Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа
В настоящее время природопользование рассматривается, как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды; как система отношений между обществом и природой, возникающих в процессе их взаимодействия.
Введение ................................................................................................................. 3
Экология как наука и общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества ………………………………………….4
Природопользование как сфера экономики......................................................... 8
Предмет и методология курса
«Экология и экономика природопользования»................................................. 16
Заключение............................................................................................................ 24
Библиографический список …............................................................................ 26
Глобальные экологические проблемы тесно связаны с другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других.
На примере российской экономики рассмотрим картину расходования ресурсов на производство бумаги и картона по сравнению с ведущими державами мира (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Отдельные показатели природоемкости в странах мира
Страна | Энергоемкость | Выбросы SOX | Выбросы CO2 |
Япония | 0,17 | 0,3 | 0,42 |
Германия | 0,21 | 1,1 | 0,52 |
Норвегия | 0,22 | 0,3 | 0,32 |
Франция | 0,21 | 0,9 | 0,31 |
Страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) | 0,24 | 2,1 | 0,58 |
Россия | 0,61 | 6,0 | 1,54 |
Вевеликобритания | 0,20 | 1,8 | 0,49 |
Показатель природоемкости в этом случае равен частному от деления количества вывезенной древесины на объем производства бумаги и картона. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4–6 раз. То есть в стране для выпуска единицы бумажной продукции и картона нужно срубить в несколько раз больше леса, чем это требуется по современным технологиям.
Сами по себе показатели природоемкости мало что говорят. Главные их достоинства проявляются при их измерении в динамике или при сравнении с другими странами, экономическими структурами, технологиями и пр. В настоящее время экономики развивающихся стран и стран с переходной экономикой чрезвычайно природоемки и требуют значительно большего удельного расхода природных ресурсов (объемов загрязнений) на производство продукции по сравнению с уже имеющимися экономическими структурами других стран и современными технологиями.
Сравнения природоемкости российской экономики и развитых стран дают показательные результаты. Так, энергетические затраты (энергоемкость) на единицу конечной продукции в России больше по сравнению с развитыми странами в 2–3 раза). Конечно, Россия северная страна, и расход энергии должен быть выше, чем в более южных странах. Однако такой разрыв в показателях энергоемкости нельзя объяснить только географическим местоположением, здесь существенную роль играет технологическое отставание [4, c. 143].
Если сложившиеся тенденции сохранятся, то объемы использования природных ресурсов и загрязнений в ближайшие полвека увеличатся еще в несколько раз. Между тем в экономическом развитии необходимо принимать во внимание по крайней мере три все более явных экологических ограничения:
– ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения, производимые экономическими системами.
– деградация возобновимых природных ресурсов в результате чрезмерной эксплуатации (земля, лес, рыбные ресурсы, биоразнообразие);
– конечный характер невозобновимых природных ресурсов (различные полезные ископаемые, нефть, металлы и пр.)
Игнорирование этих ограничений и безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить следующие: глобальное изменение климата, опустынивание (аридизация), обезлесение, дефицит сырья, истощение озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, исчезновение видов животных и растений (уменьшение биоразнообразия) и др. (см. Таблицу 1.2)
Таблица 1.2 – Изменения окружающей среды и ожидаемые тенденции
Характеристика | Тенденция 1972–1992 гг. | Сценарий 2030 г. |
Сокращение площади естественных экосистем | Сокращение со скоростью 0,5–1,0% в год на суше; к началу 90-х гг. их сохранилось около 40% | Сохранение тенденции, приближение к почти полной ликвидации на суше |
Потребление первичной биологической продукции | Рост потребления: 40% на суше, 25% – глобальный (оценка 1985 г.) | Рост потребления: 80–85% на суше, 50–60% – глобальный |
Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере | Рост концентрации парниковых газов от десятых процента до процентов | Рост концентрации, ускорение роста концентрации CO2 и CH4 за счет ускорения разрушения биоты |
Истощение озонового слоя, рост озоновой дыры над Антарктидой | Истощение на 1–2% в год озонового слоя, рост площади озоновых дыр | Сохранение тенденции даже при прекращении выбросов хлорфторуглеродов к 2000 г. |
В целом, практический аспект экономики природопользования объединяет три группы проблем:
– экономическую оценку ресурсов природы;
– расчеты (оценку) экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
– способы вовлечения экологических факторов в хозяйственный механизм и процесс принятия решений в обществе. Для более детального анализа устойчивого развития используются понятия слабой устойчивости и сильной устойчивости. В таблице В.1 представлены основные концепции эколого-экономического развития и соответственно взгляды сторонников слабой и сильной устойчивости и техногенного типа развития. Выделены три позиции: степень экологичности экономики, стратегия управления, этика [2, с. 116].
Экономическая система в целом есть система производства, распределения и потребления товаров и услуг. В рамках данных процессов постоянно происходит взаимодействие общества и природы. Любое производство и потребление связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду Экономика природопользования тесно связана с целым рядом как естественных, так и гуманитарных наук [1, с. 12].
Предмет и методология курса «Экология и экономика природопользования»
Экономика природопользования формируется как отраслевое направление в экономической науке, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.
Исследование единого объекта – природопользования – привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических знаний находит отражение в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений. Так, в различных странах мира читаются курсы экономической экологии, эконологии, биоэкономики, энвайроментальной экономики и др. С начала 90-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном техническом университете — «Экономические основы экологии».
В Белорусском государственном экономическом университете, как и в других вузах страны, преподавание новой интегрированной учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» ведется с 1995/96 учебного года. Предметом изучения этой дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и восстановления, то есть эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования. Задачи рационального природопользования заключаются в удовлетворении потребностей общества в естественных ресурсах, создании условий для их расширенного воспроизводства; повышении продуктивности природной среды; эффективном, комплексном использовании невозобновимых богатств природы, предотвращении их потерь; максимально возможном сохранении экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведении к минимуму возможного ущерба здоровью людей.
Основополагающей категорией учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования» выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня. Под эколого-экономические отношения понимается интеграция экономики и природы, представляющая собой взаимосвязанное и взаимообусловленное функционирование общественного производства и естественных процессов в природе. Важнейший признак эколого-экономической системы — региональность, развитие на определенной территории. В одном случае пространственные границы такой системы может определять территория производственной деятельности — географические границы национальной экономики Беларуси, областного хозяйственного комплекса, города, промышленного узла и т.д., причем последствия взаимодействия могут выходить за пределы системы. При другом подходе границы эколого-экономических систем определяются природными факторами — Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Беловежская Пуща и др.
Изучение проблем любой науки, учебной дисциплины осуществляется с помощью соответствующих методов исследования, совокупность которых представляет собой ее методологию. «Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина использует различные, прежде всего общенаучные методы, разработанные естественными, общественными и другими отраслями знаний. Вместе с тем расширяется круг своих специфических методов, позволяющих глубже исследовать синтез экологии и экономики [5, с. 75].
Всеобщим методом познания, общей философской основой всех наук является диалектический метод, согласно которому предмет исследования рассматривается всесторонне, в развитии, через возникновение и разрешение противоречий. Диалектический метод предполагает исследование экологических и экономических процессов в единстве, различии и историческом развитии. Принципиальным положением диалектического метода является включение практики в теорию познания. Изучение курса «Основы экология и экономика природопользования» невозможно без ознакомления с практикой хозяйствования, научного обобщения опыта воспроизводства природных ресурсов, выявления прогрессивных тенденций в области ресурсопотребления и природоохранной деятельности.
Для эколого-экономических исследований велика роль исторического метода, позволяющего проследить динамику взаимоотношений природы и общества. Изучение истории этих взаимодействий необходимо как для лучшего понимания современного состояния эколого-экономических систем, так и для научно обоснованных прогнозов особенностей их развития.
Важнейшим методом исследования в экологии и экономике природопользования является системный, состоящий в определении составных частей эколого-экономических систем и взаимодействующих с ними внешних объектов, установлении структуры системы, т.е. совокупности внутренних связей и отношений. Системный подход к изучению природопользования позволяет исследовать сложные взаимосвязи отдельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окружающей природной среды. На практике этот метод используется при разработке комплексных программ природопользования, системном анализе проблем воспроизводства природных ресурсов и выработке мероприятий по их разрешению.