Экологические проблемы: загрязнение атмосферы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:57, реферат
Описание
Атмосферный воздух является самой важной жизнеобеспечивающей природной средой и представляет собой смесь газов и аэрозолей приземного слоя атмосферы, сложившуюся в ходе эволюции Земли, деятельности человека и находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Работа состоит из 1 файл
Загрязнение
атмосферы
Атмосферный воздух
является самой важной жизнеобеспечивающей
природной средой и представляет
собой смесь газов и аэрозолей
приземного слоя атмосферы, сложившуюся
в ходе эволюции Земли, деятельности человека
и находящуюся за пределами жилых, производственных
и иных помещений. Результаты экологических
исследований, как в России, так и за рубежом,
однозначно свидетельствуют о том, что
загрязнение приземной атмосферы – самый
мощный, постоянно действующий фактор
воздействия на человека, пищевую цепь
и окружающую среду. Атмосферный воздух
имеет неограниченную емкость и играет
роль наиболее подвижного, химически агрессивного
и всепроникающего агента взаимодействия
вблизи поверхности компонентов биосферы,
гидросферы и литосферы.
В последние годы
получены данные о существенной роли
для сохранения биосферы озонового
слоя атмосферы, поглощающего губительное
для живых организмов ультрафиолетовое
излучение Солнца и формирующего на высотах
около 40 км тепловой барьер, предохраняющий
охлаждение земной поверхности.
Атмосфера оказывает
интенсивное воздействие не только
на человека и биоту, но и на гидросферу,
почвенно-растительный покров, геологическую
среду, здания, сооружения и другие техногенные
объекты. Поэтому охрана атмосферного
воздуха и озонового слоя является наиболее
приоритетной проблемой экологии и ей
уделяется пристальное внимание во всех
развитых странах.
Загрязненная приземная
атмосфера вызывает рак легких, горла
и кожи, расстройство центральной
нервной системы, аллергические
и респираторные заболевания, дефекты
у новорожденных и многие другие
болезни, список которых определяется
присутствующими в воздухе загрязняющими
веществами и их совместным воздействием
на организм человека. Результаты специальных
исследований, выполненных в России и
за рубежом, показали, что между здоровьем
населения и качеством атмосферного воздуха
наблюдается тесная положительная связь.
Основные агенты
воздействия атмосферы на гидросферу
– атмосферные осадки в виде дождя
и снега, в меньшей степени
смога, тумана. Поверхностные и подземные
воды суши имеют главным образом атмосферное
питание и вследствие этого их химический
состав зависит в основном от состояния
атмосферы.
Отрицательное влияние
загрязненной атмосферы на почвенно-растительный
покров связано как с выпадением
кислотных атмосферных осадков,
вымывающих кальций, гумус и микроэлементы
из почв, так и с нарушением процессов
фотосинтеза, приводящих к замедлению
роста и гибели растений. Высокая чувствительность
деревьев (особенно березы, дуба) к загрязнению
воздуха выявлена давно. Совместное действие
обоих факторов приводит к заметному уменьшению
плодородия почв и исчезновению лесов.
Кислотные атмосферные осадки рассматриваются
сейчас как мощный фактор не только выветривания
горных пород и ухудшения качества несущих
грунтов, но и химического разрушения
техногенных объектов, включая памятники
культуры и наземные линии связи. Во многих
экономически развитых странах в настоящее
время реализуются программы по решению
проблемы кислотных атмосферных осадков.
В рамках Национальной программы по оценке
влияния кислотных атмосферных осадков,
учрежденной в 1980 году многие федеральные
ведомства США начали финансировать исследования
атмосферных процессов, вызывающих кислотные
дожди, с целью оценки влияния последних
на экосистемы и выработки соответствующих
природоохранных мер. Выяснилось, что
кислотные дожди оказывают многоплановое
воздействие на окружающую среду и являются
результатом самоочищения (промывания)
атмосферы. Основные кислотные агенты
– разбавленные серная и азотная кислоты,
образующиеся при реакциях окисления
оксидов серы и азота с участием пероксида
водорода.
Источники
загрязнения атмосферы
К природным
источникам загрязнения относятся:
извержения вулканов, пыльные бури, лесные
пожары, пыль космического происхождения,
частицы морской соли, продукты растительного,
животного и микробиологического происхождения.
Уровень такого загрязнения рассматривается
в качестве фонового, который мало изменяется
со временем.
Главный природный
процесс загрязнения приземной
атмосферы – вулканическая и
флюидная активность Земли
Крупные извержения вулканов приводят
к глобальному и долговременному загрязнению
атмосферы.
Антропогенные
источники загрязнения обусловлены
хозяйственной деятельностью человека.
К ним следует отнести:
1. Сжигание горючих
ископаемых, которое сопровождается
выбросом 5 млрд. т. углекислого газа
в год. В результате этого за 100 лет (1860
– 1960 гг.) содержание СО2 увеличилось
на 18 % (с 0,027 до 0,032%). За последние три
десятилетия темпы этих выбросов значительно
возросли. При таких темпах к 2000 г. количество
углекислого газа в атмосфере составит
не менее 0,05%.
2. Работа тепловых
электростанций, когда при сжигании
высокосернистых углей в результате
выделения сернистого газа и мазута образуются
кислотные дожди.
3. Выхлопы современных
турбореактивных самолетов с
оксидами азота и газообразными
фторуглеводородами из аэрозолей, которые
могут привести к повреждению озонового
слоя атмосферы (озоносферы).
4. Производственная
деятельность.
5. Загрязнение взвешенными
частицами (при измельчении, фасовке
и загрузке, от котельных, электростанций,
шахтных стволов, карьеров при сжигании
мусора).
6. Выбросы предприятиями
различных газов.
7. Сжигание топлива
в факельных печах, в результате
чего образуется самый массовый
загрязнитель – монооксид углерода.
8. Сжигание топлива
в котлах и двигателях транспортных
средств, сопровождающееся образованием
оксидов азота, которые вызывают
смог.
9. Вентиляционные
выбросы (шахтные стволы).
При процессах сгорания
топлива наиболее интенсивное загрязнение
приземного слоя атмосферы происходит
в мегаполисах и крупных городах,
промышленных центрах ввиду широкого
распространения в них автотранспортных
средств, ТЭЦ, котельных и других энергетических
установок, работающих на угле, мазуте,
дизельном топливе, природном газе и бензине.
Вклад автотранспорта в общее загрязнение
атмосферного воздуха достигает здесь
40-50 %. Мощным и чрезвычайно опасным фактором
загрязнения атмосферы являются катастрофы
на АЭС (Чернобыльская авария) и испытания
ядерного оружия в атмосфере.
Мероприятия
по борьбе с выбросами
автотранспорта
Большое значение имеет
повседневный контроль над автомашинами.
Все автохозяйства обязаны следить
за исправностью выпускаемых на линию
машин. При хорошо работающем двигателе
в выхлопных газах окиси углерода должно
содержаться не более допустимой нормы.
Положением о Государственной
автомобильной инспекции на нее возложен
контроль за выполнением мероприятий
по охране окружающей среды от вредного
влияния автомототранспорта.
В принятом стандарте
на токсичность предусмотрено дальнейшее
ужесточение нормы, хотя они и
сегодня в России жестче европейских:
по окиси углерода—на 35%, по углеводородам—на
12%, по окислам азота—на 21%.
На заводах введены
контроль и регулирование автомобилей
по токсичности и дымности отработавших
газов.
Перевод
автотранспорта на дизельные
двигатели. По мнению специалистов,
перевод автотранспорта на дизельные
двигатели уменьшит выброс в атмосферу
вредных веществ. В выхлопе дизеля почти
не содержится ядовитой окиси углерода,
так как дизельное топливо сжигается в
нем практически полностью.
Совершенствование
двигателей внутреннего сгорания. Создание
автомобилей с учетом требований
экологии—одна из серьезных задач, которые
стоят сегодня перед конструкторами.
Совершенствование
процесса сгорания топлива в двигателе
внутреннего сгорания, применение электронной
системы зажигания приводит к уменьшению
в выхлопе вредных веществ.
Нейтрализаторы.
Большое внимание придается разработке
устройства снижения токсичности—нейтрализаторов,
которыми можно оснастить современные
автомобили.
Способ каталитического
преобразования продуктов сгорания
заключается в том, что отработавшие
газы очищаются, вступая в контакт с катализатором.
Одновременно происходит дожигание продуктов
неполного сгорания, содержащихся в выхлопе
автомобилей.
Нейтрализатор крепят
к выхлопной трубе, и газы, прошедшие
через него, выбрасываются в атмосферу
очищенными. Одновременно устройство
может выполнять функции глушителя шума.
Эффект от использования нейтрализаторов
достигается внушительный: при оптимальном
режиме выброс в атмосферу оксида углерода
уменьшается на 70—80%, а углеводородов—на
50—70%.
Газ
вместо бензина. Высокооктановое,
стабильное по составу газовое топливо
хорошо смешивается с воздухом и равномерно
распределяется по цилиндрам двигателя,
способствуя более полному сгоранию рабочей
смеси. Суммарный выброс токсичных веществ
у автомобилей, работающих на сжиженном
газе, значительно меньше, чем у машин
с бензиновыми двигателями.
Электромобиль.
В настоящее время, когда автомобиль с
бензиновым двигателем стал одним из существенных
факторов, приводящих к загрязнению окружающей
среды, специалисты все чаще обращаются
к идее создания «чистого» автомобиля.
Средства
защиты атмосферы
Контроль загрязнения
атмосферы на территории России осуществляется
почти в 350 городах. Система наблюдения
включает 1200 станций и охватывает почти
все города с населением более 100 тыс. жителей
и города с крупными промышленными предприятиями.
Средства защиты
атмосферы должны ограничивать наличие
вредных веществ в воздухе
среды обитания человека на уровне
не выше ПДК.
Если концентрации
вредных веществ в атмосфере
превышают ПДК, то применяют очистку
выбросов от вредных веществ в аппаратах
очистки, установленных в выпускной системе.
Наиболее распространены вентиляционные,
технологические и транспортные выпускные
системы.
Способы
очистки газовых
выбросов в атмосферу
Абсорбционный
способ очистки газов, осуществляемый
в установках-абсорберах, наиболее прост
и дает высокую степень очистки, однако
требует громоздкого оборудования и очистки
поглощающей жидкости. Основан на химических
реакциях между газом, например, сернистым
ангидридом, и поглощающей суспензией
(щелочной раствор: известняк,
аммиак, известь). При этом способе на поверхность
твердого пористого тела (адсорбента)
осаждаются газообразные вредные примеси.
Последние могут быть извлечены с помощью
десорбции при нагревании водяным паром.
Способ
окисления горючих углеродистых вредных
веществ в воздухе заключается в сжигании
в пламени и образовании СО2
и воды, способ термического окисления
– в подогреве и подаче в огневую горелку.
Каталитическое
окисление с использованием
твердых катализаторов заключается в
том, что сернистый ангидрид проходит
через катализатор в виде марганцевых
составов или серной кислоты.
Для очистки газов
методом катализа с использованием
реакций восстановления и разложения
применяют восстановители (водород, аммиак,
углеводороды, монооксид углерода). Нейтрализация
оксидов азота NOx достигается применением
метана с последующим использованием
оксида алюминия для нейтрализации на
втором этапе образующегося монооксида
углерода.
Перспективен сорбционно-каталитический
способ очистки особо токсичных веществ
при температурах ниже температуры катализа.
Адсорбционно-окислительный
способ также представляется перспективным.
Он заключается в физической адсорбции
малых количеств вредных компонентов
с последующим выдуванием адсорбированного
вещества специальным потоком газа в реактор
термокаталитического или термического
дожигания.
В крупных городах
для снижения вредного влияния загрязнения
воздуха на человека применяют специальные
градостроительные мероприятия: зональную
застройку жилых массивов, когда близко
к дороге располагают низкие здания, затем
– высокие и под их защитой – детские
и лечебные учреждения;
транспортные развязки без пересечений,
озеленение.
Список
использованной литературы:
Данилов-Данильян В.И.
«Экология, охрана природы и экологическая
безопасность» М.: МНЭПУ, 1997 г.
Протасов В.Ф. «Экология,
здоровье и охрана окружающей среды
в России», М.: Финансы и статистика,
1999 г.
Белов С.В. «Безопасность
жизнедеятельности» М.: Высшая школа, 1999
г.
Данилов-Данильян В.И.
«Экологические проблемы: что происходит,
кто виноват и что делать?» М.: МНЭПУ, 1997
г.
Козлов А.И., Вершубская
Г.Г. «Медицинская антропология коренного
населения Севера России» М.: МНЭПУ, 1999
г.
Информация о работе Экологические проблемы: загрязнение атмосферы