Экологические проблемы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:16, реферат

Описание

Цель моей курсовой работы рассмотреть самые важные экологические проблемы Казахстана и изучить программы их решения. На пороге нового тысячелетия человечество, подводя итог прошлому и глядя в будущее, признавая достижения цивилизации, не может не осознавать глобальность экологических проблем и не планировать свою деятельность с учетом необходимости их решения и продвижения по пути устойчивого развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………....................................3
1. Экологическая обстановка в Республики Казахстан......................................4
2. Проблема Арала.........................................................................................................4
3. Возникновение и развитие экологической трагедии Арала..................................5
4. Принятие неотложных мер по спасению Арала.....................................................6
5. "Ядерная трагедия Казахстана"...............................................................................7
6. Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне....................8
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................9
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................10

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 39.51 Кб (Скачать документ)

В связи с продолжающимся обострением экологической и  социально-экономической обстановки в прилегающем к Аральскому морю регионе, Казахстан осуществляет неотложные меры по защите местного населения  от последствий Аральской катастрофы. Принят ряд законодательных актов по нормализации санитарно-эпидемиологической, социально-экономической обстановки, коренному улучшению оздоровительной и профилактической работы среди жителей Приаралья. Разработана государственная программа спасения Аральского моря и восстановления экологического равновесия в регионе.

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании по системам питьевого  водоснабжения в Аральском и Казалинском районах Кызылординской области Правительством США была оказана безвозмездная техническая помощь на четыре млн. долларов. Средства были направлены на реконструкцию и восстановление Арало-Сарыбулакского группового водопровода. Заменены насосно-силовые агрегаты 32 водозаборных скважин, а также осуществлена поставка лабораторного оборудования. Франция выделила грант около 1 млн. долларов США для поставки трех малых опреснительных установок и одной станции по очистке питьевой воды в Кызылординскую область. Опреснительные установки французской фирмы «СФЕК» смонтированы в хозяйствах им. Абая и «Уркендеу» на самоизливающихся скважинах и в больнице Казалинского района. Водоочистительная станция фирмы «Деграмон» установлена на береговом водозаборе Кызылорды и обслуживает поселок Тасбугет.Сырдарья.

В настоящее время реализуется  первый этап проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря». Финансирование осуществляется за счет средств займа  Всемирного Банка (64.5 млн. долларов США) и из бюджета РК в сумме 21,29 млн. долларов США. Зона проекта охватывает территорию бассейна реки Сырдарьи от Шардаринского водохранилища до Аральского моря.

Важным событием стало  перекрытие 7 августа перешейка Аральского моря плотиной, которая строится с  участием российских предприятий и  специалистов. Плотина длиной около 13 километров поднимет уровень воды на четыре метра и вода зальет обнажившееся морское дно. На первом этапе предполагается накопить 11 кубокилометров воды благодаря тому, что последние годы характеризуются высоким уровнем зимнего притока влаги. На втором этапе с дальнейшим укреплением и подъемом плотины надеемся восстановить Малый Арал в прежних берегах, . Стоимость этого проекта около 120-130 миллионов долларов США.

Вслед за плотиной малого Арала  протяженностью 13 км готовится строительство  гидроузлов Аклак и Айтек с реконструкцией головного сооружения на протоке Караозек и узла сооружений каналов Айтек, Сорколь и Елтай. Намечена реконструкция Кызылординского и Казалинского гидроузлов, противопаводковых защитных дамб.

Окончательное завершение проекта  ожидается в августе 2007 года. Его  реализация даст значительный экологический  и социально-экономический эффект. Так, строительство плотины в  северном Аральском море позволит при  повышении уровня воды до отметки 42 м. покрыть водой 870 кв.км осушенного морского дна, увеличить объем воды в Малом Арале на 11,5 км3; снизить минерализацию воды с 23 до 17 г/л. Соответственно увеличатся запасы местных видов рыб и будут созданы благоприятные условия для разведения осетровых пород. Промышленный лов рыбы возрастет с 0,4 до 11,7 тыс. тонн.

Благодаря реконструкции  гидроузла Аклак пропускная способность сооружения будет увеличена с 60 до 400 м3/с. Возрастет водоприток к дельте реки Сырдарья и в северное Аральское море, площадь обводненных озерных систем достигнет 6260 га, сенокосов – 7000 га. Примерно такие же результаты ожидаются с выполнением предусмотренных работ на гидроузле Айтек.

К наиболее важным ожидаемым  результатам реализации проекта  в целом также следует отнести  создание новых рабочих мест, улучшение  социально-экономического положения  населения Приаралья, улучшение  режима работы Шардарьинской ГЭС, максимально возможное сокращение сброса воды в Арнасайское понижение.

В целях достижения эффективного результата от реализации первой фазы проекта Комитет по водным ресурсам РК в 2006 году приступит к разработке ТЭО по второй фазе. Предполагается продолжить строительство защитных дамб, а также водозаборных сооружений для обводнения озерных систем.

Немаловажной проблемой  для Аральского региона остается обеспечение населения качественной питьевой водой. За период реализации программы по Приаралью выделено из республиканского бюджета на реконструкцию, ремонт водопроводных сетей и  сооружений около 3 миллиардов тенге.

Введены около 800 км магистральных  водопроводов и внутрипоселковых распределительных сетей, что позволило обеспечить 29 населенных пунктов региона централизованным водоснабжением.

Укрепляется материально-техническая  база медицинских учреждений. Построены  и введены в эксплуатацию диагностический  центр на 600 посещений в смену  в Кызылорде, центральная районная больница на 175 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену в пос. Теренозек, поликлиника на 150 посещений для ветеранов ВОВ и труда в Новоказалинске и другие сельские медицинские учреждения. Таким образом, Государственная программа в решении проблем обеспечения качественной питьевой водой в той или иной мере находит практическое решение.

В условиях расположения части  территории в нижнем течении р.Сырдарьи, для Казахстана очень важным является вопрос рационального использования водных ресурсов этой реки. Чрезвычайно важно наладить совместное использование их с сопредельными государствами на принципах международного водного права и на основе взаимного уважения и доверия, конструктивного сотрудничества.

 

5. "Ядерная трагедия Казахстана"

Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет  на Семипалатинском испытательном  ядерном полигоне, причинили невосполнимый  ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей  заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской  и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской  и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.

Все более пагубно сказываются  отдаленные последствия ядерных  испытаний, которые передаются из поколения  в поколение.

Ликвидация этих последствий  требует осуществления специальной  государственной программы и  комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защите населения  и социально-экономическому развитию территории.

 

 

 

 

 

6. Рассмотрение экологических проблем на государственном уровне

 

В 1998 году Казахстаном подписана  Орхусская конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды. Вся многомасштабная деятельность по предотвращению экологической катастрофы не приведет к реальным результатам, если широкая общественность не будет иметь открытый доступ к экологической информации и возможность влиять на принятие экологически важных решений. Это условие - необходимый элемент правового механизма охраны окружающей среды. Без активного участия общественности устойчивое развитие окажется невозможным, а принимаемые хозяйственные решения не будут по настоящему комплексными, взвешенными, экологически безопасными. Во всем цивилизованном мире уже давно строительство ни одного промышленного комбината, завода, полигона отходов, автомобильной или железной дороги, а тем более гидро - или атомной станции, не начинается без согласования его с местными жителями.

Причем чрезвычайно важным моментом процесса является вовлечение общественности на самом раннем его  этапе – планировании и определении  места строительства, технологий и  его будущего влияния на природу  и человека, при этом принимаются  во внимание мнения самых разных представителей общественности.

В Республике Казахстан работают многочисленные экологические НПО  по различным направлениям, таким  как экологическое образование, сохранение природы Казахстана, по вопросам законодательства в области  охраны окружающей среды, социальным вопросам, антиядерному движению, разработке технологий, гуманитарной помощи жителям Семипалатинского региона, Арала, северного Прибалхашья, разработке планов, проектов и программ на региональном и местном уровне. В апреле 1999 года в г. Темиртау Карагандинской области состоялась встреча рабочей группы Экофорума НПО Республики Казахстан с целью усиления роли и возможности экологических НПО в решении проблем охраны окружающей среды в Казахстане. На Экофоруме разработан план действий НПО на национальном уровне, а также принято обращение к международному сообществу, открытое письмо к средствам массовой информации, протокол намерений по подготовке и проведению параллельной сессии НПО на встрече Министров “Окружающая среда для Европы” и другие документы.

В свете Орхусской конвенции информирование населения по вопросам окружающей среды призвано сыграть важную роль в экологическом образовании населения. В условиях перехода Республики Казахстан на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание приобретают приоритетное значение. Эти проблемы занимают главное место в долгосрочной программе развития Республики Казахстан - “Стратегия 2030”. В программе экологического образования Республики Казахстан указано, что “решение глобальных проблем возможно лишь при всеобщей реализации непрерывного экологического образования и воспитания. Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях. Кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленной “экологизации”, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Только экологическое образование, поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современного человека - гражданина ХХI века, способного к всесторонней деятельности в условиях напряженной социально-экологической действительности”.

Деятельность многих экологических  НПО направлена на экологическое  образование населения. Наряду с экологическим образованием и другими направлениями деятельности НПО, следует уделить внимание таким жизненно- важным аспектам, как разработка и реализация программ и планов действий на местном уровне, включая остро стоящую проблему качества питьевой воды, участия в планировании размещения промышленных объектов и автозаправок в жилых кварталах, сохранению биоразнообразия и лесных массивов, озеленению городов и других населенных пунктов.

В тексте Орхусской конвенции сказано: ”Мы признаем и поддерживаем критическую роль, которую играют в обществе экологические НПО, в качестве важного канала для формулирования мнения экологически обеспокоенной общественности. Вовлеченная, критически настроенная и осведомленная общественность является существенно важным элементом здоровой демократии. Предоставляя отдельным гражданам и экологическим НПО возможность играть активную роль в разработке природоохранной политики и в повышении информированности общественности, Орхусская Конвенция будет способствовать росту экологической ответственности граждан и позволит всем членам общества выполнить свой долг, как индивидуально, так и в союзе с другими, по защите и улучшению среды обитания на благо нынешнего и будущих поколений”.

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                III.Заключение

 

Необходимы значительные усилия, чтобы прийти к новому качеству жизни, безопасному для человека, и уверенно думать о будущем наших  детей и сохранении природной  среды. В условиях экономической  нестабильности, реорганизации управленческих структур, необходимы крупные инвестиции для решения насущных экологических  проблем, особенно важных на первоначальном этапе реализации экологической  стратегии. Таких средств в Казахстане сейчас недостаточно, поэтому для реализации экологической стратегии нужна финансовая и техническая поддержка стран и организаций-доноров на первом этапе работы. Национальный План действий по охране окружающей среды предусматривает, что через некоторое время Казахстан сумеет создать механизмы, которые позволят поддерживать экологическую программу за счет собственных ресурсов.

Ядерная эпоха планеты  подходит к концу. Казахстан, страна, о которой многие развитые страны толком узнали только после развала  Союза, играл в этом Союзе роль большого ядерного полигона. Семипалатинск - был лишь одним из таких полигонов

Пришли другие времена. Казахстан  стал абсолютно самостоятельным. И  мы будем бороться за нашу здоровую экологическую обстановку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     IV. Список литературы

 

1 Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин Н. Н. Экология человека и интегративная антропология. — М. — Астрахань, 1996. — 224 с.

2 Агаджанян Н. А., Торшин В. И. Экология человека: Избранные лекции. — М.: Экоцентр, 1994. — 225 с.

3 Маркович Д. Ж. Социальная  экология. — М.: Просвещение, 1991. —  176 с.

4 Одум Ю. Основы экологии. — М.: Мир, 1975. — 740 с.

5 Прохоров Б. Б. Экология  человека: Социально-демографические  аспекты / Отв. ред. А. Г. Вишневский. — М.: Наука, 1991. — 122 с.

6 Калиев С. Воздействие  ГМК на окружающую среду // Промышленность  Казахстана. – 2002. - № 12. – С.12-14.

7 Правила охраны поверхностных  вод РК РНД 1.01.03-94 – Алма-Ата, 1994. 25 с.

8 Состояния окружающей  среды Восточно-Казахстанской области. 2001год // Экология Восточного Казахстана: проблемы и решения: Усть-Каменогорск:  Изд-во ВКГУ, 2002. с. 4-28.

9 «Техника-Молодёжи» №  5 1994 г.

10 Охрана окружающей среды  и рациональное использование  природных ресурсов. Под редакцией  Супруновича Б.П. Москва 1990 г.

Информация о работе Экологические проблемы Казахстана