Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:20, реферат
В 1956 г. из района (посёлки Батраки, Правая Волга и Первомайский) образован самостоятельный город Октябрьск. Расположен он на правом берегу реки Волги. В 10 км от него находится город Сызрань, а в 120 км вверх по течению - областной центр Самара. Октябрьск стоит на пересечении автомобильных, водных и железнодорожных транспортных путей. Железнодорожная станция Октябрьск – один из крупнейших российских железнодорожных узлов. Среди городов Самарской области он – самый молодой по времени получения официального статуса города, однако как поселение принадлежит к наиболее старым образованиям.
1. Введение
2. Краткая историческая справка.
2.1. Железная дорога и пароходство. Их влияние на развитие города.
2.2. Известные люди из истории Октябрьска.
3. Природные условия.
4. Экологическая проблема.
5. Заключение
6. Список использованной литературы:
1. Введение
2. Краткая историческая справка.
2.1. Железная дорога и пароходство. Их влияние на развитие города.
2.2. Известные люди из истории Октябрьска.
3. Природные условия.
4. Экологическая проблема.
5. Заключение
6. Список использованной литературы:
В 1956 г. из района (посёлки Батраки, Правая Волга и Первомайский) образован самостоятельный город Октябрьск. Расположен он на правом берегу реки Волги. В 10 км от него находится город Сызрань, а в 120 км вверх по течению - областной центр Самара. Октябрьск стоит на пересечении автомобильных, водных и железнодорожных транспортных путей. Железнодорожная станция Октябрьск – один из крупнейших российских железнодорожных узлов. Среди городов Самарской области он – самый молодой по времени получения официального статуса города, однако как поселение принадлежит к наиболее старым образованиям.
С конца XVII века на этом месте возникли различные поселения. В 1684 г. была основана Городищенская слобода (Городище). В конце века слобода стала называться селом Вознесенским. Но крестьяне окружающих деревень чаще звали его Костычи по названию продукции промысла жителей – они шили верхнюю рабочую одежду для крестьян, которая на Руси называлась костычами. Затем, в начале XVIII века рядом появилось село Батраки. Именно через него проходила одна из главных коммуникаций, связывающая центр России с восточными областями. Путь из Москвы в Оренбург пересекал Волгу у села Батраки, где для переправы грузов был организован волжский перевоз. По административному делению Батраки и Костычи входили в состав Сызранского уезда Симбирской губернии.
Вся история города Октябрьск тесно связана с транспортом. Прежде всего, город развивался как центр перевалки грузов леса, зерна, нефти и нефтепродуктов. В первой половине ХIХ века грузы перевозились по Волге гребными и парусными судами и баржами с конной тягой. Позднее, когда потребность в новых видах речного транспорта стала более актуальной, по Волге открылось регулярное пароходное сообщение. Развитие речного судоходства привело к строительству новых причалов и пристаней не только в городах, но и в некоторых крупных селах. В 1859 г. строится пристань в Костычах. Однако, учитывая наличие в Батраках волжского перевоза, пристань перевели западнее. Здесь речные пароходства построили склады, а их служащие - жилые дома. Так в начале 60-х годов появился третий поселок на территории современного Октябрьска - Батраки-Пристань.
Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано - Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань - Батраки. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии.
Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков.
Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. В филиале Российского государственного архива научно - технической документации (РГАНТД) в Самаре в настоящее время на государственном хранении находятся чертежи проекта этого моста, выполненные собственноручно в 1875 г. профессором Н.А. Белелюбским. Чертежи на батистовой кальке прекрасно сохранились, а подпись Белелюбского подтверждает их подлинность.
В 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из местного жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. Завершили строительство моста 20 августа 1880 г. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II. Это было грандиозное сооружение, созданное гением русского инженерного искусства. По длине (около 1,5 км) мост занимал первое место в Европе и шестое в мире. Долгое время Александровский мост оставался единственным звеном, через которое соединялись центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью.
В 1769 г. П.С. Палласом были открыты месторождениях битумозёмных известняков. На их месте были построены первые в России асфальтовые заводы. Асфальт двух местных заводов был высокого качества, конкурентоспособен на мировом рынке (удостоен на мировых выставках золотой и серебряной медалей), а на российском дореволюционном рынке вытеснил всю иностранную продукцию.
На станции Батраки начал свой трудовой путь Борис Павлович Бещев, ставший впоследствии министром путей сообщения СССР (1948-1977 гг.). В период его руководства отраслью была проведена коренная реконструкция российских железных дорог.
Октябрьск богат месторождениями голубой глины. Глины на территории города отложились в морских условиях. Сырьё добывается на большой глубине 10 - 12 м. Из глины производят керамзит и керамзитовый гравий на заводе уже в течение 50 лет. Кроме производственных целей, глина используется местным населением для лечения многих заболеваний суставов и для очищения организма от шлаков. Голубая глина оказывает тонизирующее и отбеливающее действие, разглаживает морщины, снимает воспалительные процессы, увлажняет кожу, заживляет язвы.
Линёв овраг прорезает территорию города с севера на юг. «Линёв овраг» – получил такое название по фамилии купца Линёва, которому принадлежали до революции земли правого склона. На них он выращивал яблоневые сады, местную грушу и вишню - растунью.
Линев овраг образовался в результате водной эрозии, тянется на 2,5 км с севера на юг, устьем, он раньше выходил в р. Волгу, в современный период оно зарегулировано, водосток проходит под железнодорожным полотном.
В верховьях оврага бьют родники с чистой и вкусной водой, она используется местными жителями для полива огородов, по дну течёт постоянный водный поток. Для оврага характерны оползневые процессы. В некоторых местах можно наблюдать «пьяные деревья». Склоны его сложены желтыми серыми красными глинами. Местное население использует красные огнеупорные глины для обмазывания печей, поэтому можно увидеть то тут, то там маленькие пещерки. В глине ещё можно найти останки белемнитов, аммонитов, двустворчатых моллюсков юрского периода мезозойской эры.
Гора Шихан – самая высокая точка от уровня моря на территории города. Её абсолютная высота равна 153 м. С горы открывается красивый вид на Приволжскую возвышенность и Волгу. Именно здесь стояли зенитчицы, защищавшие Александровский мост в годы Великой Отечественной войны. Даже в современный период можно увидеть остатки окопов и других сооружений.
Святой источник имени Параскевы Пятницы. В окрестностях города есть много источников, но только с одним из них связано много страниц его истории. Кто бы мог подумать, что этот чистый ручеёк в советские времена преследовался коммунистами. Родник заливали мазутом, забивали камнями, оскверняли его, но находились люди, которые очищали его и чистые воды снова пробивались сквозь камни. В памяти жителей Костычей сохранились воспоминания о монахине Прасковье, после того как разгромили монастырь, она поселилась в землянке недалеко от источника и каждый день, приходя к нему за водой, убирала все нечистоты. Источник известен очень давно, его обнаружили пастухи, пасущие на склонах холмов скот, и однажды утром они обнаружили около него икону Параскевы Пятницы. Икону крестовым ходом перенесли в церковь, но каким – то чудом она возвращалась вновь и вновь к роднику.
Воды источника исцеляли людей, и вскоре о нем стало известно далеко за пределами Костычей. Отовсюду к нему приезжали люди с различными заболеваниями, а уезжали домой здоровыми. Была построена часовня, которую разрушали в советские годы. Во время Великой Отечественной войны было явление Параскевы Пятницы.
В современный период, где находится икона никому неизвестно, может быть её, как и многие другие, расстреляли около источника в Прощёном овраге в районе Первомайска. Сейчас территория родника благоустроена, построена купель. На девятую неделю после Пасхи ведётся церковная служба. Когда бы мы не пришли к роднику всегда около него есть посетители, и не только местные жители, сюда приезжают из Самары, Тольятти, Сызрани.
Учащиеся школы исследовали территорию источника. Он пробивает себе путь через глинистые породы, вода в нём и летом и зимой около 4*С. Зимой он не замерзает, образует высокую наледь, с центра которой стекает вода. В районе источника можно найти туфы с отпечатками листьев, они не встречаются больше нигде в окрестностях города.
Земли г. Октябрьска отданы под свалку, которая оказывает экологически неблагоприятное влияние на город. Она расположена выше жилого массива Костычей. Талые и дождевые воды стекают, загрязняя окружающую среду. Из-под спрессованной массы мусора вытекает зловонная маслянистая дурнопахнущая жидкость. Чтобы мусор не разлетался, свалку огородили бетонной стеной. Но вопрос с загрязнением почв и грунтовых вод не решён.
На территории Октябрьского района выброс вредных веществ в атмосферу в результате производственной деятельности осуществляют 12 промышленных предприятий, основную долю которых составляют предприятия топливно-энергетического комплекса. Для улучшения экологической ситуации в районе и городе на ТЭЦ-1 все 5 котлов переведены на природный газ, запущена в работу одна турбина, которая питает электроэнергией три крупных завода: «ОАО «Сибэнергомаш», «ОАО «АЗТН», «ОАО «Алтайгеомаш». В ближайшее время планируется запустить вторую турбину, третья и четвертая турбины находятся в стадии монтажа. На ТЭЦ-2 переведен пока только один котел на экологически чистый вид топлива.
В данный момент население г. Октябрьск составляет 27,5 тыс. жителей. Из них:
До настоящего времени сохранились памятники железнодорожной архитектуры: здания железнодорожных вокзалов конца XIX века, начала XX века и середины XX века, водонапорная башня и депо конца ХIХ века, старые жилые постройки для служащих станции. В здании железнодорожного вокзала конца XIX века в настоящее время находится городской краеведческий музей, в фондах которого собрана большая коллекция экспонатов по железнодорожной тематике.
1. Обедиентова Г. Б. Из глубины веков. Куйбышев, 1988
2. Паллас П. С. Путешествия по разным провинциям России. Москва, 1846
3. Трофимова Н. Н. Горные породы Самарской области. Самара, 2001
3