Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:37, реферат
Наше российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К.А.Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX -начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали.
Экологическое образование и воспитание
В неспециальном
виде «экологическое образование» осуществлялось
уже в древних цивилизациях Запада
и в особенности Востока. Экологическая
составляющая была частью общей картины
мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Демокрита,
Аристотеля. В Новое время экологическое
образование в неспециальном виде сопутствует
зарождению и развитию экологической
науки.
Экология возникла в недрах биологии в
форме знания о связи живого организма
с окружающей природной средой. Представление
о необходимости специального изучения
связей видов с их природным окружением
сложилось, когда пришло понимание того,
что живые организмы эволюционируют и
что важнейшую, определяющую роль в этом
процессе играет внешняя среда. Такое
понимание, как известно, нашло свое завершение
в идее Ч.Дарвина о «борьбе за существование»
в живой природе.
Более тесное соединение науки экологии
и экологического просвещения и образования
стало формироваться одновременно с введением
в научный оборот самого термина «экология»
Э.Гек-келем в 1866 г. Объектом экологического
знания становятся уже не только живые
организмы и их сообщества, но и биосфера
в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении
экологического образования происходит
вместе со становлением в 70-е годы XX в.
социальной экологии, важнейшим приоритетом
которой как раз является экологическое
просвещение.
Наше российское экологическое образование
имеет давние традиции формирования знаний
о взаимоотношениях человека и природы.
Первоначально оно складывалось на основе
естествознания, которое как предмет было
учреждено в школах России в конце XVIII
в. Затем последовало включение естествознания
в число предметов, изучаемых студентами
учительской семинарии. Усилиями таких
светил отечественного естествознания,
как А. Н. Бекетов и К.А.Тимирязев, их педагогическими
работами в конце XIX -начале XX в. был создан
естественнонаучный фундамент экологического
образования. В последующем экологическое
образование и воспитание в нашей стране
существенно эволюционировали.
Уже программы и указания Наркомпроса
(1924 г.) ставили перед школой задачу изучения
местного края и проведения работы по
охране природы, по формированию у питомцев
школы полезных навыков в этом государственно
важном деле. В 20-30-х годах началось внедрение
в массовую практику форм и методов работы,
активизирующих познавательную и практическую
деятельность школьников по изучению
и охране природного окружения, особенно
при изучении естествознания и во внеклассной
работе. В 30-е годы природоохранительные
знания были включены в учебные программы
по биологии и географии, многие из которых
сохранились в неизменном виде вплоть
до конца 70-х годов. В послевоенные годы
принимается ряд постановлений по охране
природы с участием органов народного
образования в улучшении работы в деле
изучения природы, разумного и любовного
отношения к ней и ее охране. В 50-60-е годы
природоохранное просвещение и воспитание
молодежи быстро возрастает во всем мире,
это касается и нашей страны; во всех республиках
СССР принимаются законы об охране природы;
в учебном процессе усиливается природоохранительная
тематика; в начальной школе выделяется
самостоятельный предмет «природоведение».
В 70-80-е годы особое внимание уделяется
вопросам образования в сфере рационального
природопользования и охраны природы.
В 1972 г. в составе Научно-исследовательского
института содержания и методов обучения
Академии педагогических наук СССР была
создана одна из первых в мире лаборатория
природоохранительного просвещения. В
том же году была утверждена долгосрочная
комплексная программа исследования по
охране природы стран-участниц Совета
экономической взаимопомощи. Новым в экологическом
образовании явилась разработка программ
факультативных курсов по охране природы.
Новое звучание экологическое образование
получает с начала 90-х годов. Построение
системы экологического образования базировалось
на ряде методологических принципов, сформулированных
еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н.
Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е.
С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными
стали представления, что человечество
связано с природой своим происхождением,
существованием и своим будущим; человеческая
история - часть истории природы; целостность
природной среды выступает естественной
основой жизни в биосфере; качество экологически
здоровой окружающей среды наряду с социальными
условиями - основа физического и духовного
здоровья человека; труд - основа взаимодействия
человека и общества с природой, фактор
ее изменения; изменение природной среды
неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому
цели разумной человеческой деятельности
должны всесторонне учитывать проявление
законов природы и др.
Учеными были разработаны специфические
принципы экологического образования:
принцип единства познания-переживания-действия;
принцип непрерывности; принцип взаимосвязи
глобального, национального и краеведческого
подхода к анализу экологических проблем
и путей их решения; принцип междисциплинарности
и др., которые наряду с широко действующими
в дидактике составили основу экологического
образования.
Первый принцип из группы «специфических»
ориентирует педагогов на сочетание рационального
познания природы и места в ней человека
с чувственно-эмоциональным воздействием
на ученика как непосредственного общения
с окружающей природной средой, так и художественно-образных
средств искусства. Недооценка этого принципа,
считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому
интеллектуализму, либо к бездоказательной
мечтательности, либо к расчетливому «узкому»
практицизму. Принцип непрерывности рассматривается
как организационно-педагогическое условие,
обеспечивающее процесс становления и
развития ответственного отношения к
окружающей среде школьников младшего,
среднего и старшего возраста в системе
классно-урочных и внеклассных занятий,
а также всех видов общественно полезного
труда.
В эти годы было выявлено содержание экологического
образования, основными компонентами
которого явились знания и ценностные
ориентации. В качестве ядра системы экологического
образования А. Н. Захлебный выделяет четыре
взаимосвязанных компонента: познавательный
- основные идеи о характере взаимодействия
природы и общества, о глобальных экологических
проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный
- ценностные ориентации о многосторонней
общественной и личной значимости природы;
нормативный - основы нравственных и правовых
норм природопользования, правила поведения
в окружающей среде; деятельностный - виды
и способы деятельности школьников, направленные
на формирование познавательных и практических
умений экологического характера.
В настоящее время вместе с укреплением
позиций нового гуманистического типа
экологической культуры все большее значение
приобретает вопрос о том, какие именно
представления о биосоциальной системе
«человек-общество-природа» следует прежде
всего внедрять в экологическое образование
и воспитание, а какие принципы прежней
потребительской культуры должны быть
объектом критического пересмотра.
Факт глобального экологического кризиса
требует закрепления в образовании и воспитании
подрастающего поколения и в просвещении
населения в целом нового миропонимания,
а именно замены представления системы
«природа и общество» на представление
об объективном существовании иной системы
«природа-общество». Научно-техническая
революция, мощное усиление технической
вооруженности человека в жесткой форме
выявляет его полную зависимость от ресурсов
живой и неживой природы. Эта драматическая
ситуация должна быть в центре внимания
и учителя и обучаемых.
В наше время вся живая природа планеты
вовлечена в человеческую деятельность,
в само жизнеобеспечение человеческого
общества. В таком положении вещей сокрыт
другой важнейший приоритет современного
экологического образования, на который
следует обратить особое внимание. Дело
в том, что обеднение генофонда, безвозвратные
потери видов животных и растительного
мира разрушают живую природу постепенно.
И это разрушение не так очевидно, оно
как бы нас и не касается. Если, скажем,
последствия загрязнения водоемов производственными
отходами совершенно наглядны, то это
позволяет рассматривать данную тему
уже в начальной школе. Более затруднено
понимание того, что чистота природных
вод, газовый состав атмосферы, переработка
бытовых и производственных отходов, их
возвращение в систему биологического
кругооборота, восстановление нарушенных
биосферных сообществ обеспечиваются
живыми организмами. Включение в образовательный
процесс представления о том, что основным
условием эффективности названных процессов
является многообразие форм жизни, - весьма
непростая, требующая высокого мировоззренческого
уровня и педагогического мастерства,
но совершенно необходимая задача современного
экологического образования.
Далее, важнейшим аспектом современного
экологического образования является
научная пропаганда того, что экологические
законы касаются и материальной и духовной
культуры и, таким образом, влияют на социальные
процессы. Охрана природы через обратную
связь возвращается к нам охраной благополучия
человека. Придерживаясь столь однозначной
формулировки, нельзя, однако, позволить
себе впасть в «новый антропоцентризм»
и упустить проблему гуманной заботы о
природе. Необходимы широкий подход к
теме «человек-общество-природа» и знания
не только общей экологии, но и социальной
экологии, включения этого предмета в
весь объем просветительского и образовательного
процесса.
В силу жизненной важности экологической
проблематики обязательным принципом
методологии экологического образования
должен стать принцип его непрерывности.
Экологическое образование в настоящее
время принято рассматривать как единую
систему, основными компонентами которой
выступают формальное (дошкольное, школьное,
среднее специальное и высшее) образование
и неформальное образование взрослого
населения.
В. М. Назаренко выделяет различные модели
организации экологического образования,
характерные в настоящее время для средней
общеобразовательной школы. Это включение
экологической информации в традиционные
предметы; изучение вопросов охраны окружающей
среды в специально выделенном предмете;
формирование экологических знаний в
разных учебных предметах, а затем их интегрирование
в отдельный предмет; полная реформа учебного
процесса. Однако большинство школ в стране
(98%) работают по первой модели.
В. М. Назаренко доказывает, что создание
системы непрерывного экологического
образования требует новой парадигмы:
экологическое образование - это не часть
формального образования, а его новый
смысл, его цель. Мировоззренческую основу
экологического образования составляют
два взаимосвязанных подхода: биоцентрический
и антропоцентрический, которые позволяют
сформировать представления о единстве
природы и человека, о путях гармонизации
их взаимодействия, о коэволюции природы
и общества как единственно возможном
пути развития современной цивилизации,
а также о структуре личности, отвечающей
требованиям экологической этики.
Обратимся теперь к центральному звену
экологического образования и воспитания
- к школе.
Ведущие специалисты школьной педагогики,
на наш взгляд, с оправданным основанием
полагают, что учителю, занятому экологическим
преподаванием, постоянно нужно иметь
перед собою определенную сверхзадачу:
знания молодого человека - выпускника
школы должны соответствовать передовым
достижениям науки, соединенным с экологической
культурой, с ее гуманистически цельным
экономическим, правовым, нравственным,
эстетическим и практическим отношением
человека к природе.
Современные представления о вариативном
образовании как в начальной, так и в средней
школе хорошо соотносятся с преподаванием
экологии - относительно нового предмета:
оба эти обстоятельства требуют от самого
учителя и от его ученика творческого
отношения к обучению, главным результатом
которого должно стать воспитание ответственности
человека перед природой.
Далее, не менее важно, чтобы выпускник
школы входил во взрослую трудовую жизнь,
имея устойчивые ценностные установки
бережного отношения к живой и неживой
природе, по-настоящему усваивал, что можно,
а что нельзя позволять себе и при производственных
и при обычных, бытовых отношениях с нею.
При этом учителю экологии никак нельзя
стесняться высокого стиля изложения
своего предмета, донося до сознания ученика,
что его предмет действительно реально
связан не только с его личным благополучием
и благополучием его близких, но и всего
человечества. Эмоциональный, художественный,
образный подход к душе человека, пусть
еще и совсем юного, - непременный элемент
всей системы экологического просвещения,
образования и воспитания.
В системе непрерывного образования дошкольное
воспитание является его первой ступенью.
На этой ступени у дошкольников происходят
формирование привычек гигиенического
характера, выработка простейших практических
навыков, осознание элементарных проблем
окружающей среды.
В начальных классах происходит закрепление
и развитие знаний об окружающей природной
и социальной среде, полученных школьником
в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание
ведется строго, логично, обязательны
также образные формы обучения, обращение
к искусству и художественной литературе.
В этом возрасте закладываются основы
экологической культуры, целостного представления
о природе, формируется научное отношение
к природной среде, сознается необходимость
ее охраны, усваиваются нормы поведения
в окружающей среде и навыки элементарных
экологически грамотных действий. Каждый
предмет, изучаемый в начальной школе
(родной язык, рисование, музыка, трудовая
подготовка и др.), по-новому раскрывает
природоведческий материал, обогащает
и помогает развивать навыки общения с
природными объектами. В среднем школьном
звене главная роль в экологическом образовании
отводится теме «Естествознание» с привлечением
задач по экологии, игр, а также некоторых
видов практического общения с природой.
В этих классах рекомендуется развивать
«экологизированные» нравственные ценности,
доступные подростковому возрасту. Целью
воспитания детей данного возраста (11-14
лет) является формирование позитивного
отношения к окружающей среде. Это происходит
на уроках географии, биологии, литературы,
физики.
В средних и старших классах при изучении
интегрированных курсов «Здоровье и окружающая
среда», «Биосфера и человек», «Основы
экологии», «Экология человека», «Природа
и культура», «Охрана окружающей среды»
закрепляется и совершенствуется нравственная
ориентация школьника в его отношениях
с природой. Здесь закладываются основы
диалектического понимания единства природы
и общества, а охрана природы рассматривается
как часть общей культуры человека. На
этом этапе формируется современное мировоззрение,
строящееся на интегративных знаниях
об окружающем мире и проявляющееся в
ответственном, деятельностном поведении,
основанном на убежденности в необходимости
охраны природной среды. Важна роль экологической
практики.
Специалисты по школьному экологическому
образованию обращают также внимание
на планируемую последовательность преподавания
учебного материала. Тематически и методически
это формируется примерно и в общем виде
таким образом: выяснение конкретного
опыта общения школьника с природой; ознакомление
с историей возникновения и развития экологической
проблемы; формирование проблемы в современном
понимании; четкое обозначение трудностей
в ее решении; привитие правовых и этических
норм общения человека с природой и соответствующая
этому конкретная экологическая практика.
На завершающем этапе обучения решающее
значение приобретают самостоятельность
и творческое отношение к предмету и, наконец,
как уже подчеркивалось ранее, к ответственности
перед природой.
Уровень современного школьного образования
во многом зависит от внедрения в постоянную
практику новых оригинальных методов
и приемов обучения и воспитания. Среди
них можно назвать повсеместную и непрерывную,
от младших до выпускных классов компьютеризацию
экологического образования. Необходимо
и внедрение неординарных педагогических
приемов, как, например, «летний экологический
лагерь» или, начиная с младших классов,
проектных уроков, типа: «Лес - мой друг»,
«Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр»,
«Природа и искусство».
В настоящее время появилось много альтернативных
средних учебных заведений дополнительного
экологического образования в связи с
созданием современной эколого-информационной
культуры (фермерские школы, заочные экологические
лицеи для учеников сельских школ и малых
городов, лагеря и школы по отдельным направлениям
экологического и биологического образования
и т.д.). В качестве примера приведем лицей
эколого-информационных технологий («Ноосферная
школа»). Основные принципы учебно-воспитательного
процесса здесь исходят из понимания единства
человека и всего остального мира; философским
основанием стала концепция всеединства,
разработанная к началу нашего века русскими
мыслителями-софиологами В.Соловьевым,
П.Флоренским, С.Булгаковым и др. Натурфилософским
основанием стала научно-философская
концепция биосферы и ее переход в ноосферу
В. Вернадского. Данная концепция была
разработана группой ученых Иркутска
- Ю.Абрамовым, М.Алешкевичем, А. Буровским,
А. Костиным - и внедрена в инновационное
учебное заведение второго дополнительного
профориентационного образования (средняя
школа № 24 г. Иркутска).
Цель данной образовательной программы
- воспитание экологической культуры,
обеспечивающей прогресс общества в гармонии
человека и природы, становление гражданской
зрелости и ответственности по отношению
к природе, человеку, обществу, самому
себе.
Задачи образовательной программы.
1. Объединить и систематизировать разрозненные
знания по предметам естественного, общественно-гуманитарного
цикла, раскрывающие характер взаимоотношений
и взаимодействия природы и человека как
в далеком историческом прошлом на современном
этапе и в перспективе на XXI в.
2. Провести анализ причин последствий
и путей преодоления экологического кризиса.
3. Сформировать у учащихся личностное
отношение к сохранению окружающей среды,
активную жизненную позицию.
Структура образовательной программы
построена по блочно-модульному принципу,
что позволяет спроектировать новый учебный
план с экологической доминантой.
Экологическое образование - это органичная
и приоритетная часть всей системы образования,
придающая ему новое качество, формирующая
иное отношение не только к природе, но
и к обществу, к человеку (экогуманизм).
Экологизация образования означает формирование
нового миропонимания и новый подход к
деятельности, основанный на формировании
ноосферно-гумани-тарных и экологических
ценностей.
Переходя к вузовскому экологическому
образованию, мы должны констатировать,
что соответствующее школьное образование
и воспитание, их прогрессивность и современность
зависят в первую очередь от постановки
обучения будущего преподавателя школы
в стенах педагогического вуза.
Об уровне такой подготовки дают определенное
представление количественные данные,
взятые нами из выборочных экспертных
оценок специалистов в этой области. Так,
при изучении готовности выпускников
вузов 1997 г. к экологическому образованию
школьников до 30% из них показали высокую
степень и знаний и методической подготовки.
Оценка работы специалистов в разных общеобразовательных
учреждениях выявила, что за период с 1991
по 1996 г. 27% педагогов, ведущих социальную
экологию, повысили свою квалификационную
категорию. В то же время есть данные последних
лет иного, негативного, характера. Исследования
уровня профессиональной компетентности
1300 педагогов и абитуриентов педагогических
вузов показали, что около 25% педагогов
не владеют в достаточной мере техникой
ретрансляции экологических знаний, не
способны вместить содержание экологического
образования в рамки общих естественнонаучных
знаний, до 50% выпускников школы - абитуриентов
педагогических вузов - не владеют современной
экологической культурой, продолжают
придерживаться потребительских взглядов
на природную среду.
Приведенная выше статистика свидетельствует
о том, что, несмотря на многие отрицательные
внешние объективные факторы и недостаточную
освоенность методики экологического
образования, здесь наблюдаются несомненные
сдвиги. Налицо постоянное расширение
экологической тематики, в том числе ее
социальной составляющей в высшем образовании;
значимость экологического образования
закреплена законодательными актами,
охватывающими и школу и профессиональное
образование.
Значительно увеличился объем научных
исследований в области теории и практики
экологического образования, утверждается
принцип непрерывного экологического
образования, разработана последовательность
такого образования в школе, написаны
учебники для школьников и методические
пособия для учителей, идет экологизация
всего дошкольного и школьного образования
и воспитания. В итоге, наверное, можно
сказать, что экологическое образование
становится важным фактором реформирования,
осовременивания российского образования
в целом.
Недостаточная же степень развитости
экологического образования в вузах, конечно,
объяснима: экологическое образование,
тем более в его современном варианте,
по историческим меркам еще очень молодо,
в сущности, оно только зарождается; многие
педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного
курса по экологии, в том числе по ее социальному
аспекту; во многих областях экологии
как предмета науки и преподавания остается
больше проблем, чем их решений; отчетливо
сказывается и общий социальный фон - недооценка
глубины экологического кризиса в нашем
обществе, охваченном кризисом другого
рода.
В результате эффективность экологического
преподавания в школе, главном звене экологического
образования и воспитания, пока не удовлетворительна.
Что касается непосредственно внутривузовских
проблем экологического образования,
то полагаем, что многие из них достаточно
хорошо известны самим и преподавателям
и студентам: нехватка учебных пособий,
далеко не полная оснащенность новейшей
техникой исследований и т. д. Мы же здесь
укажем лишь на некоторые изъяны в постановке
экологического образования, может быть,
не столь очевидные.
Наверное, следует признать, что еще недостаточно
разработана сама методологическая основа,
необходимая для прикладных исследований
по экологическому образованию студентов
и конкретных методических разработок;
система общего среднего образования
не располагает устоявшимися принципами
экологического образования; есть определенный
разрыв между довольно неплохим уровнем
общего школьного экологического образования
и уровнем развития эколого-педагогического
образования; наметилось обострение противопоставления
гуманитарной, естественнонаучной и технической
культур, в частности, в связи с этим в
экологическом образовании объемно представлено
естественнонаучное содержание, но существенно
отстает гуманитарное, в том числе во многом
обделена вниманием социальная экология.
Сегодня лишь на начальной стадии находится
внедрение таких специальностей и дополнительных
квалификаций, как педагог-специалист
по социальной экологии, педагог дополнительного
экологического образования, педагог
дошкольного экологического образования,
менеджер экологического образования,
которые не только актуальны, но и рассчитаны
на будущее, что немаловажно для вузовского
педагогического образования. Недостаточно
активно внедряются учебные программы
по этноэкологии, эколого-педагогической
практике, экологическому краеведению
- столь же и своевременные и перспективные.
В вузовской подготовке слабо осваиваются
традиции разных народов, их экологическая
культура, не налажено устойчивое взаимодействие
педагогических вузов и школ.
Решение обозначенных и других сходных
проблем, дальнейшее внимание к экологическому
образованию могли бы способствовать
формированию его целостной научно обоснованной
структуры. Такая структура, по мнению
ведущих специалистов в данной области,
должна включать ряд элементов.
1. Экологическое образование студента
педагогического вуза как компонент, органически
присущий его общей культуре.
2. Формирование гуманистической среды
вуза как условие развития экологической
культуры и практической готовности выпускника
к школьному экологическому образованию
и воспитанию в их современном и прогрессивном
понимании.
3. Подготовка педагога-эколога для образования
на профессионально-
Основываясь на этой структуре, выстраивается
схема последовательного экологического
образования в педагогическом вузе. На
начальной стадии происходят личностное
развитие и саморазвитие студента, усвоение
им культурных и природных приоритетов
и ценностей изначально на образном и
эмоциональном уровнях. В соответствии
с данной доминантой организуется обучение
по всей общеэкологической программе.
На второй стадии усваиваются необходимые
образовательные и методические знания,
складывается профессиональная компетентность
будущего специалиста. Как следствие,
формируется целый ряд предметов фундаментального
экологического образования: общая экология,
социальная экология, прикладная экология
и т.д. На третьей стадии создаются условия
для профессиональной идентификации студента,
для выбора квалификации. На четвертой
стадии студенты усваивают мировоззренческие
представления о системе «человек-общество-природа»,
осуществляется интеграция исследовательской
и научно-педагогической деятельности
в этой области; создаются ситуации, стимулирующие
его творческое саморазвитие.
Важная роль в формировании экологической
культуры общества отводится социальным
институтам. Так, Н.Н.Храменков выделяет
четыре основных типа экологических социальных
институтов, которые в зависимости от
своих функций разделяются на практические,
научные, педагогические и управленческие.
Большое значение при этом придается средствам
массовой информации (печать, радио, телевидение).
Стоить отметить также заключительный
документ Конференции ООН по окружающей
среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.)
- программу «Повестка дня для XXI века»,
где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации
и, что особо существенно, фундаментальным
образом обоснованный сделан вывод о жизненной
необходимости перехода человечества
к устойчивому развитию.
Осмысление специфики устойчивого развития
начинается с усвоения того, что в центре
такого развития находится человек, который
имеет неотъемлемое право на здоровую
и плодотворную жизнь, что охрана окружающей
среды реально должна стать важнейшим
элементом процесса устойчивого развития,
что общество перейдет к коэволюционному
способу взаимодействия с природой, когда
усилия коллективного разума будут направлены
на то, чтобы обеспечить безопасность
человечества во всех отношениях и реализовать
стремление человека к личному и социальному
благополучию.
Для достижения этих целей необходимо
активизировать весь потенциал культуры,
произвести радикальную, гуманистическую
переориентацию всей системы ее ценностей,
в полной мере раскрыть непреходящую значимость
природы для человеческого существования.