Исполнительную
власть в области охраны природы
осуществляет правительство РФ (ст. 5 ЗРФООС).
Правительство
РФ может осуществлять и иные полномочия
в соответствии с настоящим законом.
Основным
государственным исполнительным органом,
претворяющим в жизнь конституционные
принципы и законодательные акты в области
ООС является Министерство Природных
ресурсов.
К
основным контрольным природоохранным
структурам относятся Государственный
комитет санитарно-эпидемиологического
надзора (Госкомсанэпиднадзор); Федеральный
горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);
Федеральный надзор за ядерной и радиационной
безопасностью (Госатомнадзор).
В
областных городах созданы Комитеты по
охране ОС и природных ресурсов (н. при
администрации Ростовской области).
Видовое
разнообразие органов, а также характерные
особенности предоставленных им полномочий
позволяют выделить следующие системы
органов управления:
- Органы общей
компетенции (общие органы управления).
- Специальные
органы управления в области ООС.
- Ведомственно-отраслевые
органы охраны ОС;
- Внутрихозяйственные
органы.
- Общественные
и частные организации занимающиеся прироохрантельной
деятельностью.
- Международные
организации в области ООС.
I.
Органы общей компетенции. Их
полномочия в сфере природоохранной
деятельности:
К
общим органам управления относится
Правительство РФ. В соответствии
с Федеральным конституционным законом
«О правительстве РФ» и законом «Об охране
ОС» Правительство обеспечивает (ст. 5):
- Проведение
единой государственной политики в области
ООС и экологической безопасности;
- Обеспечивает
разработку и реализацию государственных
экологических программ России, межгосударственных
и региональных экологических программ;
- Обеспечивает
координацию деятельности министерств,
ведомств и других учреждений на территории
РФ;
- Организует
подготовку и распространение ежегодного
государственного доклада о состоянии
ОС;
- Принимает
меры по реализации прав граждан на благоприятную
ОС;
- Организует
деятельность по охране и рациональному
использованию ПР, регулированию природопользования
и развитию МСБ РФ;
- Устанавливает
порядок разработки и утверждения экологических
нормативов выбросов и сбросов ЗВ;
- Принимает
решения об организации особо охраняемых
природных территорий;
- Установление
порядка осуществления гос. Мониторинга;
- Установление
федеральных органов исполнительной власти
осуществляющих государственное управление
в области ООС;
- Установление
порядка взимания платы за загрязнение;
- Организация
и проведение государственной экспертизы;
- Установление
порядка ограничения, приостановления
и запрещения хозяйственной и иной деятельности,
осуществляемой с нарушением законодательства
в области ООС;
- Предъявление
исков о возмещении вреда ОС причиненного
в результате нарушения законодательства;
- Экономическая
оценка воздействия хозяйственной и иной
деятельности на ОС;
- экономическая
оценка природных ресурсов и т.д.
II.
Полномочия органов государственной
власти субъектов РФ в области охраны
ОС (Комитет по охране ОС и ПР администрации
Ростовской области) (ст. 6 ЗРФ)
К
их полномочиям относятся:
- определение
основных направлений единой экологической
политики, разработка и реализация территориальных
программ в области ООС;
- координация
природоохранной деятельности органов
государственного управления, предприятий,
учреждений, организаций по выполнению
мероприятий в области ООС;
- государственный
контроль в области ООС за объектами хозяйственной
и иной деятельности, независимо от форм
собственности, находящихся на территории
субъекта РФ;
- экономическая
оценка воздействия на ОС хозяйственной
и иной деятельности; ведение учета объектов
и источников негативного воздействия
на ОС на территории субъекта;
- осуществление
экологической паспортизации;
- выдача разрешений
на право использования природной среды
и ее ресурсов, на выброс, сброс ЗВ.
III.
Полномочия органов местного самоуправления.
Управление
в области ОС осуществляется органами
местного самоуправления в соответствии
с Федеральным законом «Об охране окружающей
среды» 2002 г.; другими федеральными
законами и иными нормативными актами
субъектов РФ; уставами муниципальных
образований и нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
К
ведению отнесены:
- разработка
и реализация муниципальных программ
в области природопользования и ООС;
- обеспечение
мероприятий по охране ОС;
- управление
и контроль в области использования и
охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного
воздуха и т.д.
- регулирование
эксплуатации водных объектов местного
значения, МПИ, а также недр для строительства
подземных сооружений местного значения;
- благоустройство
и озеленение территории муниципального
образования;
- обеспечение
соблюдения санитарных правил, норм и
гигиенических нормативов;
- информирование
населения об экологической обстановке.
IV.
Система специальных государственных
органов России в области ООС.
Наряду
с органами общей компетенции
весомую роль в природоохранной
деятельности играют специальные государственные
органы: в соответствии с законом их возглавляет
Министерство природных ресурсов, которое
в соответствии с законодательством решает
вопросы в области ООС по согласованию
или совместно специально уполномоченными
органами России.
Министерство
природных Ресурсов РФ является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
межотраслевую координацию и функциональное
регулирование в сфере ООС, обеспечения
экологической безопасности. Несет ответственность
за оздоровление и улучшение качества
ОС.
Министерство
природных ресурсов координирует деятельность
остальных специально уполномоченных
органов России в данной области – Министерство
сельского хозяйства; Федерального агентства
по лесному хозяйству и рыболовству; Федерального
агентства по гидрометеорологии и мониторингу
ОС; Федерального агентства геодезии и
картографии а также других федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов, которые в соответствии с законодательством
России решают вопросы в области ООС и
ПР или совместно со специально уполномоченными
государственными органами России.
Основные
задачи:
- разработка
Положений по основным направлениям государственной
экологической политики в области ООС
и в сфере использования, воспроизводства
и охраны недр и других природных ресурсов.
- Разработка
и реализация федеральных и межгосударственных
целевых программ и экологических проектов;
- Организация
и проведение государственной экспертизы;
- Формирование
нормативно-правовой и инструктивно-методической
базы в области ООС;
- Обеспечение
государственного экологического контроля;
- Ведение учета
объектов загрязняющих природную среду;
- Руководство
созданием и функционированием единой
государственной системы экологического
мониторинга;
- лицензирование
видов деятельности в области недропользования,
водопользования, использования других
природных ресурсов;
- составление
и ведение государственного баланса запасов
п/и; водохозяйственного баланса; обеспечивает
лесоустройство, государственный лесной
кадастр, и т.д.
VI.
Ведомственно-отраслевые органы управления
в области охраны ОС.
Это
в первую очередь органы управляющие
сферами обороны, МПС, железнодорожного
транспорта; строительства, и обслуживания
автомобильных дорог, топливно-энергетического
комплекса (ТЭК). На них возлагаются следующие
полномочия: ведение учета и внутриведомственного
перераспределения земельных и лесных
территорий, мониторинга, определение
(по согласованию с другими специально
уполномоченными органами) санитарно-охранных
зон, ведомственный контроль за использованием
и охраной данных территорий.
VII.
Внутрихозяйственные органы управления.
В
связи с усилением государственного
контроля за соблюдением норм экологического
законодательства и мер ответственности
за экологические правонарушения повышается
заинтересованность самих предприятий,
учреждений, организаций в проведении
превентивных мер с целью предотвратить
нерациональное природопользование, засорение
ОС.
Это
касается, в первую очередь, тех предприятий,
которые представляют повышенную экологическую
опасность, либо связаны с природопользованием.
Поэтому они стали создавать внутрихозяйственные
экологические службы (отделы по охране
ОС, экологические службы в которые входят
экологические, химические и биологические
лаборатории).
С
помощью этих служб предприятия
получают необходимую информацию о
результатах вредного воздействия своей
деятельности на ОС и принимают меры к
его уменьшению. Они осуществляют совместно
с органами управления предприятием:
- внутрихозяйственный
учет объемов потребления природных ресурсов,
сбросов ЗВ, отходов;
- осуществляет
внутрихозяйственный контроль за загрязнением
ОС, выполнением требований законодательства;
- ведут локальный
мониторинг;
- осуществляют
экологическую паспортизацию;
- составляют
отчеты о природоохранной деятельности.
Федеральный
закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединения»
предусматривает создание общественных
структур в одной из следующих форм: общественная
организация; общественное движение и
общественное учреждение.
Наиболее распространение
в России получили: движение «КЕДР»;
Союз по спасению реки Волги; экологические
движения и организации «Зеленых».
Общественные
организации имеют право в
соответствии с законом «об охранеОС»:
- разрабатывать,
пропагандировать и реализовывать в установленном
порядке программы в области ООС;
- оказывать
содействие органам государственной власти
РФ; и органам государственной власти
субъектов РФ в решении вопросов ОС;
- организовывать
собрания, митинги, демонстрации и т.п.;
- обращаться
в соответствующие органы о получении
достоверной информации касающейся состояния
ОС; хозяйственной деятельности создающей
угрозу для ОС и т.д.;
- участвовать
в принятии хозяйственных решений которые
могут привести к негативному воздействию
на ОС;
- обращаться
в органы управления ОС с жалобами, заявлениями,
исками, предложениями по вопросам охраны
ОС;
- организовывать
общественную экологическую экспертизу
или участвовать в проведении государственной
экологической экспертизе;
- предъявлять
иски о возмещении вреда ОС, и т.п.