Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 16:00, реферат
Интенсивное воздействие человека на природу, негативные, часто необратимые
последствия этого воздействия обусловливают необходимость глубокого и
всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы. Такой
анализ в настоящее время осуществляется в рамках природопользования. Главная
задача природопользования как научного направления - поиск и разработка путей
оптимизации взаимодействия общества с окружающей природной средой.
Введение. 3
Определение экологического мониторинга.. 4
Рис.1. Блок-схема системы мониторинга. 4
Классификация экологического мониторинга.. 6
Рис.2. Классификация экологического мониторинга. 6
Глобальная система мониторинга окружающей среды... 6
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам
приоритетности, принятая в системе ГСМОС 7
Государственный экологический мониторинг.. 9
"Белые пятна" на карте государственного экологического мониторинга.. 11
Рис.3. Уровни экологического мониторинга и распределение
ответственности между государственными органами в РФ 12
“Химическая сущность” экологического мониторинга.. 13
Заключение. 15
Список литературы... 16
специально разработанные программы:
Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по
классам
приоритетности, принятая
в системе ГСМОС
Kласс | Загрязняющее вещество | Среда | Тип
программы
(уровень мониторинга) |
1 | Диоксид серы, взвешенные частицы | Воздух | И, Р, Ф |
Радионуклиды | Пища | И, Р | |
2 | Озон[1] | Воздух | И (тропосфера),
Ф (стратосфера) |
Хлорорганические соединения и диоксины | Биота, человек | И, Р | |
Кадмий | Пища, вода, человек | И | |
3 | Нитраты, нитриты | Вода, пища | И |
Оксиды азота | Воздух | И | |
4 | Ртуть | Пища, вода | И, Р |
Свинец | Воздух, пища | И | |
Диоксид углерода | Воздух | Ф | |
5 | Оксид углерода | Воздух | И |
Углеводороды нефти | Морская вода | Р, Ф | |
6 | Фториды | Пресная вода | И |
7 | Асбест | Воздух | И |
Мышьяк | Питьевая сода | И | |
8 | Микробиологические загрязнения | Пища | И, Р |
Реакционноспособные загрязнения | Воздух | И |
Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение
сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального
мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние
окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый
мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и
биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что
необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих
первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих
группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности
загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе
ГСМОС, приведены в таблице1.
Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и
задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет
государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и
местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания
заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность
ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства
загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности
их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту,
возможность организации измерений и другие факторы.
Отметим, что приоритеты,
выбранные общественными
[2] при разработке программ мониторинга, могут быть сформулированы иным
образом, не повторяющим ранжирование, принятое в ГСМОС. Это решение вполне
оправданно, так как региональные и локальные приоритеты тесно связаны с
экономикой региона, с местными источниками воздействия. Наконец, программа
общественного мониторинга может быть связана с совершенно конкретной проблемой,
которая и будет определять приоритеты в данном случае.
Государственный
экологический мониторинг
Согласно «Экологической доктрине РФ», одобренной распоряжением
Правительства от 31 августа 2002 года, основной задачей в областях
экологического мониторинга и информационного обеспечения является обеспечение
государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной
информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных
изменениях.
Для этого необходимы:
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между
собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы
мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан,
так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято
решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга
(ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб
для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды
в Российской Федерации.
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
При этом распределение функций между центральными органами федеральной
исполнительной власти осуществляется следующим образом.
Госкомэкологии (быв. Минприроды России): координация деятельности
министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга
окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного
воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация
мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры
(кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических
информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами
банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их
использовании.
Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,
поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического
пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной
среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной
среды.
Роскомзем: мониторинг земель.
Министерство природных ресурсов (включая быв. Роскомнедра и
Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных
вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг
водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса
сточных вод.
Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем.
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома
России).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и
источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами
и системами военной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах Арктики и Крайнего Севера.