Деятельность
по защите и сохранению
водных ресурсов
Все
государства, в зависимости от своих
возможностей и имеющихся ресурсов
и через двустороннее и многостороннее
сотрудничество, в том числе с Организацией
Объединенных Наций и, при необходимости,
с другими соответствующими организациями,
могли бы осуществить следующие мероприятия:
- защита и
сохранение водных ресурсов:
- создание
и укрепление технических и институциональных
возможностей в целях выявления и охраны
потенциальных источников водоснабжения
в рамках всех слоев общества;
- определение
потенциальных источников водоснабжения
и подготовка национальных водных кадастров;
- разработка
национальных планов защиты и сохранения
водных ресурсов;
- восстановление
важных, но подвергшихся деградации районов
водосбора, особенно на небольших островах;
- укрепление
административных и законодательных мер
в целях предотвращения посягательств
на существующие и потенциально пригодные
к использованию водосборные площади;
- предупреждение
загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением:
- применение
там, где это необходимо, принципа "загрязнитель
платит" ко всем видам источников загрязнения,
включая санитарно-профилактические меры
на промышленных объектах и за их пределами;
- поощрение
строительства очистных сооружений для
бытовых и промышленных сточных вод, а
также разработка соответствующих технологий
с учетом традиционной местной практики;
- установление
норм в отношении сброса сточных вод и
тех вод, в которые они сбрасываются;
- применение
мер предосторожности при регулировании
качества воды там, где это необходимо,
с упором на минимизацию и предотвращение
загрязнения посредством использования
новых технологий, изменения продукции
и производственных процессов, сокращения
загрязнения у источника и повторного
использования сточных вод, рециркуляции
и регенерации, очистки и экологически
безопасного удаления сточных вод;
- обязательная
экологическая экспертиза всех крупных
водохозяйственных проектов, способных
нанести ущерб качеству воды и водным
экосистемам, при одновременной разработке
надлежащих мер по ликвидации такого ущерба
и усилении контроля за новыми промышленными
установками, местами сброса твердых отходов
и проектами развития инфраструктуры;
- принятие
решений в данной области на основе оценки
риска и регулирования степени риска и
обеспечение выполнения принятых решений;
- определение
и применение наиболее рациональных с
экологической точки зрения и относительно
недорогостоящих методов с целью предупредить
распространение загрязнения, а именно
путем ограниченного, рационального и
планомерного использования азотных удобрений
и других агрохимикатов (пестицидов, гербицидов)
в сельскохозяйственной практике; поощрение
и стимулирование использования должным
образом обработанных и очищенных сточных
вод в сельском хозяйстве, аквакультуре,
промышленности и других секторах;
- разработка
и применение экологически чистой технологии:
- контроль
за сбросом промышленных отходов, включая
использование малоотходных производственных
технологий и рециркуляцию воды, на комплексной
основе и путем принятия мер предосторожности
с учетом всестороннего анализа жизненного
цикла;
- очистка и
безопасное повторное использование коммунально-бытовых
сточных вод в сельском хозяйстве и аквакультуре;
- разработка
биотехнологии, в частности для обработки
отходов, производства биоудобрений и
т.д.;
- разработка
соответствующих методов борьбы с загрязнением
вод с учетом обоснованной традиционной
и местной практики;
- защита подземных
вод:
- разработка
сельскохозяйственных методов, которые
не приводят к деградации подземных вод;
- применение
необходимых мер в целях уменьшения последствий
вторжения соленых вод в водоносные слои
малых островов и прибрежных равнин в
результате повышения уровня моря или
чрезмерной эксплуатации прибрежных водоносных
слоев;
- предотвращение
загрязнения водоносных слоев путем регулирования
проникающих в почву токсичных веществ
и создания водоохранных зон в районах
подпитывания и забора подземных вод;
- проектирование
и эксплуатация мусорных свалок на основе
надежной гидрогеологической информации
и экологической экспертизы с использованием
наиболее целесообразной и наилучшей
имеющейся технологии;
- содействие
принятию мер по повышению безопасности
и сохранности районов расположения скважин
и их устьев в целях сокращения количества
биологических патогенов и вредных химикатов,
проникающих в водоносные горизонты в
этих районах;
- проведение,
по мере необходимости, мониторинга качества
поверхностных и подземных вод, на которые
могут отрицательно влиять места захоронения
токсичных и опасных материалов;
- защита водных
экосистем:
- оздоровление
загрязненных и деградировавших водоемов
с целью восстановления водной среды и
экосистем;
- программы
восстановления для сельскохозяйственных
земель и для других пользователей с учетом
эквивалентных мер по защите и использованию
ресурсов подземных вод, имеющих важное
значение для продуктивности сельского
хозяйства и биоразнообразия тропических
районов;
- сохранение
и защита с учетом социально-экономических
факторов водно-болотных угодий (по причине
их экологической значимости для многих
видов в качестве их местообитания);
- борьба с
вредными акватическими видами, которые
могут уничтожать некоторые другие обитающие
в водной среде виды;
- защита живых
ресурсов пресных вод:
- контроль
и мониторинг качества воды с целью обеспечения
устойчивого развития рыболовства во
внутренних водах;
- защита экосистем
от загрязнения и деградации с целью обеспечения
развития проектов аквакультуры в пресных
водах;
- контроль
и наблюдение за водными ресурсами и водами,
в которые сбрасываются отходы:
- создание
сетей мониторинга и постоянного контроля
за водами, в которые поступают отходы,
а также за точечными и рассеивающими
источниками загрязнения;
- поощрение
и более широкое проведение экологических
экспертиз географических информационных
систем;
- наблюдение
за источниками загрязнения с целью обеспечения
их большего соответствия нормам и положениям
в этой области, а также для регулирования
выдачи разрешений на сброс отходов;
- контроль
за использованием в сельском хозяйстве
химических веществ, которые могут оказать
вредное воздействие на окружающую среду;
- рациональное
землепользование с целью предупреждения
деградации земель, эрозии и заиливания
озер и других водоемов;
- разработка
национальных и международных правовых
документов, которые могут потребоваться
для сохранения качества водных ресурсов
в первую очередь для следующих целей:
- мониторинга
и контроля за загрязнением национальных
и трансграничных вод и его последствиями;
- контроля
за переносом загрязнителей на большие
расстояния через атмосферу;
- контроль
за случайными и/или произвольными сбросами
в национальные и/или трансграничные водоемы;
- проведения
экологических экспертиз.
Средства
осуществления
а)
Финансирование и
оценка расходов
По
оценкам секретариата Конференции,
средняя общая сумма ежегодных
расходов (1993–2001 годы) на осуществление
мероприятий в рамках этой программы составит
около 1 млрд. долл. США, включая примерно
340 млн. долл. США, предоставляемых международным
сообществом в виде субсидий или на льготных
условиях. Эта смета расходов носит лишь
ориентировочный и приближенный характер
и еще не рассматривалась правительствами.
Фактические расходы и условия финансирования,
в том числе любые нельготные условия,
будут зависеть, помимо прочего, от конкретных
стратегий и программ, решение об осуществлении
которых будет принято правительствами.
б)
Научно-технические
средства
Государства
должны проводить совместные научно-исследовательские
проекты в целях разработки решений
технических проблем, присущих каждому
водосборному бассейну или стране. Государства
должны рассмотреть возможность укрепления
и развития национальных и научно-исследовательских
центров, объединенных в сети и поддерживаемых
региональными научно-исследовательскими
институтами по вопросам водных ресурсов.
Следует активно поощрять совместную
работу научно-исследовательских центров
Севера и Юга, а также полевые исследования
международных научно-исследовательских
институтов по вопросам водных ресурсов.
Крайне важно, чтобы на научно-исследовательские
работы выделялась минимальная часть
средств, предназначенных для разработки
водохозяйственных проектов, особенно
финансируемых извне проектов.
Мониторинг
и оценка комплексных водных систем
зачастую требуют проведения многодисциплинарных
исследований, при осуществлении
которых в рамках совместной программы
задействуется ряд институтов и ученых.
Такие международные программы в области
контроля качества воды, как "ГСМОС-ВОДА",
должны быть ориентированы на качество
водных ресурсов развивающихся стран.
Для обработки, анализа и интерпретации
данных мониторинга, а также для подготовки
стратегий управления должны разрабатываться
дружественные программные продукты и
методы эксплуатации Системы географической
информации (СГИ) и Базы данных о мировых
ресурсах (ГРИД).
в)
Развитие людских
ресурсов
Подготовка
управленческих кадров и специалистов
требует использования новых методов,
чтобы отвечать меняющимся требованиям
и решать возникающие проблемы. Следует
развивать гибкость и способность адаптироваться
к возникающим проблемам загрязнения
водных ресурсов. Периодически должны
проводиться мероприятия по подготовке
кадров на всех уровнях в тех организациях,
которые несут ответственность за управление
качеством воды, и следует применять передовые
методы при обучении конкретным аспектам
мониторинга и контроля качества воды,
включая развитие специальных навыков,
повышение квалификации непосредственно
по месту работы, проведение проблемных
семинаров и курсов повышения квалификации.
Соответствующими
подходами являются укрепление и
улучшение потенциала людских ресурсов
местных органов управления в рамках управления
процессом охраны, очистки и использования
водных ресурсов, особенно в городских
районах, и организация в рамках имеющихся
учебных заведений, региональных технических
и инженерных курсов по вопросам охраны
качества воды и контроля за ним, а также
учебных и подготовительных курсов по
вопросам защиты и сохранения водных ресурсов
для лаборантов, специалистов-практиков,
женщин и других групп водопользователей.
г)
Создание потенциала
Эффективная
защита водных ресурсов и экосистем
от загрязнения требует значительного
увеличения имеющихся в настоящее время
у значительного числа стран возможностей.
Программы управления качеством воды
требуют определенного минимального объема
инфраструктуры и персонала для поиска
и реализации технических решений и осуществления
регламентирующих действий. Одна из ключевых
проблем нашего времени и будущего — непрерывное
функционирование и содержание этих средств.
В ряде областей необходимо безотлагательно
принять меры, чтобы предотвратить дальнейшее
нанесение ущерба ресурсам, образовавшимся
в результате предыдущих капиталовложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миру
нужна устойчивая практика управления
водными ресурсами, однако мы еще недостаточно
быстрыми темпами движемся в правильном
направлении. Китайская пословица гласит:
"Если мы не изменим курс, то можем прийти
туда, куда направляемся". Если не изменить
направление движения, многие районы будут
по-прежнему испытывать нехватку воды,
многие люди будут по-прежнему страдать,
будут продолжаться конфликты из-за воды
и новые площади ценных сильно увлажненных
земель будут уничтожены.
Несмотря
на то, что кризис с пресной водой
кажется неизбежным во многих районах,
где сейчас наблюдается ее нехватка,
в других районах эту проблему еще можно
решить, если соответствующие политика
и стратегии будут сформулированы, согласованы
и реализованы в самое ближайшее время.
Международное сообщество уделяет повышенное
внимание мировым проблемам, связанным
с водой, и целый ряд организаций предоставляют
финансовые средства и помогают управлять
предложением и спросом на водные ресурсы.
Возникает все больше механизмов, которые
обеспечивают более справедливое распределение
этих ресурсов. Страны, расположенные
в районах с традиционной нехваткой воды,
вводят более совершенные тарифные механизмы,
развивают общественные системы управления
водными ресурсами и переходят к режимам
управления водосборными и речными бассейнами.
Между тем, число и масштаб таких проектов
должны быть существенным образом увеличены.
ЛИТЕРАТУРА
- Г. В. Стадницкий,
А. И. Родионов. «Экология».
- Правда-5 /
кандидат геогр. наук С. Голубчиков «Журчание
лесного ручья заменить будет нечем» /
28 марта – 4 апреля (стр. 6), 1997.
- Жуков А. И.,
Монгайт И. Л., Родзиллер И. Д. Методы очистки
производственных сточных вод М.: Стройиздат.
- Методы охраны
внутренних вод от загрязнения и истощения
/ Под ред. И.К. Гавич. — М.: Агропромиздат,
1985.
- Руководство
по контролю качества питьевой воды. 2-е
издание., т.1, ВОЗ, Женева, 1994.
- Журнал «Инженерная
экология», №1, 1999 г.
- «Экология,
здоровье и природопользование в России»
/ Под. ред. Протасова В.Ф. - М. 1995/
- Н.А. Агаджанян,
В.И. Торшин «Экология человека» - ММП «Экоцентр»,
КРУК 1994
- Бернард Небел
«Наука об окружающей среде» (В 2-ух томах),
«МИР» М. 1993