Экологические проблемы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:28, реферат

Описание

Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..стр.3
Экологические проблемы Казахстана……………………………….стр.4
Проблема Арала……………………………………………………стр.6
Семипалатинский полигон зона экологического бедствия…….стр.7
Международные экологические конвенции…………………………стр.8
Заключение……………………………………………………………………..стр.10
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Экологические проблемы Казахстана.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

     Что же привело к таким результатам? Орошаемые земли не оснащены необходимой  инженерной оросительной сетью, не имеют  эффективного дренажа. Поэтому, чтобы  не допускать их засоления, приходится повышать нормы полива. С целью  получения высоких урожаев в  почву вносились гигантские количества удобрений - до 600 кг на 1 га пашни, а количество используемых ядохимикатов в 15 - 20 раз превышало ПДК. После промывки почв в таких условиях воды не только сильно минерализуются, но и прогрессивно насыщаются токсичными веществами. Эти же воды в больших количествах сбрасываются в Амударью и Сырдарью и ниже по течению вновь используются для орошения, а также для бытовых нужд, и в регионе создались чрезвычайно неблагоприятные условия для обитания человека и плюс к этому тяжёлая эпидемиологическая ситуация.

     Что касается проблемы обмеления Арала, то наши учёные предлагают только один путь решения, т.е. уменьшить количество вод, выделяемых на орошение земель.

1.2 Семипалатинский полигон зона экологического бедствия

     Испытания ядерного оружия, проводившиеся в  течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.

     Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения  в поколение.

     Ликвидация  этих последствий требует осуществления специальной государственной программы и комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защите населения и социально-экономическому развитию территории.

     С точки зрения воздействия на окружающую среду выделяются два этапа ядерных испытаний:

     1 этап – проведение ядерных  взрывов в атмосфере в период  с 1949 по 1962 гг.

     2 этап – проведение подземных  ядерных взрывов в период с  1961 по 1989 гг.

     Проведенные на СИЯП ядерные взрывы можно сгруппировать  следующим образом:

     - наземные взрывы – характеризуются выпадением активности на территории полигона;

     - воздушные взрывы – характеризуются  выносом активности за пределы  полигона, её разбавлением в атмосфере  и вкладом в глобальные атмосферные  выпадения;

     - подземные взрывы – характеризуются  сосредоточением активности в котловых полостях. Исключением являются взрывы на выброс и взрывы с нештатной радиационной ситуацией, которые приводят к загрязнению поверхности.

     Наземные  ядерные взрывы сформировали на местности  долговременное радиоактивное загрязнение в виде длинных "радиоактивных следов", уходящих далеко за пределы полигона. Таким образом, радиационная обстановка на территории полигона сформировалась в период проведения атмосферных и наземных испытаний, то есть с 1949 по 1962 гг. Последний наземный ядерный взрыв был произведен на площадке «Опытное поле» СИЯП 24 декабря 1962 года.

     После вступления в силу Международного договора о запрещении ядерных испытаний  в трех средах (в космосе, воздухе  и воде), подписанного 10 октября 1963 в  Москве между СССР, США и Великобританией, на полигоне стали проводиться только подземные взрывы.

     На  сегодняшний день на территории СИЯП ведется сельскохозяйственная, горнодобывающая  и геологоразведочная деятельность. Территория полигона не огорожена и  не обозначена на местности, нет никаких знаков, предупреждающих об опасности.

     Население имеет свободный доступ на территорию бывшего полигона, включая особо  опасные с радиологической точки  зрения участки- эпицентры ядерных  взрывов на испытательных площадках  полигона. Министерства и ведомства, ответственные за территорию бывшего СИЯП, не располагают данными о пригодности к использованию земель полигона. Государственные органы, проводящие радиоэкологические исследования на СИЯП, никогда не предоставляли исполнительным органам и населению информацию о расположении непригодных к использованию загрязненных территорий полигона.

  1. Международные экологические конвенции

     Важную  роль в улучшении экологической  ситуации в глобальном масштабе призваны сыграть международные экологические  конвенции. В Республике Казахстан они находятся в ведении Комитета международных экологических конвенций НЭЦ УР, деятельность которого связана с подготовкой к ратификации природоохранных конвенций, участием в их реализации.

     Одной из глобально значимых конвенций, ратифицированных в 1995 году Республикой Казахстан, является Рамочная конвенция ООН по изменению климата. Казахстан является активным участником общемирового процесса стабилизации и уменьшения количества парниковых газов в атмосферу, при этом позиции специалистов и официальных властей полностью совпадают. В 1992 году, после конференции в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, РК подписала, а в 1995г. - ратифицировала Рамочную конвенцию об изменении климата. Для реализации целей Конвенции развитые страны и ряд стран с переходной экономикой взяли на себя обязательства к 2000 г. вернуться к уровням выбросов парниковых газов 1990г. В августе 1998 г. Казахстан принял решение о подписании Киотского Протокола, а в марте 1999г. он был подписан Президентом Назарбаевым Н.А. С учетом серьезности глобальных последствий изменения климата и исходя из общемировых приоритетов этой проблемы, Казахстан полагает, что необходимо продолжить процесс ратификации Киотского Протокола и получения РК статуса страны РКИК, как правовой основы для участия во всех механизмах Киотского Протокола и привлечения внешних средств и новых технологий. В настоящее время в РК планируется продолжить работы в этом направлении, опираясь на помощь мирового сообщества, тем более, что Казахстан рассчитывает не только на нее, но и выполняет некоторые самостоятельные исследовательские работы в этом направлении. В стране проводились и продолжают проводиться исследования уязвимости экономики и природных ресурсов к изменению климата, а также оценка возможных мероприятий по адаптации к ожидаемым изменениям климата.

     Казахстаном ратифицирована Венская конвенция  об охране озонового слоя, и Монреальский протокол к Венской конвенции. В  связи с этим Правительство Казахстана предприняло серьезные шаги для  организации работ по защите озонового слоя на национальном уровне, в плане подготовки Национальной программы по изъятию озоноразрушающих веществ из использования и реализации конкретных проектов. Основные направления политики и возможные меры по ограничению потребления озоноразрушающих веществ в Казахстане сформулированы в Стратегии, которая является составной частью Национальной программы.

     В соответствии с целями и задачами Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и “Стратегией 2030” Республики Казахстан, активно разрабатывается Национальная стратегия и план действий по борьбе с опустыниванием.

     В феврале 1999 года прошла презентация  Национальной стратегии и Плана  действий по сохранению и сбалансированному  использованию биологического разнообразия. В этом же году Президентом Республики Казахстан подписан указ о присоединении к Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.

     В 1998 году Казахстаном подписана Орхусская  конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды. Вся многомасштабная деятельность по предотвращению экологической катастрофы не приведет к реальным результатам, если широкая общественность не будет иметь открытый доступ к экологической информации и возможность влиять на принятие экологически важных решений. Это условие - необходимый элемент правового механизма охраны окружающей среды. Без активного участия общественности устойчивое развитие окажется невозможным, а принимаемые хозяйственные решения не будут по настоящему комплексными, взвешенными, экологически безопасными. Во всем цивилизованном мире уже давно строительство ни одного промышленного комбината, завода, полигона отходов, автомобильной или железной дороги, а тем более гидро - или атомной станции, не начинается без согласования его с местными жителями.

     Причем  чрезвычайно важным моментом процесса является вовлечение общественности на самом раннем его этапе – планировании и определении места строительства, технологий и его будущего влияния на природу и человека, при этом принимаются во внимание мнения самых разных представителей общественности.

     В Республике Казахстан работают многочисленные экологические НПО по различным  направлениям, таким как экологическое образование, сохранение природы Казахстана, по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, социальным вопросам, антиядерному движению, разработке технологий, гуманитарной помощи жителям Семипалатинского региона, Арала, северного Прибалхашья, разработке планов, проектов и программ на региональном и местном уровне. В апреле 1999 года в г. Темиртау Карагандинской области состоялась встреча рабочей группы Экофорума НПО Республики Казахстан с целью усиления роли и возможности экологических НПО в решении проблем охраны окружающей среды в Казахстане. На Экофоруме разработан план действий НПО на национальном уровне, а также принято обращение к международному сообществу, открытое письмо к средствам массовой информации, протокол намерений по подготовке и проведению параллельной сессии НПО на встрече Министров “Окружающая среда для Европы” и другие документы.

     В свете Орхусской конвенции информирование населения по вопросам окружающей среды  призвано сыграть важную роль в экологическом образовании населения. В условиях перехода Республики Казахстан на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание приобретают приоритетное значение. Эти проблемы занимают главное место в долгосрочной программе развития Республики Казахстан - “Стратегия 2030”. В программе экологического образования Республики Казахстан указано, что “решение глобальных проблем возможно лишь при всеобщей реализации непрерывного экологического образования и воспитания. Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях. Кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленной “экологизации”, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Только экологическое образование, поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современного человека - гражданина ХХI века, способного к всесторонней деятельности в условиях напряженной социально-экологической действительности”.

     Деятельность  многих экологических НПО направлена на экологическое образование населения. Наряду с экологическим образованием и другими направлениями деятельности НПО, следует уделить внимание таким жизненно- важным аспектам, как разработка и реализация программ и планов действий на местном уровне, включая остро стоящую проблему качества питьевой воды, участия в планировании размещения промышленных объектов и автозаправок в жилых кварталах, сохранению биоразнообразия и лесных массивов, озеленению городов и других населенных пунктов.

     В тексте Орхусской конвенции сказано: ”Мы признаем и поддерживаем критическую  роль, которую играют в обществе экологические НПО, в качестве важного  канала для формулирования мнения экологически обеспокоенной общественности. Вовлеченная, критически настроенная и осведомленная общественность является существенно важным элементом здоровой демократии. Предоставляя отдельным гражданам и экологическим НПО возможность играть активную роль в разработке природоохранной политики и в повышении информированности общественности, Орхусская Конвенция будет способствовать росту экологической ответственности граждан и позволит всем членам общества выполнить свой долг, как индивидуально, так и в союзе с другими, по защите и улучшению среды обитания на благо нынешнего и будущих поколений”.

Заключение

     Необходимы  значительные усилия, чтобы прийти к новому качеству жизни, безопасному  для человека, и уверенно думать о будущем наших детей и сохранении природной среды. В условиях экономической нестабильности, реорганизации управленческих структур, необходимы крупные инвестиции для решения насущных экологических проблем, особенно важных на первоначальном этапе реализации экологической стратегии. Таких средств в Казахстане сейчас недостаточно, поэтому для реализации экологической стратегии нужна финансовая и техническая поддержка стран и организаций-доноров на первом этапе работы. Национальный План действий по охране окружающей среды предусматривает, что через некоторое время Казахстан сумеет создать механизмы, которые позволят поддерживать экологическую программу за счет собственных ресурсов.

     Ядерная эпоха планеты подходит к концу. Казахстан, страна, о которой многие развитые страны толком узнали только после развала Союза, играл в этом Союзе роль большого ядерного полигона. Семипалатинск - был лишь одним из таких полигонов

Информация о работе Экологические проблемы Казахстана