Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 23:41, доклад
Человек своей деятельностью вносит изменения в природную среду. Первый серьезный научный анализ изменений человеком физико-географических условиях Земли дал американский географ Джордж Перкинс Марш (1801-1882) в 1864 г. Он подробно рассмотрел географические последствия изменений, произведенных человеком в растительном и животном мире – истребление лесов, преобразование гидрографической сети (устройство плотин, осушение болот и озер), осушение и орошение земель, закрепление песков.
ЭВОЛЮЦИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Человек своей
деятельностью вносит изменения
в природную среду. Первый серьезный
научный анализ изменений человеком физико-географических
условиях Земли дал американский географ
Джордж Перкинс Марш (1801-1882) в 1864 г. Он подробно
рассмотрел географические последствия
изменений, произведенных человеком в
растительном и животном мире – истребление
лесов, преобразование гидрографической
сети (устройство плотин, осушение болот
и озер), осушение и орошение земель, закрепление
песков. Можно хорошо знать, чего нельзя
делать и какие действия человека неизбежно
наносят вред природе и, тем не менее, совершать
их, что в настоящее время случается довольно
часто.
В раннюю пору формирования человеческого
общества не человек преобразовывал и
подчинял природу, а наоборот, природа
подчиняла себе человека, определяла весь
уклад его хозяйства, ставила его в зависимость
от специфических особенностей природной
среды. В начальный период взаимоотношений
природы и общества в силу неразвитости
и ограниченности производительных сил
стихийные явления природы господствовали
над человеком. Это господство идеально
отражалось в древних религиях, магиях,
народных верованиях, обожествивших эти
явления и природу в целом. Осознание человеком
своей полной зависимости от природы является
важнейшей чертой общественного сознания
той эпохи. Растения и животные были одними
из первых природных компонентов, с которыми
пришлось иметь дело людям палеолита.
Человек начинал познавать различные
свойства растений и животных, возможности
их использования в практических целях.
Постепенно, по мере накопления знаний
поиск и сбор растений стали приобретать
целенаправленный характер и определяться
потребностями человека. Одновременно
появилось и отрицательное влияние первобытного
человека на природу, носившее, по мнению
В.К. Рахилина «локальный характер». Накопившиеся
наблюдения за природой натолкнули человека
на мысль о создании орудий, облегчающих
сбор растений, добычу животных и транспортировку
добытого. С развитием технической и технологической
сторон еще более увеличилось влияние
человеческой деятельности на природу.
Однако в эту эпоху влияние человека-охотника
на численность добываемых растений и
животных, было малозаметным: его можно
сравнить с естественным влиянием хищника
на жертву. С изменением климатических
условий происходили изменения в типе
хозяйства первобытных людей и в их взаимоотношениях
с окружающей природной средой. Смена
природной обстановки послужила стимулом
к развитию земледелия. Изменение и совершенствование
способов обработки материалов привело
к созданию новых орудий труда и охоты,
позволявших активно воздействовать на
природу. Земледелие превратилось в главное
занятие человечества, обработка земли
приобрела систематический характер.
Приручение диких животных и переход к
элементарному возделыванию растений
ознаменовали собой коренное изменение
способа производства и производственных
отношений. Человек перестал зависеть
от природы, начал интенсивно использовать
ее ресурсы. Накопленный практический
опыт и знания положили начало преобразованию
природы человеком. Земледелие, ставшее
ведущей отраслью хозяйства, способствовало
появлению новых форм воздействия общества
на природу: посев, жатва, молотьба, перенос
дикорастущих растений в другую среду,
изменение их наследственности, сведение
участков леса огнем. Большой урон природе,
особенно лесам, наносили расширяющиеся
масштабы распашки земель. Для расширения
площади пахотных земель сводились не
только леса, но и осушались болота. Появление
металлических орудий дало возможность
использовать новые способы переработки
и увеличить ее масштабы, а, следовательно,
расширить использование растительных
ресурсов. Сознательное преобразование
природы на эмпирическом уровне знаний
становится основной формой взаимодействия
общества с природой.. На протяжении многих
столетий искусственные источники загрязнения
не оказывали заметного воздействия на
экологические процессы, хотя некоторые
отрасли индустрии, в частности металлургия
и обработка металлов, были довольно широко
распространены еще до нашей эры. При производстве
таких металлов, как медь, серебро, железо,
золото, свинец, олово применялись окислительно-восстановительные
реакции. При этом в атмосферу выделялись
такие соединения, как окислы углерода,
серы и азота, пары металлов, особенно
ртути, в водоемы сбрасывались отходы
красильных и пищевых производств. Однако
это воздействие на природу имело несравненно
меньшие масштабы, чем в современный период.
До XVIII века основными источниками загрязнения
окружающей среды были бытовые сточные
воды, а также продукты сгорания топлива,
применяемого для отопления помещений:
окись и двуокись углерода, сажа, зола,
а также сернистый ангидрид в районах,
где применялся каменный уголь. Накапливание
отходов еще существенно не влияло на
общую экологическую обстановку. Если
изменения в природе планеты, произошедшие
под воздействием общества при феодализме,
были вызваны преимущественно развитием
сельского хозяйства, то при капиталистической
общественной формации эти изменения
были связаны с развитием промышленности.
Уже с середины XIX столетия четко обозначилось
усиление процесса разрушения биологического
разнообразия: по вине человека исчезло
много видов растений и животных из разных
групп - млекопитающих, птиц, насекомых
и др. В результате деятельности человека
уничтожение отдельных видов в XX веке
шло в несколько раз быстрее, чем в предыдущие
эпохи. Итак, история развития человечества
убедительно показывает, что человек разумный
является биосоциальным видом, который
в процессе своей жизнедеятельности разрушает
окружающую среду.
Разрушающее влияние человека на природу
нарастало по мере повышения его энерговооруженности
и численности народонаселения. Во второй
половине XX столетия оно приняло такие
масштабы, что возник вопрос о перспективе
сохранения человечества на планете:
- началось изменение
климата вследствие усиления парникового
эффекта;
- широкие масштабы приняли кислотные осадки;
- разрушается озоновый экран;
- обедняется
биологическое разнообразие и сокращается
площадь лесов;
- происходит снижение плодородия пахотных
земель под влиянием эрозии;
- во многих регионах мира население испытывает
недостаток пресной
воды;
- обострились проблемы перенаселения и голода.
радикальное изменение ценностей
означает переход от техногенной
цивилизации к новому типу цивилизационного
развития, третьему, по отношению к традиционалистскому
и техногенному. В современных философских
и социальных исследованиях уже не раз
высказывалась мысль о необходимости
изменить стратегию нашего отношения
к природе. Выдвигается альтернативный
идеал, согласно которому мы не должны
относиться с чувством превосходства
к животным и растениям, видеть в них только
средство нашего жизнеобеспечения. Сегодня
предпринимаются попытки расширить понимание
категорического императива, применяя
его не только в сфере нравственных отношений
людей, но и в отношении человека к живой
природе. Например, в сфере религиозного
сознания, современными протестантскими
теологами активно разрабатывается идея,
согласно которой Бог еще не закончил
процесс творения мира, он творит его до
сих пор: эволюция продолжается (X. Ролстон,
А. Пиккок). Получается, мир не просто создан
Богом, который как бы со стороны на него
смотрит и за ним наблюдает. Бог - соучастник
этого процесса, и сумма зла, творимого
людьми на Земле, тоже оказывает влияние
на этот процесс. Возникает представление
о том, что человек ответствен за космическую
эволюцию, влияет на нее добром или злом,
которое сам творит. Эти идеи могут по-новому
осветить принципы человеческой ответственности
перед природой, перед собой и будущими
Цивилизация означает возникновение такого
исторического способа жизнедеятельности,
при котором практически внедряются и
отчасти соблюдаются хотя бы элементарные
нормы восстановления, сохранения, обогащения
даров природы и облагораживания природной
среды человеческого обитания. Переход
к такому состоянию в древней истории
означал спасение человеческого рода
от гибели, которая неминуемо ожидала
бы его при безраздельном господстве регулятивов
варварства. Благодаря переходу к цивилизации,возникло
определенное сдерживание напора чисто
биологических механизмов расхитительского
потребления природных даров. И возникло
некое перемирие, возник баланс в прежде
крайне воинственных, сиюминутно-ориентированных
агрессивных отношениях человека к природе,
переплетенных, кстати, с огромным страхом
перед нею. Временные исторические перемирия
в отношениях с природой то и дело сменялись
экологическими войнами, которые периодически
развязывало человечество - и оно делало
это тем упорнее и интенсивнее, чем больших
научно-технических успехов ему удавалось
достигнуть. Но в эпохи перемирий механизмы
цивилизованности все-таки толкали к тому,
что в наиболее богатых, благополучных
странах природная среда облагораживалась,
обогащалась, благоустраивалась. Однако
и в них мощное освоение природы с помощью
техники и науки именно сейчас обернулось
невиданным по своим масштабам и к тому
же - впервые в истории - глобальным экологическим
кризисом. Наша прекрасная планета покрылась
язвами экологического варварства. Надо
четко сказать: таково неизбежное и страшное
следствие экологических войн, которые
столетиями вела и еще и сегодня ведет
человеческая цивилизация. Это также следствие
идеологии господства человека над природой,
к выработке и утверждению которой, увы,
причастна и философия. Идет чреватое
гибелью человечества опасное «соревнование»
пока мощного экологического варварства
и еще слабых ростков, механизмов нового
экологического сознания, требующего
не только выработки, но и массового соблюдения
принципов экологической цивилизованности
в каждом шаге человеческой жизнедеятельности.
Необходимо также со всей определенностью
подчеркнуть: экологические войны только
по форме суть враждебно-господские отношения
человека к природе. По содержанию же это
поистине самоубийственные, варварские
«военные действия» человеческих индивидов
и общностей против самих себя, а также
против будущих поколений, т.е. собственно,
против своих же детей, внуков, отдаленных
потомков. А здесь - в отношении человека
к другому человеку, к самому себе - и пролегает
главный водораздел между цивилизованностью
и варварством..
Чтобы выйти из экологического кризиса,
надо изменить систему базисных ценностей
техногенной цивилизации. Но это только
одна сторона дела. Другая, не менее важная,
заключается в том, чтобы эта новая система
ценностей стала нормой для людей, их императивом
в отношении к природе. А этого можно достигнуть
только в том случае, если у каждого человека
будет сформировано действенное экологическое
сознание.
Понятие экологической культуры широкое.
С одной стороны, оно представляет собой
часть общей культуры как общества в целом,
так и каждого отдельного человека, ибо
в той или иной мере присуща каждому. С
экологическими вопросами, проблемами
сталкивается каждый и, причем, он вынужден
отвечать на эти вопросы, решать такие
проблемы.
В содержании экологических отношений
выделяют два структурных элемента: социально-экологические
отношения, которые складываются между
людьми в искусственной среде их обитания
и косвенно воздействуют на естественную
среду обитания людей; реально-практические
отношения, которые включают, во-первых,
отношения человека непосредственно к
естественной среде обитания, во-вторых,
отношения в материально-производственных
сферах человеческой жизнедеятельности,
связанных с процессом присвоения человеком
природных сил, энергии и вещества и в-третьих,
отношения человека к естественным условиям
своего существования как общественного
существа. Экологическое сознание в самом
широком смысле этого слова представляет
собой сферу общественного и индивидуального
сознания, связанного с отражением природы
как части бытия. Формирование специфического
восприятия мира природы и своеобразного
отношения к этому миру способствует с
течением времени развитию экологического
сознания. В свою очередь, сформировавшееся
экологическое сознание оказывает существенное
влияние как на своеобразие восприятия
природных объектов и явлений, так и на
специфику отношения к ним. К основным
свойствам, или признакам, экологического
сознания, на наш взгляд, необходимо отнести
следующие:
- социальный
характер экологического
- опосредованность символами, знаками,
в том числе вербальными средствами восприятия
человеком мира природы;
- саморефлексивность;
- внутренний диалог и др.
Целью взаимодействия
с природой является удовлетворение
тех или иных прагматических потребностей. Целью
взаимодействия с природой является оптимальное
удовлетворение, как потребностей человека,
так и потребностей всего природного сообщества
Прагматический императив: правильно
то, что полезно человеку Экологический
императив: правильно только то, что не
нарушает существующее в природе экологическое
равновесие Природа воспринимается, как
объект человеческой деятельности. Природа
воспринимается как равноправный субъект
взаимодействия с человеком. Этические
нормы и правила не распространяются на
взаимодействие с миром природы Этические
нормы и правила равным образом распространяются
как на взаимодействие людей, так и на
их взаимодействие с природой. Развитие
природы мыслится как процесс, который
должен быть подчинен целям и задачам
человека Развитие природы мыслится как
процесс взаимовыгодного единства Деятельность
по охране природы продиктована дальним
прагматизмом: необходимостью сохранить
природную среду, чтобы ею могли пользоваться
будущие поколения Деятельность по охране
природы продиктована необходимостью
сохранить природу ради нее самой и ради
людей
Из анализа содержания таблицы 1 следует,
что согласно антропоцентрическому подходу
взаимоотношения человека и природы строятся
по правилам, устанавливаемым самим человеком,
который считает себя свободным от давления
большинства тех сил, которые действуют
в живой природе. Возникшие проблемы окружающей
среды представляются как следствие неправильного
ведения хозяйства, все они могут быть
устранены путем технологической реорганизации
и модернизации. Таким образом, в центр
экологических проблем ставится человек,
его технологии, его «власть над природой».
Согласно экоцентрическому подходу человек,
являясь биологическим видом, в значительной
мере остается под контролем главных экологических
законов и в своих взаимоотношениях с
природой должен принимать ее условия.
Развитие человеческого общества рассматривается
как часть эволюции природы, где действуют
законы экологических пределов, необратимости
и отбора. Возникновение проблем окружающей
человека среды связано с антропогенным
нарушением регуляторных функций биосферы.
Последние не могут быть восстановлены
или изменены технологическим путем. Прогресс
человечества ограничивается экологическим
императивом - требованием подчинения
законам природы, когда в центр экологических
проблем ставится состояние и устойчивость
живой природы, биосферы.
Информация о работе Эволюции взаимоотношений общества и природы