Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 18:44, курсовая работа
Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии
СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году,
а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе
мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей
среде). Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в
объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже
существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране,
поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за
окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему
мониторинга.
Определение экологического мониторинга.. 4
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга. 4
Классификация экологического мониторинга.. 6
Рис.2. Классификация экологического мониторинга. 6
Глобальная система мониторинга окружающей среды... 6
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС 7
Государственный экологический мониторинг.. 9
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.. 11
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение
ответственности между государственными органами в РФ 12
“Химическая сущность” экологического мониторинга.. 13
Заключение. 15
Список литературы... 16
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение
сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального
мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние
окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый
мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и
биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что
необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих
первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих
группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности
загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе
ГСМОС, приведены в таблице1.
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и
задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет
государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и
местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания
заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность
ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства
загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности
их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту,
возможность организации измерений и другие факторы.
Отметим, что приоритеты, выбранные общественными организациями
[2] при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным
образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне
оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с
экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа
общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой,
которая и будет определять приоритеты в данном случае.
Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением
Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей в областях
экологического мониторинга и информационного обеспечения является обеспечение
государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной
информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных
изменениях.
Для этого необходимы:
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между
собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы
мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан,
так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято
решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга
(ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб
для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды
в Российской Федерации.
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
При этом распределение функций между центральными органами федеральной
исполнительной власти осуществляется следующим образом.
Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности
министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга
окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного
воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация
мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры
(кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических
информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами
банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их
использовании.
Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,
поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического
пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной
среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной
среды.
Роскомзем: мониторинг земель.
Министерство природных ресурсов (включая быв. Роскомнедра и
Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных
вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг
водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса
сточных вод.
Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем.
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома
России).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и
источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами
и системами военной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах Арктики и Крайнего Севера.
Как уже было отмечено, осуществление экологического мониторинга в Российской