Экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:34, курс лекций

Описание

Для курса лекций автором выбраны наиболее актуальные темы и проблемы современного экологического права. Это прежде всего общеметодологические, культурологические положения, без знания которых трудно представить юриста-эколога XXI века и невозможно двигаться вперед в освоении конкретных правовых институтов. Сюда входят понятие, история, источники, принципы экологического права; каждой из этих тем можно посвятить не одну лекцию, характерную тесной связью науки и практики. Достаточно, например, напомнить о значении принципов, отраженных в законодательстве, которые получают, таким образом, обязательную силу и должны учитываться в административной и судебной практике.

Содержание

Введение
Общая часть
Глава I. Понятие экологического права
Глава II. История формирования экологического права России
Глава III. Нормы экологического права и экологические
правоотношения. Источники экологического права. Принципы
экологического права
Глава IV. Право природопользования. Виды прав на природные объекты
и ресурсы
Глава V. Государственное управление в области охраны окружающей
среды
Глава VI. Ответственность за экологические правонарушения
Глава VII. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности
Глава VIII. Права граждан в области охраны окружающей среды
Глава IX. Экономический механизм охраны окружающей среды.
Нормирование в области охраны окружающей среды
Особенная часть
Глава X. Охрана и рациональное использование земель
Глава XI. Охрана и рациональное использование недр
Глава XII. Охрана и рациональное использование вод
Глава XIII. Охрана и рациональное использование лесов
Глава XIV. Охрана и рациональное использование животного мира
Глава XV. Охрана атмосферного воздуха
Глава XVI. Особо охраняемые территории и объекты
Глава XVII. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды
Основные термины и определения
Нормативные правовые акты
Приложение 1. Таблица по видам прав на природные
объекты (ресурсы)
Приложение 2. Таблица федеральных государственных
органов, участвующих в сфере охраны
окружающей среды и природопользования
Континентальный шельф

Работа состоит из  1 файл

Семьянова - Экологическое право. Курс лекций.doc

— 1.57 Мб (Скачать документ)

"Актуальность  для России имеет проблема  определения и обоснования внешней границы континентального шельфа в соответствии со ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ратифицирована Россией в 1997 г.). Опираясь на нормы Конвенции и ряд геоморфологических и геологических признаков, можно ставить и обсуждать вопрос о расширении континентального шельфа России за пределы 200-мильной исключительной экономической зоны, продолжении его в глубь Арктического бассейна.

Необходимость более глубокого изучения этого  вопроса обусловливается ролью  ресурсов Мирового океана (континентальный шельф и глубоководные районы морского дна), которые по своим объемам, свойствам, степени воспроизводства и экологическим показателям намного превосходят аналогичные ресурсы континентов и могут рассматриваться как последний в пределах земного шара потенциальный источник обеспечения устойчивого развития прибрежных стран" (Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 243).

Задачами рационального  использования и охраны недр служат государственный учет и государственная геологическая экспертиза.

За нарушения  в области использования и  охраны недр предусматриваются дисциплинарная, административная (ст. 8.7, 8.9, 8.10, 8.11 КоАП РФ), уголовная (ст. 255, 216 УК РФ) и имущественная ответственность.

 

Глава XII. Охрана и рациональное использование вод

 

Предваряя тему, следует оговориться, что к предмету регулирования (водного законодательства) экологического права не относятся отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, а также связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов (Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 287).

Водный  кодекс РФ (ВК РФ) оперирует понятием водного законодательства, состоящим из Водного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы водного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать водному законодательству Российской Федерации.

Водный  кодекс при этом является ключевым нормативным актом в области водного законодательства. Согласно его преамбуле воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Вода представляет собой химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Именно поэтому предметом регулирования водного законодательства являются также ледники и снежники. Водные ресурсы - это запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Следует отличать также обособленный водный объект, возможный для нахождения в гражданском обороте на правах частной собственности, - замкнутый водоем, представляющий собой небольшой по площади и непроточный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектам.

Целями водного законодательства являются:

обеспечение прав граждан на чистую воду и благоприятную  водную среду;

поддержание оптимальных  условий водопользования;

поддержание качества поверхностных и подземных вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям;

защита водных объектов от загрязнения, засорения  и истощения;

предотвращение  или ликвидация вредного воздействия  вод;

сохранение  биологического разнообразия водных экосистем.

В соответствии со ст. 7 Водного кодекса РФ объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.

Выделяются  водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании, которые используются без применения сооружений, технических средств и устройств, а также водные объекты особого пользования, которыми пользуется ограниченный круг лиц. Причем предоставление водных объектов в особое пользование исключает их из числа водных объектов общего пользования.

Видами водных объектов являются: поверхностные водные объекты, внутренние морские воды, подземные водные объекты, внутренние воды, трансграничные (пограничные) водные объекты (ст. 1 ВК РФ).

В Российской Федерации  устанавливается государственная  собственность на водные объекты. Только обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.

Видами прав пользования водными объектами  являются право долгосрочного пользования (от 3-25 лет), право краткосрочного пользования (до 3 лет), а также право ограниченного  пользования (водный сервитут: публичный  или частный, установленный в рамках гражданского законодательства).

"В соответствии  со ст. 85 Водного кодекса РФ водные объекты могут использоваться для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля; иных целей.

Водопользование делится на общее, специальное и особое. Общее водопользование - это использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств; специальное - с применением сооружений, технических средств и устройств; в особое пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд" (Экологическое право: Курс лекций и практикум/Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 289).

Для осуществления  права общего водопользования получения  правоустанавливающих и правоудостоверяющих  документов не требуется.

В соответствии с законодательством получения  лицензии на водопользование не требуется  при осуществлении:

общего водопользования;

использования водных объектов для плавания на маломерных судах;

разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

водопользования для пожарных нужд;

забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения. Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР РФ;

пользования обособленными  водными объектами. Пользование такими объектами осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства РФ.

В зависимости  от вида права пользования водным объектом в режиме специального водопользования  выделяются: договор долгосрочного  пользования водным объектом; договор краткосрочного пользования водным объектом, договор установления частного водного сервитута.

Перед заключением  договора требуется получение лицензии на водопользование, а также принятие соответствующего решения органа государственной  власти в установленных водным законодательством случаях. Лицензия вступает в силу после ее регистрации. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным (ст. 58 ВК РФ). В лицензиях обязательно должны быть отражены лимиты водопользования - как предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени.

Лимиты водопользования  устанавливаются в целях устойчивого удовлетворения потребностей в воде населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользования, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благоприятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов. Лимиты водопользования устанавливаются также для субъектов РФ Министерством природных ресурсов РФ на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов РФ потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов (см. п. 15, 16 постановления Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383). Бассейном водного объекта является территория, включающая водосборные площади гидравлически связанных водоемов и водотоков, главный из которых впадает в море или озеро (ст. 1 ВК РФ).

Договор пользования  водным объектом считается заключенным  с момента его регистрации  специально уполномоченным государственным  органом управления использованием и охраной водного фонда.

Публичные и  частные водные сервитуты могут  устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических  средств и устройств;

водопоя и прогона  скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и  других маломерных плавательных средств.

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 383 были утверждены Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Действие данных Правил распространяется на все виды пользования водными объектами.

Передача права  пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ, осуществляется на основании распорядительной лицензии.

При использовании  водных объектов граждане и юридические  лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 94-96 ВК РФ). Законодательством устанавливаются и другие запреты и ограничения в целях охраны и рационального использования водных объектов.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим охрану и режим водоохранных зон водных объектов, является постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах".

Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Размеры и границы  водоохранных зон должны устанавливаться  в порядке, предусмотренном вышеуказанным постановлением Правительства РФ в зависимости от ширины водных объектов, здесь же устанавливается минимальная ширина водоохранных зон. Водоохранные зоны не устанавливаются только для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос  устанавливается:

для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном  уровне;

для морей - от максимального  уровня прилива;

для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в  истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается  для участков рек протяженностью от их истока:

до 10 км - 50 м;

от 10 до 50 км - 100 м;

от 50 до 100 км - 200 м;

от 100 до 200 км - 300 м;

от 200 до 500 км - 400 м;

от 500 км и более - 500 м.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в размерах, показанных в таблице.

 

 —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— 

|      Виды угодий,      |         Ширина прибрежной защитной полосы  при крутизне склонов          |

Информация о работе Экологическое право