Экология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание

Научно-технический прогресс, столь активно вторгшийся в жизнь человечества в XX веке, привел к опасному нарушению природного баланса. Мы уже взяли от природы все, что смогли, поэтому ждать от нее новых милостей не приходиться, поскольку она сама в них нуждается.
Задача человека – выжить в этих природных условиях, сохранить здоровье, свое и своего потомства. Общеизвестно, что для осуществления нормальной жизнедеятельности человеческому организму помимо солнечной энергии необходимы такие природные ресурсы, как воздух, вода и пища.

Содержание

Введение
1. Покажите особенности экологии человека как особого научного направления
2. Охарактеризуйте основные экологические проблемы в существовании современного человека
3. Укажите возможные направления в разрешении экологических проблем человека
заключение
список литературы

Работа состоит из  1 файл

экология человека.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

 

3. Укажите возможные направления в разрешении экологических проблем человека

Говоря о влиянии окружающей среды на здоровье человека, следует иметь в виду, что экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо связана с политикой. Экономикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой человека и общества, с уровнем зрелости экологического сознания в нем. Защита окружающей среды – это комплексная проблема, которая может быть решена только совместными усилиями специалистов различных отраслей науки и техники.

Экологические мероприятия обеспечивают самоочищение(при загрязнении) природной среды или самовосстановление(при нарушениях). Экологические мероприятия делятся на две подгруппы: абиотическую и биотическую. Подгруппа абиотических мероприятий основана на использовании естественных, физических и химических процессов, протекающих во всех составляющих биосферы, которые позволяют снизить опасность вредного антропогенного воздействия, уменьшить или исключить его последствия. Биотические мероприятия основаны на использовании живых организмов, обеспечивающих функционирование экологических систем в зоне влияния производства. К относятся биологическая рекультивация и биологическая очистка сточных вод, ликвидация загрязнения почв с помощью специальных растений или микроорганизмов, способных извлекать и перерабатывать загрязняющие вещества.

Так же сегодня человек является экологически беззащитным. Он может работать и жить в местах, где радиация, загазованность превышают в сотни и тысячи раз нормы, не зная об этом. Должна быть рассмотрена проблема “Экология рабочего места”. А какое влияние на здоровье и продолжительность жизни человека оказывают экологически “грязные рабочие места”, где загрязненность воздуха с содержанием пыли, ртути, свинца, цинка, хлора, серы и т.д. превышает предельные нормы в сотни раз, никто не знает. Из-за незнания проблемы “экология и здоровье человека” работающие лишены возможности регулировать свою трудовую деятельность: сколько предельно допустимых лет можно работать в шахте, на руднике, в металлургическом или химическом производстве и т.д. из-за этого многие шахтеры, металлурги и химики не доживают до льготных пенсий, устанавливаемых за вредные условия труда.

Необходимо добиться такого положения, чтобы во всех экологически загрязненных цехах были установлены приборы, чтобы все работники знали, в каких условиях они трудятся. Если работающие будут знать, что трудятся в экологически непригодных условиях, то они сами будут активно действовать в направлении поиска и ликвидации источников загрязнения рабочих мест. Так же, конечно, на каждом предприятии(в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии. Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.

Уровень экологичекой культуры, знаний у населения предельно низок. Из-за низкого экологического образования и воспитания люди не осознают приближающейся экологической катастрофы и в целом безучастны в охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания. Далеко не вовсех учебных заведениях введены дисциплины по охране окружающей среды и  рациональному природопользованию. То нет учебников, то нет преподавателей, то нет времени. А загрязнение окружающей среды увеличивается. Организация лекций и проведение занятий об охране окружающей среды в рабочих коллективах на предприятиях – редкое явление.

Важнейшая задача общества – формирование экологического сознания населения. Она включает в себя целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологические этика, психология, правосознание.

Экологическое научное сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. В частности, на передний план выдвигаются системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности; принцип универсального эволюционизма, а так же такие современные концепции и теории, как синергетика, учение о “феномене человека” П.Тейяра де Шардена, теория биосферы и ноосферы В.И. Вернадского и т.д. Именно экологическое научное сознание необходимо сделать базой для проведения экологической политики и практики, которые должны стать творчеством широких масс населения.

Важное значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждению экологической этики. Основной принцип был сформулирован Л.Н. Толстым: “не только людям не надо делать того, чего не хочешь, чтобы тебе делали, но также и животным”.

Важным компонентом экологического сознания является и экологическая психология. Суть ее можно коротко выразить следующими словами: любовь к природе как черта характера человека, и прежде всего любовь к “братьям нашим меньшим”, ко всему живому. В экологическое сознание следует включить и экологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подтверждаться действенными юридическими мерами.

 

 

 

Заключение

Проблема экологии – одна из самых актуальных в наше время, и хочется верить, что наши потомки не будут так подвержены негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Однако человечество до сих пор не осознает важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед ним относительно защиты экологии. Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды, также и в Российской Федерации принят, к примеру, уголовный кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни – Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь всем понятно, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение взаимоотношений человека с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

 

Список литературы

1. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. М., 2004.

2. Бережной С.А. и др. Экология. Тверь, 1999.

3. Комов С.В. Введение в экологию. Екатеринбург, 2001.

4. Радкевич В.А. Экология. Минск, 1997.

5. Гиренок Ф.Н. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

6. Урсул А.Д. и др. Экология, космос, человек. Кишинев, 1986.

 

 

1



Информация о работе Экология человека