Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Прошло почти 50 лет со времени первого полета человека в космос, а чуть раньше запустили первый спутник. С тех пор ракетно-космическая техника ушла вперед. Но все таки это относительно новое направление машиностроения и производства. Все развитые страны стремятся быть первыми в космосе, и даже сотрудничают. Но пока что не задумываются об экологическом аспекте космической деятельности. Инженеры-конструкторы стараются создать экономичный, компактный, с большой дальностью полета и большой скоростью летательный аппарат. Государства в этой космической гонке забывают о том вреде, который наносит природе различный мусор, отходы космического производства. А проблема эта с каждым годом все актуальнее. Есть множество примеров отрицательного воздействия отходов ракетного топлива на людей и окружающую среду.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..
1 Виды жидких ракетных топлив………………………………………………………………..
2 Механизм горения жидких топлив……………………………………………………………
3 Экологические проблемы эксплуатации ракетоносителей………………………………….
4 Социально-экологические последствия ракетно-космической деятельности……………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………
В регионах
ракетно-космической
В
результате исследования получен очень
важный и интересный материал, который
частично был опубликован; добыты факты,
дающие новое представление о
вредном воздействии
Гептил
(несимметричный диметилгидразин, НДМГ)
- жидкое ракетное топливо, представитель
большого класса гидразинсодержащих веществ,
с которыми соприкасаются миллионы
людей. Прежде всего, это применяющиеся
при лечении депрессий и
Тем не менее, не все проблемы в этой сфере пока разрешены, и одна из них - определение безопасных концентраций гидразинсодержащих веществ. В России, как и в бывшем СССР, предельно допустимая концентрация (ПДК) для НДМГ в атмосферном воздухе составляет 0,1 мГ/куб. м, однако имеются данные о неблагоприятном воздействии гептила на организм человека при концентрации в 10 раз меньшей ПДК - 0,01 мГ/куб.м. Речь идет о воздействии на взрослого человека, а в пересчете воздействия на ребенка или плод допустимая концентрация НДМГ должна быть уменьшена еще в 10 раз - до 0,001 мГ/куб.м. Таким образом, говорить, что концентрация гептила, равная 1 ПДК, безопасна - несерьезно. Воздействие на людей НДМГ, как и компонентов других ракетных топлив, приводит к поражению иммунной, сердечно-сосудистой, лимфатической и центральной нервной систем, желудочно-кишечного тракта, крови, печени, кожи, к нарушению репродуктивной деятельности, появлению тяжелых врожденных уродств, внутриутробному недоразвитию плода и другим патологическим состояниям. Причем наиболее сильно воздействие сказывается на беременных женщинах, на новорожденных и детях дошкольного возраста.
Медико-биологические
эффекты воздействия
Следует отметить, что у детей ракетчиков, имеющих контакт с НДМГ при обслуживании ракетных комплексов, обнаруживаются такие же расстройства здоровья, что и у людей, проживающих в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей с остатками НДМГ. При этом клиническая картина поражения людей гептилом соответствует экспериментальным данным, полученным при передозировке гидразинсодержащих лекарств (изониазида и других).
Присутствие
НДМГ в воздухе в малых
Загрязнение окружающей среды компонентами жидких ракетных топлив - ароматическими углеводородами, синтином, гептилом, керосином - представляет большую опасность и для людей, и для окружающей среды. Компоненты ракетного топлива попадают в организм человека через воздух, воду, почву (при хождении по росе, по загрязненной земле), через фрукты и овощи и даже при нахождении человека в лесу - из-за десорбции токсикантов из растений. Например, выявлены массовые отравления детей в результате однодневного пребывания в лесу вблизи района падения ступеней ракет-носителей. В местах, загрязненных компонентами ракетного топлива, обнаруживаются мутантные формы домашних птиц, насекомых, растительности. Эта проблема требует немедленного исследования на цитогенетическом уровне.
Впервые получены свидетельства существования прямой зависимости между запусками ракетоносителей “Союз”, “Протон” и массовыми расстройствами здоровья населения в зонах воздействия. Например, через 2-3 дня после запуска ракеты-носителя с космодрома Байконур у населения Третьяковского района Алтайского края возникают острые желудочно-кишечные нарушения, поражения кожи, центральной нервной системы, гипертензия, ларингоспазмы и др., а учащиеся ряда школ в течение недели после запуска находятся в состоянии наркотического опьянения - с возбуждением, агрессией, изменением сознания.
Площадь
районов падения отделяющихся частей
ракет-носителей в Российской Федерации,
по официальным данным, составляет 20 миллионов
гектаров. По нашим данным, величина территории,
загрязненной в результате ракетно-космической
деятельности, составляет 100 миллионов
гектаров. В республиках Коми и Алтай нами
обнаружены старые, использовавшиеся
лет 20 тому назад, районы падения, о которых
не упоминается в официальных документах.
Кроме того, отделяющиеся части ракет
падают не только в заданных районах, а
на всем протяжении трасс полетов.
Так, по данным Алтайского регионального
института “Экология”, большая территория
Алтае-Саянского региона (0,25 млн. кв. км)
загрязнена различными компонентами жидких
ракетных топлив: гептилом, синтином, керосином,
ароматическими углеводородами. В этих
местах падают отделяющиеся части ракет-носителей
“Союз”, “Протон”, баллистических ракет
(при учебно-испытательных пусках), там
же испытываются и ликвидируются крылатые
изделия. Под воздействием компонентов
ракетного топлива находятся не только
чабаны, табунщики и прочие лица, ведущие
хозяйственную деятельность непосредственно
в районах падения отделяющихся частей
ракет-носителей, но и жители территорий,
расположенных в пределах 100 км от трасс
полетов ракет-носителей и баллистических
ракет. В Республике Алтай к таким районам
относятся Усть-Канский, Онгудайский,
Улаганский, Кош-Агачский. Под длительным
непрерывным воздействием компонентов
ракетного топлива находятся южные районы
Алтайского края: Чарышский, Змеиногорский,
Солонешенский, Смоленский, Алтайский
и другие.
Большую
опасность для жителей Алтае-
Загрязнена
отделяющимися частями ракет
и компонентами ракетных топлив и северо-восточная
часть Европы. По официальным данным, в
Архангельской области действуют 9 районов
падения отделяющихся частей ракет-носителей,
а в Республике Коми — 4 района. Подрывы
ракет средней дальности (РСД-10) в районе
полигона Капустин Яр в 1988-91 годах вызвали
серьезные расстройства здоровья населения
ряда районов Астраханской области. Особенно
сильно пострадал Харабалинский район,
медико-биологические последствия взрывов
этих ракет полностью совпадают с последствиями
массового поражения людей диоксинами
(Севезо, Уфа, Индокитай.)
В районах подрыва пусковых шахт межконтинентальных
баллистических ракет (Владимирская и
Ивановская области РФ, Державинский район
Казахстана отмечен рост количества онкологических
заболеваний населения.
Результаты
шестилетних исследований убеждают нас
в том, что на протяжении 40 лет наука недооценивала
низкоуровневое воздействие компонентов
ракетного топлива на человека, что привело
к большим жертвам как среди военнослужащих,
так и среди мирного населения. Необходим
полный пересмотр всех сложившихся представлений
о воздействии ракетных топлив на организм
человека и окружающую среду.
Один из выводов относится к методам обследования
районов, загрязненных компонентами ракетных
топлив. Подчеркивая значение химико-аналитических
исследований содержания этих компонентов
в депонирующих средах (почва, растительность,
вода и другие), необходимо отметить принципиально
важную роль ретроспективного клинико-эпидемиологического
анализа, совмещенного с социологическим
обследованием. Это малозатратный, оперативный,
рекогносцировочный метод, и он должен
получить широкое распространение при
изучении воздействия компонентов ракетного
топлива на человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всесторонне рассмотреть эту проблему нет возможности, так как многие явления еще недостаточно изучены. Но понятно что уже сейчас возникают сложности с утилизацией компонентов жидких ракетных топлив. Вместе с тем, отсутствует нормативно-методическая документация по осуществлению экологического сопровождения и организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду в виде кратковременных импульсных процессов (огневое уничтожение РДТТ, подрыв и т.п.), не определены обязанности юридических лиц, не разработаны подходы для определения вклада в общую экологическую нагрузку территории при проведении сжигания (подрыва) РДТТ, а также порядок и источник финансирования работ по обеспечению экологической безопасности и мониторингу производств, осуществляющих ликвидацию ракетных двигателей. Хотя некоторые шаги в эту сторону делаются. Например, Сумское СП «Технополис» разработало безотходную технологию утилизации в местах хранения меланжей с получением азотных удобрений. Данная технология реализуется на малогабаритных передвижных установках, которые рассчитаны на мощность до 1 тонн в час.
При переработке отходов меланжа не выделяются оксиды азота, не образуется жидких или твердых отходов. В результате получаются жидкие удобрения с содержанием азота до 25-27 %, в том числе 10 % азота аммонийного, 10 % азота нитратного и 5-7 % азота в амидной форме. В качестве микродобавок удобрения могут содержать йод.
Полученные
жидкие удобрения целесообразно
применять в близлежащих
Хотя данная работа является экологической, проведенные специалистами СП экономические расчеты показывают, что на одной тонне переработанного меланжа можно получать до 6 долларов прибыли. Экологический эффект составит несколько миллионов долларов.
Меланж, в состав которого входили ингибиторы коррозии, использовался в качестве окислителей ракетного топлива. Хранение окислителя в течение 20 лет привело к тому, что за счет частичной коррозии в нем накопилось определенное количество примесей алюминия. Это делает невозможным дальнейшее применение субстанции по прямому назначению и создает экологическую проблему по ее хранению и утилизации. Централизованно утилизировать меланж не представляется возможным по причине изменения свойств — появления активной коррозионной способности из-за разложения ингибиторов в течение 20-летнего хранения.
На фоне неблагополучного состояния здоровья населения страны в целом необходимо тщательное выявление причин повышенной заболеваемости населения и вычленение из нее «космической» составляющей. Непонятно только, почему в России, которая является по праву ведущей космической державой, не уделяется должного
внимания
влиянию последствий ракетно-
ракет. Данная технология позволяет после выработки остатков компонентов ракетного топлива и разрушения топливных баков от удара о землю сократить выбросы в окружающую среду до того, что осталось в элементах автоматики двигателя, или в виде пленки смачивания на стенках баков и трубопроводов и в виде пара в газах наддува.
Информация о работе Экологические проблемы использования ракет на жидком топливе