Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:06, контрольная работа
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.
1. Экология и здоровье человека
1.1. Химические загрязнения среды и здоровье человека
1.2. Биологические загрязнения и болезни человека
1.3. Влияние звуков на человека
2. Человек и биосфера
2.1.Биосфера, ее структура и функции
2.2. Природные ресурсы и их использование
2.3. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды
2.4. Охрана природы и перспективы рационального природопользования
3. Естествознание
3.1.Закономерности и особенности развития естествознания
3.2. Место естествознания в обществе
2.4. Охрана природы и перспективы рационального природопользования
В наши дни потребительское
отношение к природе, расходование
ее ресурсов без осуществления мер
по их восстановлению уходят в прошлое.
Проблема рационального использования
природных ресурсов, охрана природы
от губительных последствий
Естествознание - система наук о природе,
или естественных наук, взятых в их взаимной
связи, как целое. Естествознание - одна
из трёх основных областей научного знания
о природе, обществе и мышлении; теоретическая
основа промышленной и с.-х. техники и медицины;
естественно-научный фундамент философского
материализма и диалектического понимания
природы.
Цели естествознания - двоякие: 1) находить
сущность явлений природы, их законы и
на этой основе предвидеть или создавать
новые явления и 2) раскрывать возможность
использования на практике познанных
законов, сил и веществ природы. Можно
сказать: познание истины (законов природы)
- непосредственная или ближайшая цель
естествознания, содействие их практическому
использованию - конечная цель естествознания.
Цели естествознания совпадают с целями
самой человеческой деятельности.
3.1.Закономерности
и особенности развития естествознания
Закономерности естествознания
- те, которые присущи всякой науке, но
с учётом специфики изучаемого им предмета.
Это - а) обусловленность практикой (в конечном
счёте); б) относительная самостоятельность,
которая проявляется в том, что практическое
решение возникающих задач может быть
осуществлено лишь по достижении, в соответствии
с собственной логикой, определенных ступеней
самого процесса познания природы, который
совершается от явлений к сущности и от
менее глубокой к более глубокой сущности;
в) преемственность в развитии идей и принципов
естествознания, теорий и понятий, методов
и приёмов исследования, неразрывность
всего познания природы; г) постепенность
развития естествознания при чередовании
периодов относительно спокойного, эволюционного
развития и резкой революционной ломки
теоретических основ естествознания,
всей системы понятий и принципов естествознания,
всей естественнонаучной картины мира.
При этом содержание прежних знаний о
природе получает дальнейшее развитие
и обобщение, преодолевается прежняя универсализация,
абсолютизация законов и принципов, носящих
в действительности лишь ограниченный,
относительный характер; д) взаимодействие
наук, взаимосвязанность всех отраслей
естествознания, когда один предмет изучается
одновременно многими науками (их методами),
а метод одной науки применяется к изучению
предметов др. наук; е) противоречивость
развития естествознания, доходящая до
раскола на казалось бы несовместимые
между собой концепции, причём на смену
борющимся между собой односторонним
концепциям в порядке разрешения их конфликта
приходит принципиально новая концепция,
охватывающая предмет в целом, диалектически;
ж) повторяемость идей, концепций, представлений
с постоянными возвратами к пройденному
(в т. ч. исходному пункту научного развития),
но на более высокой ступени этого развития;
отсюда сравнение развития науки с «кругом
кругов», с движением по спирали.
Необходимым условием развития естествознания
является свобода критики, беспрепятственное
обсуждение любых спорных неясных вопросов
естествознания, открытое столкновение
мнений с целью выяснения истины, путём
свободных дискуссий, способствующих
творческому решению возникающих проблем.
Попытки не считаться с закономерностями
развития естествознания влекут за собой
серьёзные недостатки в деятельности
отдельных учёных и целых научных школ
и направлений. Отрыв от запросов техники
и производства порождает уход в схоластику.
Игнорирование относительной самостоятельности
и внутренней логики естествознания ведёт
к слепому практицизму, к недооценке теории,
к неспособности учитывать реальные возможности.
Непонимание преемственности в развитии
естествознания влечёт за собой нигилистическое
отношение к естествознанию предшествующих
эпох, к утрате способности находить исторические
корни современных воззрений. Неумение
различать стадии (эволюционные и революционные)
вызывает либо задержку на пройденной
ступени, либо забегание вперёд, выдвижение
идей, для которых почва ещё не подготовлена.
Игнорирование целостности, непонимание
характера взаимодействия отраслей естествознания
порождает либо отрицание применимости
методов одних наук при изучении предмета
других, либо, наоборот, отрицание специфики
предмета одной науки на том основании,
что он может изучаться методами др. наук.
Непонимание противоречивости познания
природы влечёт опасность впадения в односторонность,
в крайность. Незнание того, что развитие
естествознания идёт по спирали, с возвратами
к исходному пункту, приводит к ошибочной
мысли, будто всякий такой возврат есть
регресс. Наконец, всякое администрирование,
подмена научных аргументов декретированием
и организационными мерами, попытки сковать
свободу критики и дискуссий, навязывание
науке одной, заранее апробированной точки
зрения как якобы единственно правильной,
не подлежащей оспариванию, ведёт к застою естествознания.
3.2.Структура естествознания
Структура естествознания определяется
аспектами естествознания. Взаимная связь
отраслей естествознания отражает общий
ход развития всей природы от более простых,
низших ступеней и форм до наивысших и
сложнейших. Раздвоение природы на неживую
и живую, которое зарождается в пределах
химии (поскольку химические соединения дифференцируются
на неорганические и органические) можно
представить так:
|
|
|
|
Такое раздвоение
В основу приведённого (раздвоенного)
ряда наук положен принцип развития предмета
(природы). Но тот же принцип можно применить
к различным по масштабу объектам природы
- от космических систем (астрономия) до
отдельных планет (геология, включая вообще
учение об отдельных планетах и спутниках)
и до отдельных сторон (география) и компонентов
(биология) данной планеты. Тогда составится
другой ряд наук:
астрономия - геология - география - биология.
В естествознание существует также множество
переходных, промежуточных или междисциплинарных
отраслей, что свидетельствует об отсутствии
резких границ между науками, об их взаимопроникновении.
В современных условиях тенденция к дифференциации
наук дополняется тенденцией к их интеграции:
вновь возникающие науки ведут не к дальнейшему
разобщению наук между собой, а к тому,
что прежние резкие разрывы между науками
(например, физикой и химией) заполняются
за счёт появления новых наук, носящих
промежуточный характер (физическая химия, химическая физика).
В структуре естествознания оба аспекта - предметный
и методологический - переплетаются внутри
каждой отрасли естествознания; в самом
начале общего ряда наук (перед физикой).
При абстрагировании от вещественной
(качественной) природы движущегося тела
и рассмотрении его движения лишь со стороны
его перемещения в пространстве под действием
внешних сил из физики выделяется механика
точки и системы точек. Дальнейшее абстрагирование
не только от вещественного, физического
содержания процессов природы, но и от
фактора времени приводит от механики
к математике. От математики (через математическую
логику) в ходе дальнейшего абстрагирования
осуществляется переход к логике. Если
теперь продолжить ряд наук влево от физики,
то здесь образуется участок, который
характеризует движение мышления от конкретного
(физика) ко всё более абстрактному, кончая
логикой: логика - математика - физика (включая
механику)и т.д.
Этот ряд составится вместе с тем и по
предметному принципу, т. к. науки сопоставляются
здесь в той последовательности, в какой
располагаются их предметы.
3.2. Место естествознания
в обществе
Место естествознания
в жизни и развитии общества вытекает
из его связей с др. социальными явлениями
и институтами, прежде всего с техникой,
а через неё с производством, производительными
силами вообще и с философией, а через
неё с борьбой классов в области идеологии.
При всей внутренней целостности, вытекающей
из единства как самой природы, так и теоретического
взгляда на неё, естествознание представляет
собой весьма сложное явление, обладающее
различными сторонами и связями, нередко
противоречивыми. Естествознание не входит
ни в базис, ни в идеологическую надстройку
общества, хотя в своей наиболее общей
части (где формируется картина мира) оно
связано с этой надстройкой. Связь естествознания
через технику с производством, а через
философию с идеологией довольно полно
выражает наиболее существенные социальные
связи естествознания. Связь естествознания
с техникой складывается в силу того, что
«техника... потому и служит целям человека,
что ее характер (суть) состоит в определении
ее внешними условиями (законами природы)»
(Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд.,
т. 29, с. 170). В современную эпоху естествознание
опережает технику в своём развитии, т.
к. его объектами всё чаще становятся совершенно
новые, неизвестные ранее вещества и силы
природы (например, атомная энергия), а потому, прежде чем
может встать вопрос об их техническом
применении, требуется «фронтальное»
их изучение со стороны естествознания.
Тем не менее техника с её потребностями
остаётся движущей силой развития естествознания.
Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу,
в основе определения естествознания
как непосредственной
Связь естествознания с философией вытекает
из того, что «естествоиспытатели... без
мышления не могут двинуться ни на шаг,
для мышления же необходимы логические
категории...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 524), которые
разрабатываются философией. Чем более
широкий характер имеют теоретические
обобщения в естествознание, тем теснее
они связаны с философией. Отсюда возникает
потребность в единстве между философами
и естествоиспытателями, их взаимопомощи.
О союзе между ними писал ещё А. И. Герцен.
Ф. Энгельс посвятил этому вопросу свою
«Диалектику природы». В. И. Ленин отмечал,
что без поддержки со стороны философов-материалистов
«... крупные естествоиспытатели так же
часто, как до сих пор, будут беспомощны
в своих философских выводах и обобщениях.
Ибо естествознание прогрессирует так
быстро, переживает период такой глубокой
революционной ломки во всех областях,
что без философских выводов естествознанию
не обойтись ни в коем случае» (Полное
собрание соч., 5 изд., т. 45, с. 31).
1.Общая биология. Учебник для средних специальных учебных заведений. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, М., Высшая школа 2000 г.
2.Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 2008.
3.Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М: Изд. Мысль, 2006.
4.Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.- М.: Изд. ЮНИТИ, 2005.
5.Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Изд. ЮНИТИ, 2004.
6.С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин. Охрана природы. – М.: изд. Агропромиздат, 1991.
7.Ю. В. Новиков. Вода как фактор здоровья. – М.: изд. Знание, 1989.
8.А. И. Воронцов, Е. А. Щетинский, И. Д. Никодимов. Охрана природы. – М.: изд. Агропромиздат, 1989.
9.Г. Н. Шейко, Л.А. Черномор. Задачи санитарной общественности в охране окружающей среды. – М.: изд. Медицина, 1986.
10.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебник. И.здание 2-е. – М.: Альфа-М, Инфа-М, 2003.
11.Алексеев В.П. Становление человечества. - М., 1984.
12.Философия науки. Современные философские проблемы областей научного знания. - М., 2005.
13.Фрейд 3. Психология бессознательного. - М., 1989.