Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:23, реферат
Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
-сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
-ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Экология
живых систем и рациональное природопользование
Стратегическими
целями обеспечения экологической
безопасности и рационального
-сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
-ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
На
состояние национальной безопасности
в экологической сфере
Для
противодействия угрозам в
Грачев
В.А.
Важнейшим
инструментом сохранения окружающей среды
и ее устойчивого развития является
законодательное закрепление
Ведется
серьезная работа также по следующим
направлениям:
1. Закон
“О питьевой воде”;
2. Радиационно-ядерный
блок законов:
– три
атомных законопроекта;
– закон
“О гражданско-правовой ответственности
за причинение ядерного вреда”;
3. Закон
“Об обеспечении экологической
безопасности автотранспорта”;
4. Закон
“О государственном
Большинство
экологических проблем, с которыми
мы сегодня столкнулись, имеют глубокие
корни и достались “в наследство” с советских
времен. Радикальные рыночные реформы
и череда экономических кризисов привели
к обострению проблем в сфере экологии,
разбалансированию процессов управления
и контроля, способствовали противопоставлению
экологических интересов экономическим.
Результат - повсеместное ухудшение качества
окружающей среды, деградация возобновимых
и сокращение невозобновимых природных
ресурсов, рост числа экологически обусловленных
заболеваний и реальная угроза генофонду
населения страны. Нельзя забывать и о
значительной инерционности экологических
процессов. За наше бездействие сегодня
будут расплачиваться наши дети и внуки.
Следует остановиться на следующих проблемах, которые представляются наиболее важными и актуальными.
Ликвидация химического оружия. Правовая база создана: принят Федеральный закон “Об уничтожении химического оружия, Россия стала участницей соответствующей Конвенции. Учитывая, что при перевозке химического оружия могут возникнуть аварийные ситуации, объекты по уничтожению химического оружия предполагается размещать рядом с объектами их хранения. Однако тут есть проблема. Так, в поселке Леонидовка Пензенской области хранится около 20 % общего объема запасов химического оружия страны. Размещение здесь объекта по уничтожению химического оружия затруднено, так как в районе поселка Леонидовка сложилась кризисная экологическая ситуация в связи с прошлым опытом уничтожения химического оружия первого поколения, когда в конце пятидесятых годов. Таким образом, получается, что химическое оружие уничтожать надо, а завод в Леонидовке строить нельзя. К тому же, если, не дай Бог, что случится, то всему бассейну Волги угрожает участь похуже Чернобыля. Эта проблема, очень важна и ее надо решать.
Еще одна очень важная проблема - это катастрофический, более 60-процентный уровень износа основных фондов промышленных предприятий - основная причина возникновения техногенных аварий. Причем, многие опасные производственные объекты расположены в бассейнах больших рек, таких как Амур, Ангара, Волга, Енисей, Колыма, Обь, Ока, Селенга. В особенности, это касается предприятий золотодобывающей промышленности. То, что случилось в Румынии, когда в бассейн Дуная произошел выброс цианидов, должно нас насторожить и очень серьезно озаботить. Сейчас на золотодобывающих предприятиях России также скопились огромные запасы цианидов, а состояние их хранилищ оставляет желать лучшего.
Еще об одной из самых жизненно важных проблем. О питьевой воде. Чистая вода нужна всем людям, ведь 80 процентов болезней человека тем или иным образом связаны с ухудшением качества питьевой воды. Нужен Федеральный закон “О питьевой воде и питьевом водоснабжении”, который установит жесткие требования к охране источников питьевого водоснабжения, создаст правовые механизмы рационального использования питьевой воды, установит государственные гарантии питьевого водоснабжения в Российской Федерации, обязательность контроля качества воды на кране потребителя и информирования граждан о качестве потребляемой ими питьевой воды. Закон, в первую очередь, защитит конституционные интересы всех граждан России, поэтому, о качестве и безопасности питьевой воды надо вести отдельный разговор.
Далее
- радиационное загрязнение территорий.
Гонка вооружений и несовершенство
технологии оставили нам такое наследство,
знакомство с которым заставляет
думать о том, как очистить территорию
страны от радиоактивных отходов (РАО)
прошлых лет. Это атомные подводные
лодки (АПЛ), это последствия Челябинской
и Чернобыльской аварий, это огромные
запасы РАО во всех городах, в том числе
и в Москве. Вот о чем надо думать и искать
пути решения вопроса.
Существует
еще несколько очень серьезных
проблем. К примеру, защита воздушного
бассейна, защита от шума, вибрации, проблема
энергоинформационного воздействия и
другие. Но я считаю, что все они останутся
нерешенными, если мы не создадим надежный
эколого-экономический механизм охраны
окружающей среды. Сейчас сбор платежей
крайне недостаточен.
Загрязнение
окружающей среды в стране, несмотря
на резкий промышленный спад, продолжается,
а расходы на предотвращение и
ликвидацию последствий экологических
нарушений уменьшаются как
Одним
из экономических внебюджетных рычагов
механизма обеспечения
Страхование
гражданской ответственности
Закон
“Об обязательном экологическом
страховании” безусловно обеспечит
не только защиту жизненно важных интересов
граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую
стратегию рационального природопользования
- новую доминанту в обществе, когда экономически
невыгодно станет загрязнять; экологически
чистое и стабильное производство, ресурсосбережение
начнет приносить прибыль.
Реальность
такова, что в условиях постоянного
дефицита федерального бюджета переход
экономики страны к рыночным отношениям
сопровождается резким сокращением
бюджетных средств, выделяемых на охрану
окружающей среды. Так, в 1994 году на обеспечение
экологических задач природно-ресурсного
блока было выделено всего 0,6% расходной
части бюджета, в 1996 году эта доля равнялась
0,5%, а в последующие годы - 0,4%. Это на порядок
ниже уровня должного обеспечения экологической
безопасности.
Нужно,
конечно же, искать и другие источники
расходов на реализацию экологических
программ. Но это ни в коем случае не плата
за ввоз отходов, как это пытаются представить
наши оппоненты, но это вполне может быть
нормальный оборот ядерного топлива, производимого
у нас в стране. Я против паники вокруг
атомных станций. У нас в стране от некачественного
алкоголя в год гибнет в десятки тысяч
раз больше людей, чем от радиации. От некачественной
питьевой воды, загрязненного воздуха,
эпидемиологических бедствий заболеваемость
и смертность в десятки тысяч раз выше,
чем от радиации. Так можно дойти до крайности,
можно и электричество запретить по той
же причине, ведь от него пожары бывают
и люди гибнут.
За использование
природных ресурсов надо платить
и платить серьезно. Это - наша позиция.
Пока
политика в сфере пользования
природными ресурсами не стимулирует
их сбережение и рациональное использование.
Наоборот, в экономике наблюдается
хищническая эксплуатация природно-ресурного
потенциала, а плата за ресурсы -
смехотворная. Экологический налог как
экономический стимулятор, с одной стороны,
конечно, может ограничивать опасные формы
природопользования, но с другой стороны,
он должен стимулировать деятельность
по охране окружающей среды.
Интересной и перспективной, на наш взгляд, может быть введение экологической ренты, в основу которой могут быть положены расчеты ущерба, нанесенного России при трансграничном перемещении отходов за период либерализации торговли со странами мирового сообщества, а также “вклада” отдельных государств и регионов в выбросы парниковых газов, озоноразрушающих веществ и т.п. Это могло бы стать основанием для пересмотра внешних долговых обязательств России с учетом принятой в мировой практике процедуры экологического зачета и получения компенсации, адекватной величине экологического ущерба. Россия также может востребовать компенсацию за вклад в сохранение устойчивости биосферы Земли.
Информация о работе Экология живых систем и рациональное природопользование