Экологическое воспитание и образование детей за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:29, реферат

Описание

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Содержание

1. Основные понятия
2. Экологическое образование за рубежом:
• США
• Англия
• Швеция
• Германия
• Япония

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 40.64 Кб (Скачать документ)

Экологическое воспитание и образование детей за рубежом

 

 

План:

  1. Основные понятия
  2. Экологическое образование за рубежом:
    • США
    • Англия
    • Швеция
    • Германия
    • Япония

 

 

 

Литература:

  1. Волобуева Н.Г. Проблемы экологии и будущее человечества: метод. Библиогр. Пособие/ Н.Г. Волобуева, И.Тертицкая. – Магадан: Изд. СМУ, - 1999. – 227с.
  2. Дорнер М. Экологическое воспитание в Германии// Педагогика. - № 5. – 1997.
  3. Нанивская В.Т. У истоков японского «группового сознания»// Детский сад в Японии. – М. - 1987
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. Пособие для студ. Высш.пед учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2002. – 336с
  5. Протасова. Е. Германия. Экологическое воспитания в детских садах// Дошкольное воспитание. - № 7. – 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия:

 

Экология – наука о закономерностях взаимодействия живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

 

Экологическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы,  с которыми он непосредственно контактирует. Такое отношение включает в себя эмоциональный, интеллектуальный и нравственные компоненты. 

Экологическое образование  - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

 

Экологическая культура -  часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоцианально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой).

 

Экологическая этика - нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними.

 

Заказник – территория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты.

 

Заповедник – участок земли, либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находятся под охраной государства.

 

Национальный парк – территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы.

 

Рейнджер от англ. ranger (странник, охотник, лесник, егерь, конный полицейский).

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое воспитание и образование  за рубежом:

    • США

Одной из первых в России на двух языках (английском и русском) появилась программа Джуди Фридман (США), предназначенная для внешкольного обучения учащихся начальной и средней школы. Смешной толстяк Джелли Джем с короткими лапами и заячьими ушами, изобретенный автором книги, на протяжении 60 страниц помогает детям понять, что такое окружающая среда, как важно, чтобы растения, животные и люди имели в достатке чистую воду, чистый воздух и чистую землю. Джелли Джем — то грустный, то веселый — предлагает детям проделывать опыты с водой, задуматься над проблемой мусора — его так много вокруг. Толстяк знакомит детей с переработкой отходов, с повторным использованием вещей, предлагает не приобретать некачественные игрушки (они быстро ломаются, и от них возрастает объем мусора). Подробно знакомит детей с качествами питьевой воды и с тем, как от деятельности человека вода загрязняется разными химическими соединениями. Советует экономить воду: быстро мыться под душем, напевая короткую песенку, провести наблюдения и подсчет воды в литрах — сколько ее тратится за два дня. Джелли Джем разбирает процесс загрязнения воздуха, советует не курить и не находиться в помещении, где курят. Беспокоится он также и о шумовом загрязнении окружающей среды. Обсуждает проблему нефти и бензина: их расход надо сократить, советует меньше пользоваться распылителями. Толстяк заканчивает обсуждение проблемы финансами — очистка загрязнения стоит больших денег.

Широкое распространение в США получила программа Мауры О' Коннор «Свет жизни», которая в 1993 г. усилиями российских экологов появилась в нашей стране. В США ее поддержало Национальное Одюбоновское Общество, которое уже более века занимается защитой дикой природы на Американском континенте.

«Свет жизни» — это подробно разработанная  технология непрерывного образования в области окружающей среды, предназначенная для учителей и школьников от 6 до 18 лет. Комплекс занятий носит межпредметный характер: они расширяют представления, развивают умения детей, полученные на уроках природоведения, родного языка, математики, изобразительного искусства. Занятия вовлекают детей в изучение разнообразных явлений природы и взаимодействия человека с ней, особенно в условиях городской среды. Весь курс состоит из четырех частей: для детей 6-9, 10-12, 13-15, 16-18 лет.

В первой книге, рассчитанной на школьников начальных  классов, представлены занятия, которые  пробуждают интерес детей к явлениям окружающей среды в городе, вызывают радость общения j с окружающим миром, приближают к растениям и животным. Проблемы экологии, связанные с загрязнением и разрушением природных систем, намеренно не затрагиваются в этой части курса. Автор убежден, что детство — это радостная пора открытий в окружающем мире многообразия проявлений, их красоты и ритма.

Обсуждение  серьезных экологических проблем  включено автором в последнюю часть курса в расчете на то, что старшеклассники, обладающие развитым мышлением и сознанием, способны j понять сложные и противоречивые явления взаимодействия человека с природой. Автор считает, что у молодых людей на базе усвоенного в предыдущие годы материала возможно формирование экологической этики, руководствуясь которой они будут чувствовать ответственность за использование ресурсов Земли, найдут способы гармоничного взаимодействия с природой.

Курс  для начальной школы включает шесть глав — в общей сложности 46 занятий, рассчитанных на четыре года обучения. Первая глава — это исследование окрестностей района с помощью разных видов деятельности и органов чувств. Дети, изображая инопланетян, отправляются в путешествие по окрестности, обследуют ее, набираются впечатлений, которые затем отражают в рисунках. Они узнают, какие промышленные зоны, жилые кварталы и места отдыха имеются в ближайшем пространстве, становятся исследователями природы и обсуждают, о ком можно заботиться.

Вторая глава — это подробное  знакомство с миром растений. Дети получают знания о том, что такое пейзаж, что зеленые растения являются поставщиками кислорода, которым дышат все люди, рассматривают растения под микроскопом, узнают, что деревья бывают высокие и низкие, толстые и тонкие, веселые и грустные, если у них сломаны ветки. Они ведут настенный календарь «Растем вместе с природой», сами перевоплощаются в деревья и, прочувствовав через медитацию это состояние, сочиняют рассказ «Если бы я был деревом...»

Знакомству  детей с прыгающими, летающими  и поющими птицами посвящена  третья глава. Школьники рассматривают  птичьи перья и следы на снегу, перевоплощаются в птиц, подкармливают их в зимнее время, конструируют гусиную стаю из бумаги. Дети знакомятся также с насекомыми — маленькими соседями по планете, исследуют их повадки, образ жизни. В четвертую главу включен материал, который знакомит школьников с потребностями человека и животных в укрытии, пище, воде и воздухе. Дети учатся различать потребности человека и его желания, которые не всегда надо удовлетворять. Узнают, что земля и солнце обеспечивают все основные потребности людей и животных, постигают, что люди разных профессий сотрудничают, чтобы обеспечить друг друга товарами и услугами.

Школьники знакомятся с энергией (пятая глава), ее проявлениями (свет, тепло, движение), узнают, что основными источниками энергии являются солнце и ископаемое топливо, что энергию надо экономить. Следующая глава — это материал о гармонии человека с природой. Дети постигают истину — надо действовать по аналогии с природой: экономить (бумагу, воду и др.), использовать вещи вторично, перерабатывать отходы. Дети постигают идею: в природе нет отходов, она все использует, она красива и уравновешенна, человеку надо брать с нее пример.

Заложенные  в начальной школе представления  о мире Маура О' Коннор развивает в учащихся на всех последующих ступенях. Старшеклассники постигают истину: равновесие между природой и обществом — это и есть устойчивое развитие человечества на Земле. «Свет жизни» формирует в молодом поколении экологическую этику, которая, надо думать, не допустит «ядерной зимы» или других способов уничтожения планеты.

Важное  место в зарубежных странах в  сфере экологического образования  занимают национальные парки — служащие проводят работу со школьниками, с населением, которое их посещает. В США существует программа «Юный рейнжер», предназначенная для детей 5—12 лет. Во время школьных каникул дети, получив нагрудные знаки «юного рейнжера», выполняют индивидуальные или групповые задания, которые предусматривают разнообразную деятельность в парке: работу с картой-схемой, знакомство с охраняемыми объектами, занесенными в Красную книгу, уборку мусора и расчистку завалов, помощь животным, оказавшимся в беде. Задания, как правило, представлены в специальных тетрадях или буклетах, в которых, помимо них, имеется интересный познавательный материал для школьников: кроссворды, рисунки-загадки, незаконченные предложения и тексты. Работа школьников завершается докладом директору Национального парка, в котором представлен отчет о проделанных мероприятиях и предложения по улучшению обслуживания парка. Детей награждают по разным номинациям, отмечают тех, кто уже не первый раз выполняет задания «юного рейнжера».

 

    • Англия

Европейские государства не менее, чем североамериканцы, занимаются образованием в области окружающей среды. В Англии оно осуществляется в рамках общенациональной программы обучения, но испытывает трудности. Howson J. критикует постановку экологического обучения: учителя недостаточно подготовлены к преподаванию экологических аспектов и не имеют времени на образование в рамках насыщенной программы обучения. Автор считает, что у многих учителей существует отсталый взгляд на экологическое образование как на соединение частей многих областей знаний (наука об окружающей среде, сельскохозяйственные науки, исследования проблем города и др.)- Отсюда проистекает большое разнообразие практических мероприятий — это и благо, и проблема. Автор утверждает, что для развития понимания экологического образования необходимо установить связи между всеми действиями людей и их результатом в границах мира, В школе экологическое образование должно идти наравне с другими предметами: дети имеют право и должны знать, что нужно делать, чтобы защитить окружающую среду и свое будущее. Экологическое образование должно быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей.

Ch. Mares обсуждает в статье постановку воспитания экологической ответственности в Великобритании. Оно должно пронизывать всю учебную программу и основываться на принципе долгосрочно; межпредметных связях; практической деятельности; использовании окружающей среды в качестве средства обучения; на вовлечении семьи и общины в учебный процесс. На основе этих положений разработаны учебные программы для детей 4—7, 7—9, 10—11 и 12 —14 лет. Практическая работа школьников 7—9 лет направлена на сбор мусора: дети выходят в школьный двор с пластиковыми пакетами и собирают в них мусор; сортируют его по видам (бумага, пластик, металл и т.д.), а затем используют в качестве учебного материала, например, на уроках математики (взвешивают, измеряют, подсчитывают) и т.д.

В программы включают социальный аспект экологического знания. Учителя водят детей в магазины, парки, на улицы, вокзалы и развивают у них критический взгляд на состояние этих мест. Дети видят, что владельцы даже фешенебельных магазинов могут выбрасывать отходы в неприглядном виде с гнилостными запахами, что привлекает мух, крыс. Это приводит к дискуссиям об ответственности местных властей, о сборе и трате налогов, о бездомности и нищете. Даже дети 6 лет начинают интересоваться организацией общины, ее управлением.

Приобретая  подобные знания, дети охотно включаются в преобразование окружающей среды: сажают растения возле школы или дома престарелых, участвуют в проектах по очистке местности. Маленькие дети выращивают растения в помещении, исследуют состояние воды, света, почвы. Так закладываются основы для восстановления окружающей среды.

 

 

    • Германия

Широкомасштабная  работа по образованию в области окружающей среды развернута в Германии. Она началась в 1970-е годы, сразу после того, как международная общественность забила тревогу о состоянии природы на планете. Решающее значение на первых порах имели группы гражданских инициатив, которые занимались защитой окружающей среды, активно выступали против загрязнения, стремились улучшить положение в своих микрорайонах. Отличительной чертой экологического движения в Германии был его мирный характер — оно строилось не на насилии, а на знании дела. Движение за охрану природы, окружающей среды отличалось личной причастностью — рядовые граждане страны вникали в научную специальную литературу, усваивали естественнонаучные термины, учились разбираться в экспертизах, — фактически приобретали вторую специальность. Это привело к образованию партии «зеленых» (Die Gruenen) и федерального общественного объединения «Союз по защите окружающей среды и природы Германии». И тем не менее, как отмечает профессор Райнхольд Е.Лоб [254], основная масса людей оставались далекими от экологических проблем планеты и страны, а «зеленых» энтузиастов осмеивали, как «экомечтателей».

Информация о работе Экологическое воспитание и образование детей за рубежом