Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является: «Экологический мониторинг на базе биосферных заповедников».
Задачами курсовой работы являетя:
- оценка и прогноз антропогенного воздействия на биосферу;
-.ознакомиться с атмосферой и биосферой;
- выявить источники загрязнения в биосфере.

Работа состоит из  1 файл

Черновик Дудник Экологический мониторинг.docx

— 117.16 Кб (Скачать документ)


Введение.

Интенсивное воздействие  человека на природу, негативные, часто  необратимые последствия этого  воздействия обусловливают необходимость  глубокого и всестороннего анализа  проблемы взаимодействия общества и  природы. Такой анализ в настоящее  время осуществляется в рамках природопользования. Главная задача природопользования как научного направления - поиск  и разработка путей оптимизации  взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Рациональное природопользование предполагает управление природными процессами, т.е. запрограммированное воздействие  на природные объекты с целью  получения определенного хозяйственного эффекта.

Чтобы управление было достаточно эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия  вмешательства человека в ход  естественных процессов.

Управление природными процессами должно опираться на надежную и достоверную  информацию о прошлых, настоящих  и будущих состояниях природных  и природно-антропогенных систем.

За последнее десятилетие  накоплен большой материал по изменению  природы. Однако он не содержит данных о динамике развития процессов. В  связи с этим встал вопрос об организации  специальных наблюдений за состоянием окружающей природной среды и  ее антропогенными изменениями с  целью их оценки, прогнозирования  и своевременного предупреждения о  возможных неблагоприятных последствиях, т.е. о введении постоянной действующей  службы наблюдения мониторинга.

 

  1. Некоторые аспекты территориальной организации биосферных заповедников и их значение в проведении экологического мониторинга.

 

Глобальная сеть биосферных заповедников, т.е. природных территорий, представляющих характерные образцы  биомов Земли, создавалась с целью  сохранения всего присущего этим биомам разнообразия экосистем, видов, генетических ресурсов наряду с осуществлением системы многолетних наблюдений за основными характеристиками окружающей среды, состоянием природных компонентов. При этом основное внимание обращалось именно на ненарушенные климаксные зональные формации для того, чтобы характеризовать состояние отобранного участка биосферы на естественном или фоновом уровне, выявить глобальные изменения этих формаций.

1.1 Биосферные заповедники.  Их организация и использование.

В 1975 г. по инициативе Организации  Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в рамках Международной программы «Человек и биосфера» начали создаваться  первые биосферные заповедники

Несмотря на то что перед всеми заповедниками нашей страны стоят, в принципе, одни и те же проблемы, выполняемые каждым конкретным заповедником, частные функции и повседневно решаемые задачи заметно отличаются. Неодинаковы и размеры заповедников. Самый большой в России, расположенный в тундре, Таймырский заповедник занимает 1,3 млн. га.

На настоящее время (конец  2003 г.) в России действует 100 государственных природных заповедников общей площадью около 340000 кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 69 субъектах Российской Федерации (в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 26,678 млн. га, что составляет 1,56% всей территории России).

Заповедники расположены  на территории 18 республик, 5 краев, 35 областей, Еврейской автономной области, 7 автономных округов Российской Федерации.

Рисунок 1- Государственные природные заповедники Российской Федерации

Сохранение биоразнообразия в зоне с наиболее строгим природоохранным режимом является основным результатом зонирования. В буферной зоне существуют менее жёсткие ограничения природопользования, а в зоне сотрудничества ограничения касаются только определённых форм деятельности, которые могут нанести непоправимый ущерб природным комплексам, охраняемым биосферными заповедниками. Сотрудники заповедника не имеют полномочий осуществлять контроль земпепользования в переходной зоне. Переговоры носят добровольный характер, основанный на взаимном признании интересов. В случае возникновения противоречий при отсутствии законодательной базы защита биосферных заповедников со стороны государства в зоне сотрудничества практически невозможна. Отсутствие договорённостей в зоне сотрудничества ставит вопрос о выходе ряда заповедников, в том числе и российских, из всемирной сети.

Биосферные заповедники  утверждаются Международным координационным советом программы «Человек и биосфера» по заявке соответствующего государства.

Задачи государственных  природных заповедников:

а) осуществление охраны природных территорий в целях  сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных  комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение  Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной  системы мониторинга окружающей природной среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в  области охраны окружающей природной  среды

На территориях государственных  природных заповедников допускаются  мероприятия и деятельность, направленные на:

        а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

       б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

  в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия,

угрожающие жизни людей  и населенным пунктам;

г) осуществление экологического мониторинга;

д) выполнение научно-исследовательских задач;

е) ведение эколого-просветительской работы;

ж) осуществление контрольно-надзорных  функций.

На некоторых участках заповедника  в порядке, определенном в положении  о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены:

- организация подсобных  сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания;

- выпас скота, принадлежащего  заповеднику и его работникам, в том числе вышедшим на  пенсию, а также иным гражданам,  постоянно проживающим на его  территории;

- предоставление работникам  заповедника, в том числе вышедшим  на пенсию, но проживающим на  его территории, служебных наделов  (пахотной земли и сенокосов);

- заготовка дров и деловой  древесины, необходимых для обеспечения  потребностей заповедника и постоянно  проживающих на его территории  граждан;

- сбор грибов, орехов, ягод  работниками заповедника, а также  гражданами, постоянно проживающими  на территории заповедника, для  личного потребления (без права  продажи);

- любительский лов рыбы  сотрудниками заповедника, а также  гражданами, проживающими на его  территории, для личного потребления  (без права продажи);

- организация и устройство  экскурсионных экологических маршрутов;

- размещение музеев природы  заповедника, в том числе с  экспозицией под открытым небом.

На территориях государственных  природных заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных  целях допускается только по разрешению государственных органов, в ведении  которых находятся заповедники.

Охрана природных комплексов и объектов на территории государственного природного заповедника осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории этого заповедника.

Организация охраны природы  должна осуществляться одновременно с  рациональным природопользованием  в двух направлениях:

1) минимизация вредных  последствий производственной деятельности;

2) стимулирование нормального  функционирования биосферы планеты.

Важными принципами рационального  использования природных ресурсов являются:

1) изучение ресурсов. Грамотное  и бережное использование ресурсов  невозможно без наличия сведений  об их объеме, качестве, без прогноза  последствий их изъятия из  природных объектов и возможности  замены их на другие;

2) организация мониторинга  состояния природных ресурсов;

3) совершенствование технологий  добычи, транспортировки и переработки  ресурсов, предусматривающее их  максимальное использование. Проектирование, строительство новых, а также  модернизация уже имеющихся производств с целью сокращения использования природных ресурсов. Использование альтернативных источников энергии;

4) повышение урожайности  в сельском хозяйстве на освоенных  территориях, строгое соблюдение  норм и назначения при использовании  минеральных удобрений и пестицидов;

5) постоянный поиск новейших  природоохранных технологий с  обязательным проведением экологической  экспертизы;

6) сокращение образования  отходов производства - сточных вод,  выбросов в атмосферу и твердых  отходов. Использование отходов  в качестве сырья для получения  энергии и продукции;

7) восстановление природных  объектов после техногенного  воздействия - рекультивация земель, защита от эрозии почв, воспроизводство  лесов и организация борьбы  с лесными пожарами т. п.;

8) сохранение биологического  разнообразия планеты. Организация  заповедных зон, заказников, национальных парков. Сокращение отлова промысловых и морских беспозвоночных. Охрана и разведение редких видов растений и животных;

9) открытая демонстрация  результатов природоохранной деятельности. Экологическое просвещение населения;

10) совершенствование природоохранного  законодательства стран и создание  эффективных механизмов его реализации.

Очевидно, что перечисленные  характеристики в полной мере отражают специфику биосферных заповедников и их принципиальное отличие от других охраняемых территорий, в том числе  и от отечественных заповедников. Биосферные заповедники — это  модель, в которой сочетаются цели охраны природы и развития, особая форма интеграции самых разных сторон человеческой деятельности, модель устойчивого  развития. Нет сомнения, что такая  концепция прогрессивна, однако пока это лишь идеальный, а не реальный образ. Биосферных заповедников, соответствующих  всем этим характеристикам, в мире не существует.

    1. Понятие, значение, классификация экологического мониторинга.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по

заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Под экологическим мониторингом следует понимать организованный

мониторинг окружающей природной  среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему

функциями, мониторинг включает несколько основных процедур:

  • выделение (определение) объекта наблюдения;
  • обследование выделенного объекта наблюдения;
  • составление информационной модели для объекта наблюдения;
  • планирование измерений;
  • оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его
  • информационной модели;
  • прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
  • представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга  не включает

деятельность по управлению качеством среды, но является источником

Информация о работе Экологический мониторинг