Экономика природользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:10, лекция

Описание

ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Работа состоит из  1 файл

Лекция № 1 Предмет и задачи.DOC

— 84.00 Кб (Скачать документ)

      Исполнительную  власть  в области охраны природы  осуществляет правительство РФ (ст. 5 ЗРФООС).

      Правительство РФ может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим законом.

      Основным  государственным исполнительным органом, претворяющим в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области ООС является Министерство Природных ресурсов.

      К основным контрольным природоохранным структурам относятся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (Госкомсанэпиднадзор); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор); Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор).

      В областных городах созданы Комитеты по охране ОС и природных ресурсов (н. при  администрации Ростовской области).

      Видовое разнообразие органов, а также характерные  особенности предоставленных им полномочий позволяют выделить следующие системы органов управления:

  1. Органы общей компетенции (общие органы управления).
  2. Специальные органы управления в области ООС.
  3. Ведомственно-отраслевые органы охраны ОС;
  4. Внутрихозяйственные органы.
  5. Общественные и частные организации занимающиеся прироохрантельной деятельностью.
  6. Международные организации в области ООС.

      I. Органы общей компетенции. Их  полномочия в сфере природоохранной деятельности:

      К общим органам управления относится  Правительство РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом  «О правительстве РФ» и законом «Об охране ОС» Правительство обеспечивает (ст. 5):

  • Проведение единой государственной политики в области ООС и экологической безопасности;
  • Обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ России, межгосударственных и региональных экологических программ;
  • Обеспечивает координацию деятельности министерств, ведомств и других учреждений на территории РФ;
  • Организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии ОС;
  • Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную ОС;
  • Организует деятельность по охране и рациональному использованию ПР, регулированию природопользования и развитию МСБ РФ;
  • Устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов ЗВ;
  • Принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий;
  • Установление порядка осуществления гос. Мониторинга;
  • Установление федеральных органов исполнительной власти осуществляющих государственное управление в области ООС;
  • Установление порядка взимания  платы за загрязнение;
  • Организация и проведение государственной экспертизы;
  • Установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области ООС;
  • Предъявление исков о возмещении вреда ОС причиненного в результате нарушения законодательства;
  • Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС;
  • экономическая оценка природных ресурсов и т.д.

     

      II. Полномочия  органов государственной власти субъектов РФ в области охраны ОС (Комитет по охране ОС и ПР администрации Ростовской области) (ст. 6 ЗРФ)

      К их полномочиям относятся:

  • определение основных направлений единой  экологической политики, разработка и реализация территориальных программ в области ООС;
  • координация природоохранной деятельности органов государственного управления,  предприятий, учреждений, организаций по выполнению мероприятий в области ООС;
  • государственный контроль в области ООС за объектами хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта РФ;
  • экономическая оценка воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на ОС на территории субъекта;
  • осуществление экологической паспортизации;
  • выдача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс, сброс ЗВ.

   III. Полномочия органов местного самоуправления.

      Управление  в области ОС осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»  2002 г.; другими федеральными законами и иными нормативными актами субъектов РФ; уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.  

      К ведению отнесены:

  • разработка и реализация муниципальных программ в области природопользования и ООС;
  • обеспечение мероприятий по охране ОС;
  • управление и контроль в области использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и т.д.
  • регулирование эксплуатации водных объектов местного значения, МПИ, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  • обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
  • информирование населения об экологической обстановке.
 

   IV. Система специальных государственных органов России в области ООС.

      Наряду  с органами общей компетенции  весомую роль в природоохранной деятельности играют специальные государственные органы: в соответствии с законом их возглавляет Министерство природных ресурсов, которое в соответствии с законодательством решает вопросы в области ООС по согласованию или совместно специально уполномоченными органами России.

      Министерство  природных Ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере ООС, обеспечения экологической безопасности. Несет ответственность за оздоровление и улучшение качества ОС.

      Министерство  природных ресурсов координирует деятельность остальных специально уполномоченных органов России в данной области – Министерство сельского хозяйства; Федерального агентства по лесному хозяйству и рыболовству; Федерального агентства по гидрометеорологии и мониторингу ОС; Федерального агентства геодезии и картографии а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством России решают вопросы в области ООС и ПР или совместно со специально уполномоченными государственными органами России. 

   Основные  задачи:

  • разработка Положений по основным направлениям государственной  экологической политики в области ООС и в сфере использования, воспроизводства и охраны недр и других природных ресурсов.
  • Разработка и реализация федеральных и межгосударственных целевых программ и экологических проектов;
  • Организация и проведение государственной экспертизы;
  • Формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы в области ООС;
  • Обеспечение государственного экологического контроля;
  • Ведение учета объектов загрязняющих природную среду;
  •   Руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга;
  • лицензирование видов деятельности в области недропользования, водопользования, использования других природных ресурсов;
  • составление и ведение государственного баланса запасов п/и; водохозяйственного баланса; обеспечивает лесоустройство, государственный лесной кадастр, и т.д.
 

   VI. Ведомственно-отраслевые органы управления в области охраны ОС.

      Это в первую очередь органы управляющие сферами обороны, МПС, железнодорожного транспорта; строительства, и обслуживания автомобильных дорог, топливно-энергетического комплекса (ТЭК). На них возлагаются следующие полномочия:  ведение учета и внутриведомственного перераспределения земельных и лесных территорий, мониторинга, определение (по согласованию с другими специально уполномоченными органами) санитарно-охранных зон, ведомственный контроль за использованием и охраной данных территорий. 

     VII. Внутрихозяйственные органы управления.

      В связи с усилением государственного контроля за соблюдением норм экологического законодательства и мер ответственности  за экологические правонарушения повышается заинтересованность самих предприятий, учреждений, организаций в проведении превентивных мер с целью предотвратить нерациональное природопользование, засорение ОС.

      Это касается, в первую очередь, тех предприятий, которые представляют повышенную экологическую опасность, либо связаны с природопользованием. Поэтому они стали создавать внутрихозяйственные экологические службы (отделы по охране ОС, экологические службы в которые входят экологические, химические и биологические лаборатории).

      С помощью этих служб предприятия  получают необходимую информацию о результатах вредного воздействия своей деятельности на ОС и принимают меры к его уменьшению. Они осуществляют совместно с органами управления предприятием:

  • внутрихозяйственный учет объемов потребления природных ресурсов, сбросов ЗВ, отходов;
  • осуществляет внутрихозяйственный контроль за загрязнением ОС, выполнением требований законодательства;
  • ведут локальный мониторинг;
  • осуществляют экологическую паспортизацию;
  • составляют отчеты о природоохранной деятельности.
 

    VIII. Общественные  и частные организации по охране  ОС и ПР.

   Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединения» предусматривает  создание общественных структур в одной из следующих форм: общественная организация; общественное движение и общественное учреждение.

         Наиболее распространение  в России получили: движение «КЕДР»; Союз по спасению реки Волги; экологические движения и организации «Зеленых».

   Общественные  организации имеют право в  соответствии с законом «об охранеОС»:

    • разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области ООС;
    • оказывать содействие органам государственной власти РФ; и органам государственной власти субъектов РФ в решении вопросов ОС;
    • организовывать собрания, митинги, демонстрации и т.п.;
    • обращаться в соответствующие органы о получении достоверной информации касающейся состояния ОС; хозяйственной деятельности создающей угрозу для ОС и т.д.;
    • участвовать в принятии хозяйственных решений которые могут привести к негативному воздействию на ОС;
    • обращаться в органы управления ОС с жалобами, заявлениями, исками, предложениями по вопросам охраны ОС;
    • организовывать общественную экологическую экспертизу или участвовать в проведении государственной экологической экспертизе;
    • предъявлять иски о возмещении вреда ОС, и т.п.
 
 
 

  

     
 

             

Информация о работе Экономика природользования