Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:55, реферат
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом.
I.Введение
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества,
выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства. Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.[1,125c.].
II. Экологическое сознание.
Экология
как форма общественного
Мир природы
— среда обитания человека. Он заинтересован
в сохранении целостности, чистоты,
гармонии в природе и предотвращении
нарушений биологического взаимодействия
и равновесия. Вместе с тем своей
активной преобразующей деятельностью
человек вмешивается в
Природа является
для людей объектом познания и
эстетического отношения. Ее явления
эстетически совершенны и доставляют
эстетически развитому человеку
глубокое духовное наслаждение. Проникновение
в ее тайны способствует формированию
научного мировоззрения. Этим обусловлена
необходимость осуществления
Экологическое
сознание включает в себя экологические
знания: факты, сведения, выводы, обобщения
о взаимоотношениях и обмене, происходящих
в мире животных и растений, а
также в сфере их обитания и
в целом в окружающей среде. Его
составной частью являются эстетические
чувства и экологическая
Экологическое
сознание выполняет важные функции.
Просветительная функция помогает подрастающему
поколению осознать природу как среду
обитания человека и как эстетическое
совершенство. Подрастающему поколению
внушается мысль о необходимости использования
экологических знаний в целях сохранения
природы, предотвращения опасного и необратимого
нарушения экологического равновесия.
Развивающая функция реализуется в процессе
формирования у детей умения осмысливать
экологические явления, устанавливать
связи и зависимости, существующие в мире
растений и животных; делать выводы, обобщения
и заключения относительно состояния
природы; давать рекомендации разумного
взаимодействия с ней. Воспитательная
функция экологического сознания проявляется
в формировании учащихся нравственного
и эстетического отношения к природе.
Чувство долга и ответственности органично
сливается с чувством восхищения величием
и красотой реального мира. Это побуждает
школьников к природоохранной деятельности.
Углубленное познание ими родной природы,
деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют
патриотизм. Организующая функция состоит
в стимулировании активной природоохранительной
деятельности учащихся. Они принимают
участие в том, чтобы строительство промышленных
предприятий, землепользование, заготовка
древесины, сбор трав — все производилось
в строгом соответствии с законом об охране
окружающей среды. Экологическое сознание
делает нормой для будущих участников
производства строительство очистных
сооружений, восстановление лесов и плодородия
почв, сохранение в неприкосновенности
основных природных процессов, заказников
и заповедников. Экологическое сознание
вовлекает подрастающее поколение в борьбу
за мир, за выживание людей, против атомной
войны, неизбежно ведущей к «ядерной зиме»
и гибели всего живого на Земле. Прогностическая
функция экологического сознания заключается
в развитии у детей умения предсказания
возможных последствий тех или иных действий
человека в природе; к чему ведет нарушение
экологических процессов, какие действия
являются экологически нейтральными,
а какие мероприятия необходимо провести
для пользы природы. Экологическое прогнозирование
является непременным условием грамотного
планирования, размещения производительных
сил и развития всего народного хозяйства.[3,145c.].
III. Экологическая культура.
Эффективная
реализация функций экологического
сознания ведет к формированию у
школьников экологической культуры.
Она включает в себя экологические
знания, глубокую заинтересованность
в природоохранной
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен
быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он
сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении
экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в
отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий,
широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера,
природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о
жизнедеятельности и трудах
наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И.,
Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и
животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники
культуры и искусства местного
и республиканского значения.[
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные
связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия
человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Оно должно включать соблюдение следующих принципов. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через
свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы. Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы. Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и
делают внутренние
более содержательными
Информация о работе Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников