Экология Краснодарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сети портов, нефте- и газопроводов, строительство оросительных систем и водохранилищ, урбанизация территории, - все это во многом изменило первозданный облик природы Краснодарского края. Исчезла девственная степь; сообщества многолетних степных трав, преимущественно злаков, сменились здесь сообществами культурных, в основном однолетних растений. Значительно сократились площади, занятые лесами, пересыхают и заливаются малые реки, уменьшаются видовой состав и численность флоры и фауны Северо-Западного Кавказа, в пределах которого расположен Краснодарский край.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Административное и географическое положение региона………………...…4

2.Нормативно – правовая база природопользования и

охрана окружающей среды……………………………………………………..7

3. Экологические проблемы края………………………………………………..13

4. Деятельность структур, определяющих рациональное природопользование и

защиту окружающей среды……………………………………………………18

5. Средства мониторинга окружающей среды…………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы……………………………………………..31

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.docx

— 49.84 Кб (Скачать документ)

 
Ведение государственного земельного кадастра и наблюдения за состоянием и использованием земельных ресурсов осуществляет Комитет по земельным  ресурсам и землеустройству Краснодарского края. 
 
Комитет ведёт государственный учет объектов животного мира:

  •  
    охотничьих видов - Управление по охране, контролю и регулирова нию охотничьих животных Краснодарского края;
  •  
    вредителей домашних животных и вредителей растений - ветери нарная служба и станция защиты растений департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации края;
  •  
    объектов рыболовства - АзНИИРХ, "Кубанрыбвод";
  •  
    видов животного мира, представляющих опасность для здоровья чело века - Краснодарский краевой Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

 
На комитет природных ресурсов по Краснодарскому краю возложены функции  межотраслевой координации и  ведению государственного учета, кадастра и мониторинга объектов животного  мира, не отнесенных к объектам охоты  и рыболовства, объектов, принадлежащих  к видам, занесенным в Красную  книгу РФ и Красную книгу Краснодарского края. 
 
Подводя итог, необходимо отметить усиление государственного контроля и повышение его эффективности в решении задач охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов Краснодарского края. 
 
4. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЖЕЙ СРЕДЫ 
 
Используемые в настоящее время способы получения необходимых данных о текущем состоянии природных сред, природных и природно-техногенных объектах, природных ресурсах и динамике их изменения под влиянием антропогенной деятельности требуют совершенствования, развития и координации деятельности различных ведомств, территориальных структур и природопользователей. В целях создания такой системы, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 24.11.1993 г. № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга». 
 
Основными системообразующими эле ментами государственного комплексного мониторинга являются создаваемые в субъектах РФ территориальные системы комплексного мониторинга, включающие базовые функциональные (возглавляет Росгидромет, Мин природы РФ, Роскомнедра, Госкомсанэпиднадзор и их территориальные органы), специальные (возглавляет Роскомвода, Роскомрыболовства, Минобо роны России, Минатом России и др. и их территориальными органами) и локальные (на уровне природопользователя) системы мониторинга. 
 
В настоящее время в крае существуют функциональные, специальные и локальные системы, службы и сети мониторинга объектов природной среды, антропогенных воздействий, состояния биоты и экосистем. Однако эти системы и службы не обеспечивают в полной мере построение целостной картины состояния окружающей природной среды, необходимой для принятия наиболее эффективных управленческих решений. Все службы и системы мониторинга ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды, природных ресурсов, функционируют по самостоятельным программам и, зачастую, на различной научно-методической и метрологической основе. Отсутствие же методологического единства выполняемых работ и единых требований к представлению информации создает серьезные проблемы при ее получении и интеграции. 
 
На Государственной сети наблюдения состояния окружающей природной среды (ГСН), базовую основу которой составляют территори альные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений: за состоянием загрязнения воздуха в городах, загрязненностью поверхностных вод суши и морей, кислотностью атмосферных осадков и естественным радиационным фоном. 
 
Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на террито рии Краснодарского края проводятся регулярно на стационарных постах:

  •  
    г.Краснодар - 4 стационарных поста, на которых проводились наблюдения по 18 загрязняющим примесям ;
  •  
    г.Новороссийск - 3 поста наблюдения, контроль осуществлялся по 17 загрязняющим примесям;
  •  
    г.Сочи - 2 поста наблюдения, контроль велся по сокращенной программе по 6 загрязняющим примесям;
  •  
    г.Белореченск - 1 пост, обслуживается лабораторией производствен ного экологического контроля БАООТ «Минудобрения», по 7 ингредиентам. Пост расположен в 10 км от города;
  •  
    г.Туапсе-1 пост, контроль по 5 загрязняющим веществам;
  •  
    г.Армавир - 1 пост, контроль по 5 загрязняющим веществам.
  •  
    Наблюдения за качеством морских вод осуществляется:
  •  
    в Черном море - на 28 станциях (в 1999 г. - на 30, в 1994 г. - на 35) по 14 гидрохимическим показателям в районе городов Новороссийск, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа;
  •  
    в Азовском море - в районе г.Темрюк, взморье р.Кубань и рук. Протока, в гирлах крупных лиманов - на 18 станциях по 16 гидрохимическим показателям.

 
Наблюдения за естественной радиоактивностью на сети ГСН проводились на 26 метеостанциях (прослеживался естественный у-фон). Кислотность выпадающих на территории края осадков контролировалась в 9 населенных пунктах. 
 
Мониторинг геологической среды Краснодарского края проводится в виде наблюдений за экзогенными геологическими процессами (ЭГП) и за состоянием подземных вод. 
 
Федеральная сеть ЭГП состоит из 7 участков первой категории и 18 — второй категории, в том числе 8 участков второй категории на Черноморском и Азовском побережье. 
 
С целью оценки уровня загрязнения геологической среды нефтепродуктами в крае были продолжены работы по геоэкологической паспортизации объектов, являющихся потенциальными загрязнителями окружающей природной среды нефтью и нефтепродуктами. 
 
Службы государственного санитарно-эпидемиологического надзора ежегодно проводят исследования и подготавливают информацию о качестве питьевой воды, поверхностных вод суши (в местах водозаборов и общественного водопользования), загрязненности почв в селитебной зоне (на территории водозаборов, детских учреждений и т.п.), атмосферного воздуха, пищевых продуктов, уровнях шума, вибрации, интенсивности электромагнитных и других видов излучений. 
 
Учет и оценку вредного воздействия вод: наводнений, подтоплений, водной эрозии на территории края, а также оценку состояния малых рек ведет Кубанское бассейновое водохозяйственное управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации. 
 
Наблюдения за состоянием и использованием земельных ресурсов осуществляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края. 
 
В крае отсутствуют автоматизированные системы контроля за выброса ми загрязняющих веществ и состоянием окружающей природной среды. 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
В Краснодарском крае не отмечено заметных ухудшений экологической ситуации. Тем не менее, нельзя признать удовлетворительным состояние окружающей природной среды в следующих аспектах:

  •  
    С начала спада промышленного производства прошло 10 лет. За это время оборудование на предприятиях заметно устарело, что привело к росту ресурсоемкости, удельных выбросов, аварийных ситуаций. В то же время спад производства меньше всего коснулся экологоемких отраслей, таких как энергетика и добывающая промышленность.
  •  
    Не уменьшилось количество и не улучшилось качество городских сточных вод, сбрасываемых в водоем.
  •  
    За последние годы в крае резко возросло количество автомобилей и сегодня автотранспорт стал главным источником, загрязняющим атмосферный воздух крупных городов края и Черноморского побережья.
  •  
    В крае не налажен должный контроль над рыбными запасами и их охраной.
  •  
    Вызывает беспокойство пожарная обстановка в лесах края.

 
- Продолжает оставаться напряженной  экологическая обстановка в промышленных  городах края: Краснодаре, Армавире, Белореченске, Кропоткине; в портах Новороссийск, Туапсе, Ейск, Кавказ, Темрюк. 
 
- Не произошло существенного улучшения экологической обстановки в зоне рисосеяния (Крымский, Абинский, Калининский, Красноармейский, Славянский и Темрюкский районы). 
 
Благоприятной сохраняется экологическая обстановка на курортах Черноморского побережья: в Сочи и Геленджике. В остальных районах края экологическая обстановка за последние годы остается стабильной. 
 
В крае ведется крупномасштабное строительство экологически опасных объектов нефтепроводной системы Каспийского Трубопроводного Консорциума и газопровода «Россия-Турция», требующее осуществления постоянного государственного экологического контроля. 
 
В целях улучшения и стабилизации экологической обстановки в крае комитету природных ресурсов необходимо сосредоточить основное внимание на решении приоритетных экологических проблем для чего необходимо:

  •  
    разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, разграничение функций и полномочий в области охраны окружающей среды с другими специально уполномоченными органами;
  •  
    совершенствование природно-ресурсного и природоохранительного законодательства;
  •  
    создание экономических механизмов и стимулов;
  •  
    разработка и внедрение экологического страхования и экологического аудита;

 
- оптимизация границ существующих  особо охраняемых природных территорий;

  •  
    привлечение дополнительных ассигнований, развитие материально-технической и научной базы особо охраняемых природных территорий .для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, монито ринга окружающей среды, в том числе мониторинга биоты;
  •  
    развитие экологического туризма в целях экологического просвеще ния населения;
  •  
    разработка, создание и обеспечение функционирования Единой государственной системы комплексного мониторинга Краснодарского края;
  •  
    расширение содержания вопросов, касающихся охраны окружающей среды, в уставах местного самоуправления и правовых актах органов и глав местного самоуправления;
  •  
    разработка администрациями городов и районов программы экологического оздоровления городов и поселков края с привлечением природоохранных служб;
  •  
    организация стационарных экологических постов;
  •  
    внедрение безгербицидных технологий выращивания риса и других . сельскохозяйственных культур, выполнение мероприятий по ликвидации накопившихся в крае пестицидов, пришедших в негодность.
  •  
    предупреждение техногенных аварий на экологически опасных предприятиях, особенно в зонах, подверженных стихийным бедствиям;
  •  
    ликвидация чрезвычайных ситуаций, способных вызвать экологи ческое бедствие;

 
- строительство городских очистных  сооружений и прекращение сбросанеочищенных сточных вод в водные объекты;

  •  
    сокращение выбросов веществ от автотранспорта за счет исполь зования неэтилированных бензинов; прекращение использования этилированных бензинов на всей территории края;
  •  
    использование новых современных технологий очистки сточных вод при строительстве канализационных очистных сооружений;
  •  
    реконструкция глубоководных выпусков сточных вод в Черное море;
  •  
    внедрение прогрессивных отечественных технологий утилизации, обезвреживания и складирования токсичных промышленных отходов;
  •  
    прекращение эксплуатации несанкционированных свалок, оборудо вание полигонов для бытовых отходов;
  •  
    запрещение сжигания растительных остатков на сельскохозяйствен ных полях края;
  •  
    усиление контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира, включая выполнение обязательств в рамках конвенций и соглашений по сохранению биологического разнообразия;
  •  
    перевод сельского хозяйства на эколого-ландшафтную организацию территории с внедрением почвозащитной системы земледелия;
  •  
    недопущение сокращения площадей лесопокрытых территорий;

 
внедрение системы управления комплексным  развитием прибрежных зон морей;

  •  
    предупреждение и прекращение эрозионных процессов, особенно в прибрежных зонах морей;
  •  
    проведение специализированного гидроэкологического исследования районов нефтяного загрязнения, обоснование зон санитарной охраны;

 
- обеспечение радиационного контроля  трансграничных грузов, в том  числе металлолома; 
 
- освоение полного объема расчетной лесосеки;

  •  
    залесение прибрежных зон малых степных рек;
  •  
    недопущение строительства и реконструкции объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

 
- освещение экологических проблем  и путей их решения в средствах  массовой информации, экологическое  воспитание и образование населения; 
 
- выполнение комплекса мероприятий по устранению негативного влияния Краснодарского водохранилища на экологию прибрежных районов. 
 
Указанные рекомендации направлены на рациональное использование природных ресурсов, решение приоритетных экологических проблем Краснодарского края; их выполнение позволит снизить или полностью устранить негативное влияние антропогенных факторов на окружающую природную среду и повысить бюджетную эффективность освоения природных ресурсов. 
 
Список использованной литературы

  1.  
    ДОКЛАД «О состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2000г.» подготовлен и издан комитетом природных ресурсов по Краснодарскому краю.
  2.  
    Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 1995. – 557с.
  3.  
    Интернет источник //URL: http://www.bankreferatov.ru//

Информация о работе Экология Краснодарского края