.
Наиболее острой проблемой Балтийского моря является загрязнение нефтью -давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.
Ещё одной не менее важной проблемой является накопление тяжелых металлов - ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть - при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца - 3 тыс. т, кадмия - около 50 т, а ртути - «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов.
Наибольшую опасность для живых организмов представляет иприт, большая часть которого на морском дне лежит в виде кусков ядовитого студня. Иприт и люизит хорошо гидролизуются и образуют токсичные вещества, сохраняющие свои свойства в течение достаточно длительного времени. Свойства люизита аналогичны свойствам иприта, однако, люизит содержит мышьяк, так что экологически опасны как продукты его трансформации, так и возможности их переноса по трофическим цепям. Поэтому строительство специальных саркофагов для затопленного химического оружия и использование иных мер по изоляции и нейтрализации отравляющих веществ есть насущная задача, решение которой должно обеспечить экологическую безопасность экосистемы Балтийского моря.
Основным источником загрязнения водной среды Балтийского моря в регионе является городская система канализации, через которую ежегодно сбрасывается в акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн. куб. м сточных вод. Ладожское озеро, река Нева и ее притоки, особенно в черте Санкт-Петербурга, испытывают значительное загрязнение нефтепродуктами. Серьезными источниками загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся перевозкой и перевалкой нефтепродуктов. Интенсивность движения судов грузоподъемностью до 5000 т, перевозящих нефтепродукты, составляет 8-10 судов в сутки, а годовой грузооборот нефтепродуктов достигает 5 млн. т. Многие суда, используемые для перегрузки нефтепродуктов устарели, используются более 20 лет, не отвечают требованиям экологической безопасности.
Существует несколько типов охраняемых природных территорий на Балтийском море. Некоторые из них, такие как Охраняемые территории Балтийского моря (BSPAs) или Ключевые орнитологические территории (IBAs), созданы в интересах разных стран международными организациями, например HELCOM и BirdLife. Такие территории важны для всего Балтийского моря. Морские территории сети Natura 2000 являются еще одним примером усилий по охране морских экосистем. Они утверждаются на национальном уровне. Большую роль в сохранении морской среды играют также национальные охраняемые территории. Созданные в наиболее важных и уязвимых районах, они гарантируют сохранение морских природных ценностей.
Создаются морские трубопроводы( газопроводы). По сравнению с сухопутными трубопроводами, морские отличаются существенно меньшей взрыво- и пожароопасностью при эксплуатации в связи с отсутствием в воде большого количества кислорода. С целью повышения уровня экологической безопасности газопровода, трубы должны быть заглублены, уложены в траншеи в потенциально опасных мелководных местах дна Балтийского моря. Для обеспечения устойчивости положения газопровода от всплытия предусматривается его балластировка утяжелителями охватывающего типа.
26-27 ноября 2009г в Латвии (Рига) состоялся семинар. Основной акцент был сделан на недопущении загрязнения Балтийского моря нитратами и фосфатами. Очевидно, что к этому процессу сельское хозяйство имеет самое непосредственное отношение. На мероприятии были представлены научные и технические разработки, способствующие минимизации загрязнения вод вышеназванными веществами.
Обеспечение экологической безопасности флоры и фауны Балтики и морской экосистемы в целом должно осуществляться в рамках международного права и тесной кооперации стран Балтийского моря.