Экологический менеджмент и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:26, контрольная работа

Описание

Таким образом, цель контрольной работы: изучить экологический менеджмент и его функции.
Задачи:
Дать определение экологическому менеджменту и изучить его предмет.
Рассмотреть функции экологического менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятия и предмет экологического менеджмента……………………….......5
2. Функции экологического менеджмента……………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….22
Литература……………………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по экологии.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

4. Обеспечение соответствия природоохранному законодательству.                                                                                 Природоохранное законодательство продолжает совершенствоваться параллельно с развитием принципов и инструментов экологического менеджмента, учитывая их возможности. Этот процесс происходит неравномерно в различных странах, отражает политические, экономические, культурные особенности.

В России природоохранные акты разрабатываются и принимаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Причем, если число Федеральных Законов не слишком велико, то перечень требований, постановлений, предписаний и прочих документов, более или менее относящихся к вопросам охраны окружающей среды, букве которых должны соответствовать в своей деятельности предприятия, огромен. В настоящее время в России реализуется целый ряд проектов, направленных на совершенствование отечественного природоохранного законодательства, включая учет опыта зарубежных стран, и гармонизацию с требованиями международных документов, в первую очередь - законодательства Европейского Союза. Однако воздействие принципов экологического менеджмента и инструментов, разработанных для их внедрения, проявляется в более широких масштабах, на макроэкономическом уровне. Целые страны, регионы, административные или промышленные образования различных уровней стали способствовать более широкому распространению экологического менеджмента среди предприятий и организаций и получать значимые результаты. Одновременно регионы стали использовать подходы СЭМ для определения экологической политики, постановки реалестичных целей, задач, их решения, анализа достигнутых результатов и пересмотра основных направлений развития на будущее. Речь идет уже не только о том, что СЭМ может рассматриваться как совокупность методов, применяемых для повышения устойчивости бизнеса, но и о перспективности подходов экологического менеджмента в контексте устойчивого развития в целом.                                                                                                              5. Конкурентоспособность на мировом рынке.                                                                                          Системы экологического менеджмента были разработаны как рыночный инструмент регулирования деятельности организаций. Прежде всего, такой инструмент представляет интерес для коммерческих компаний, которые получают прибыль в результате достижения правильно поставленных целей путем реализации соответствующих экономически эффективных программ. Конкуренция коммерческих организаций в данном случае может рассматриваться как соревнование программ достижения целей, отражающих потребности и ожидания клиентов и, в более широком смысле, общества. Таким образом, роль конкуренции в экономике состоит в выявлении и распространении наиболее эффективных и результативных путей социально- экономического развития, способов производства и хозяйствования.                                                                                                                                                        В течение многих лет рыночной конкуренции в нашей стране не существовало вообще; ее, впрочем, не без успеха заменяли различные соревнования и комиссии. Тем не менее, конкурентоспособности как совокупности многих факторов, определяющих эффективность в удовлетворении ожиданий потребителей, фактически не существовало. Даже те отрасли, продукция которых была конкурентоспособной на мировом рынке, существовали во многом из-за государственной поддержки.                                                                                                                               Взаимоотношения производителей, продавцов и покупателей на отечественном рынке и сегодня далеки от тех, что распространены, скажем, в Евросоюзе. Но конкурентоспособность обсуждается все чаще и чаще, как в международном, так и в российском контексте.                                                                                                                                                     Стандарты в области СЭМ и рекомендации по развитию открытой экологической отчетности, а затем и корпоративной отчетности в области устойчивого развития дали импульс совершенствованию не только подходов к оценке результативности предприятий (сначала экологической, а затем также экономической и социальной), но и процессу сравнения позиций различных компаний, росту внимания к их результативности  заинтересованных сторон. В условиях свободной конкуренции серьезные позиции смогут удержать только те предприятия, которые рассматривают вопросы сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов как стратегически важные. При этом системы экологического менеджмента, основанные на принципе последовательного улучшения, выступают в качестве движущей силы совершенствования результативности компаний и с точки зрения использование ресурсов, а значит, и их способности выигрывать в конкурентной борьбе.

 

 

 

2. Функции экологического менеджмента

 

Основные задачи экологического менеджмента:

- организация экологически безопасных производственных процессов;                                                                               - обеспечение экологической совместимости всех производств;                                           - предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления и утилизации выпускаемой продукции;                                                          - получение максимального результата при минимальном ущербе для  окружающей среды                                                                                                                                                                      - превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности;                                                                                                                                  - обновление продукции исходя из спроса и создания « зелёного» имиджа предприятия в глазах общественности;                                                                                                      - создание и внедрение малоотходных технологий;

- стимулирование природоохранных  инициатив, снижающих издержки  или способствующих росту доходов.

Функции управления природопользованием и охраны окружающей среды:

  1. Учёт и введение кадастров природных ресурсов - системы достоверных сведений о количественном качественном состоянии данного природного ресурса.
  2. Планирование использования и охраны природных ресурсов: 

-отраслевое                                                                                                               -территориальное

  1. Распределение и перераспределение природных ресурсов.
  2. Контроль за использованием и охраной природных ресурсов.
  3. Пространственно-территориальная принадлежность природных объектов.
  4. Разрешение споров о праве пользования природными ресурсами:

- в местных органах власти и управления                                        

- в судебных органах.

 

Управление  природопользованием:

1.  Красная книга: - международная

                                 - России

                                 - республик, краёв, областей.

2. Кадастр, т. е.  качественный и количественный  учёт природных ресурсов и  вторичного сырья: 

- земельный                          

- водный   

- лесной

- животных

- полезных ископаемых

- заповедных объектов

- лечебно-оздоровительных  ресурсов

  Природные объекты,  имеющие особое природоохранное,  научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.4

 Порядок создания  и функционирования особо охраняемых  природных территорий регулируется  законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Государственные природные  заповедники, в том числе государственные  природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, образуют природно-заповедный фонд.

Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Земли в границах территорий, на которых расположены природные  объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

3. Федеральный регистр  потенциально опасных веществ  и другие документы.

4. Управление охраной  природной среды (экологический контроль).

 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Мониторинг  окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

Контроль в области  охраны окружающей среды (экологический  контроль) проводится в целях обеспечения  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и          нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Оценка воздействия  на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду  устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими  государственное управление в области  охраны окружающей среды.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.5

Порядок проведения экологической  экспертизы устанавливается федеральным  законом об экологической экспертизе.6 (статья 33 ФЗ «Об охране окружающей среды»)

5. Нормирование качества  окружающей природной среды. 

Нормирование в области  охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области  охраны окружающей среды заключается  в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого  воздействия на окружающую среду  при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные  документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учётом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. (статья 19. ФЗ «Об охране окружающей среды»)

   Формы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:

    1. Лицензии на комплексное использование.

Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды  подлежат лицензированию.

Перечень отдельных  видов деятельности в области  охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.7

    1. Лимиты на природопользование.
    2. Создание программ, прогнозов, планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мер по охране природной среды и её рационального использования.
    3. Создание экологических фондов (государственных и общественных).
    4. Экологическое страхование.

Экологическое страхование  осуществляется в целях защиты имущественных  интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

    1. Установление платности на природопользование.

Негативное воздействие  на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие  на окружающую среду определяются федеральными законами.

К видам негативного  воздействия на окружающую среду  относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих  веществ, иных веществ и микроорганизмов  в поверхностные водные объекты,  подземные водные объекты и  на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов  производства и потребления;

- загрязнение окружающей  среды шумом, теплом, электромагнитными,  ионизирующими и другими видами  физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду. (статья 16. ФЗ «Об охране окружающей среды»)

    1. Экономическое стимулирование:

- установление налоговых  и иных льгот;

- налогообложение экологически вредной продукции;                

Информация о работе Экологический менеджмент и его функции