Эволюция человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:08, реферат

Описание

Фундаментальные процессы генетической изменчивости, адаптации и отбора, которые лежат в основе огромного разнообразия органической жизни, определяют также ход эволюции человека. Изучением процессов становления человека как вида, а также внутривидовых вариаций, анатомических и физиологических, занимается антропология (во многих странах эту науку называют физической антропологией, отличая от культурной антропологии, к которой относят лингвистику, доисторическую археологию и этнографию).
В 1739 шведский естествоиспытатель Карл Линней в своей Системе природы (Systema Naturae) классифицировал человека - Homo sapiens - как одного из приматов.

Работа состоит из  1 файл

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 101.65 Кб (Скачать документ)

240 лет назад изобретена паровая машина.

200 лет назад И. Кант подверг "Критике" (обстоятельному рассмотрению) разум.

130 лет назад Ф. Энгельс усомнился в совершенстве существовавшей онтологической модели, основанной на пространстве и времени, и задумал описать "Диалектику природы" с использованием новых подходов. На попытку не хватило ни сил, ни времени.

100 лет назад - начало активной электрификации, изобретены радио, телеграф, телефон, автомобиль, самолет, кино.

65 лет назад появилось телевидение.

55 лет назад - первое использование на войне атомного оружия.

43 года назад - запуск первых искусственных спутников Земли.

40 лет назад - первый полет человека в космос (Юрий Гагарин).

35 лет назад - активный прогресс в создании компьютеров.

10 лет назад - оптимизация программного обеспечения персональных компьютеров.

5 лет назад - появление и широкое использование мобильной телефонной связи, а также глобальной информационной сети Интернет.

Все исчисление производится с временной точки отсчета, приходящейся на переломную в смене тысячелетий  дату - 01.01.2001 года.

Итак, очевидно, что в мире протекает постоянный процесс развития, который имеет вполне определенную направленность. Что его толкает, в какую сторону он движется? Найти  ответы на эти вопросы все время  пытались и до сих пор пытаются лучшие умы Человечества. Попытки  понять, что есть БЫТИЕ, МУДРОСТЬ, ИСТИНА, РАЗУМ, предпринимали философы разных эпох и народов. В этой связи следует  вспомнить и Конфуция с его  этикой, и Платона с его законами, и Аристотеля с его категориями, и Сенеку с его нравственными  наставлениями, и Спинозу с его  субстанцией, и многих других философов. Большой вклад в осмысление указанных  понятий было сделано великим  Кантом. Его детальная "Критика" вначале "чистого", а затем и "практического разума" позволили  глубже осознать многие аспекты разумного. Вместе с тем, даже его фундаментальные  труды, написанные более 200 лет тому назад, не могут в настоящее время  помочь ответить на многие вопросы  современности, актуальные для многих людей ныне живущего поколения.

Тем не менее, благодаря трудам великих мыслителей общая тенденция  развития к совершенству становилась  все яснее, а само развитие стало  приобретать все более определенную направленность: от простого к сложному, от ложного к истинному, от невежества к разумным знаниям. Иоганн Гете вывел даже формулу - "Мудрость заключается в истине". Вместе с тем, философские аспекты функционирования головного мозга, вопросы систематизации сознания человека освещены пока явно недостаточно, и это создает нарастающий вал проблем в ходе существования человечества.

Элементная база ноосферы

Окружающий нас мир  загадочен и разнообразен. Для кого-то он велик, для кого-то мал, для кого-то прост, для кого-то сложен, для кого-то радостен и светел, для кого-то наполнен горем и страданиями. Все это зависит от способностей каждого человека его воспринимать, понимать, осознавать, уметь существовать, вернее, жить в нем. Способности эти сугубо индивидуальны, т.е. присущи только данному конкретному человеку-индивиду и у разных людей имеют довольно существенные различия.

В то же время на протяжении тысячелетий способности воспринимать, постигать мир развиваются и  у всего человечества в целом. Эти общие способности складываются из индивидуальных способностей самой  прогрессивной, наиболее развитой части  каждого поколения человечества. Однако эти способности не остаются неизменными. Они развиваются во времени, все более совершенствуясь от года к году, от поколения к поколению, обеспечивая таким путем прогресс всего человечества. Уже Платон 2,5 тыс. лет назад воспринимал мир как божественный порядок, развернутый высшим разумом "прекрасный строй вещей". Он относил это и к уровню социума, и к космосу на макроуровне.

В настоящее время общечеловеческое восприятие окружающего нас мира достигло большой, неведомой ранее  широты и глубины его познания. Человеческие интересы, подкрепляемые новейшими техническими возможностями, вышли, с одной стороны, в реальный макрокосмос, в пространство околоземной Вселенной, с другой, углубились в микрокосмос, в область процессов, протекающих в органах организмов, в живой клетке, в генах, в макро- и просто молекулах, атомах, в субатомных частицах.

Однако и сейчас по-прежнему отдельные индивиды видят и воспринимают окружающий их мир по-разному в  силу неодинаковости их индивидуального  сознания, вследствие чего и живут  по-разному. У каждого индивида своя сфера окружающего мира: кто-то его  видит целостным и безграничным в рамках развивающейся Вселенной, а для кого-то он ограничивается рамками своей квартиры, работы, или, что тоже бывает, тюремной камеры, либо вообще искаженного собственного мироощущения. Вследствие этого у  каждого человека складывается своя специфичная только для него сфера  восприятия, постоянного внимания, приложения умения созидать или разрушать, выражения интересов или безразличия.

Графически это можно  изобразить посредством своего рода сфер макрокосмоса, окружающих человека и имеющих следующий охват  внимания, умения и интересов:

1. Я (эго) и все, что с ним связано - здоровье, образ жизни, знания, умения, культура, манеры поведения, система питания, система ценностей, личные наклонности, вкусы, чувства, способности и недостатки, внутренний мир, поддержание в норме своего тела и сознания, самосовершенствование и т.д.

2. Дом, семья и все, что с ними связано - родители, супруг, обустройство дома, квартиры, дети, их воспитание, образование и обучение, огород, домашние животные, уют, чистота, телевизоры, телефоны, другая домашняя оргтехника, гараж, система поддержания в порядке, ухода за непосредственным окружением и его совершенствование и т.д.

3. Работа, служба и все, что с ней связано - профессия, должность, кабинет, станок, квалификация, отношение к служебным обязанностям, профессиональные интересы, достижения и открытия в профессиональной сфере, повышение профессионального уровня знаний, карьера, командировки, отношения с руководством, с подчиненными и т.д., а также увлечения (хобби).

4. Город, местность и все, что с ними связано - улицы, дома, парки, школы, магазины, система право- и охраны порядка, пруд, фонтаны, скверы, их убранность и ухоженность, городские власти, снабжение продуктами, теплом, водой, газом, общественный транспорт, теле- и радиовещание, театры, кинотеатры, больницы, бани, бензоколонки, общественное самоуправление, криминогенность, экология, и т.д., а также сферы культуры, включая театр, кино, музыку, живопись, скульптуру и т.п., и прикладной науки (т.е. научные открытия, которые следует знать всем).

5. Страна, государство и все, что с ним связано - политический строй, система управления, ее эффективность, персоналии во власти, какие законы, налоги, цели, безопасность, идеология, система ценностей, система образования и просвещения, геополитические установки, программа национального развития, уровень общественного сознания и т.п.

6. Континент, часть  света и все, что с ними связано - ближайшие страны-соседи, граничащие с данной страной, уровень их развития и степень развитости общественного сознания, степень их дружественности и/или враждебности, перспективы сотрудничества, целесообразность взаимного сближения/отдаления.

7. Планета Земля и все, что с ней связано - погода, озоновые дыры, магнитные бури, тайфуны, уменьшение запасов пресной воды, нефти и газа, происхождение растительного и животного мира, тенденции в развитии ныне живущего поколения человечества, увеличение народонаселения, его состав, изменения климата, опасность ядерного или экологического самоуничтожения, глобальное загрязнение морских бассейнов, атмосферы и суши и т.д.

8. Солнечная система,  Вселенная и все, что с ними связано - история возникновения, возможные опасности из космоса (астероиды, кометы, вредное для человека излучение), перспективы его освоения, расселения человечества за рамки собственной планеты, поиск контактов с внеземными цивилизациями и т.д.

9. Мир и все, что с ним связано - всемирные законы развития материального Мира (движение во времени-качестве-пространстве), особенности бытия, версии зарождения вселенных, природа мышления, структура сознания и предельные способности человеческого разума познавать насущное, вечное и бесконечное, творить новое.

Таким образом, в зависимости  от сфер внимания, умения и интересов, куда проникает и какие захватывает  индивидуальный менталитет человека, все люди делятся на индивидов  с узким и с широким макрокосмическими  кругозорами:

Узкий макрокругозор

Широкий макрокругозор


Если макрокосмический кругозор человека ограничен лишь первой сферой - он "эгоист", если второй - он "обыватель", если третьей - он "карьерист". Наличие интересов в четвертой сфере дает ему "звание" общественника, культурного человека, пятой - гражданина, шестой - интернационалиста, седьмой - космополита, зеленого, восьмой - астрофизика, девятой - философа.

Но сферы интересов  человека не ограничиваются только МАКРОкосмосом, его внимание простирается и в МИКРОкосмос. Графически это также можно изобразить сферами уже теперь микрокосмоса, окружающими человека, которые охватывают следующие структуры материальных образований:

1. Предметы и объекты макрокосмоса и все, что с ними связано - люди, здания, автомобили, животные, растения, предметы личного и производственного пользования, т.е. наш ежедневный обыденный мир.

2. Структурные компоненты предметов, объектов и все, что с ними связано - органы, детали, части (запчасти), элементы структур, источники энергии и питания, схемы и карты, и т.д.

3. Макрохимические компоненты, прикладная химия и все процессы, с ними связанные - пищеварение, биохимия, вирусология, садово-огородные знания, процессы сжигания и сгорания, окисления и крашения, чистки и глажения, и т.п.

4. Строение материи на химическом уровне.

5. Строение материи на физическом уровне.

6. Строение материи на субатомном уровне.

7. Строение материи на субядерном уровне.

8. Строение материи на субкварковом уровне.

9. И т.д. вглубь материи (эфир, вакуум, виртуальные частицы, торсионные поля и т.п.).

В зависимости от сфер внимания, знаний и интересов, куда проникает  и какие захватывает индивидуальный менталитет человека, все люди делятся  также и на индивидов с узким  и с широким микрокосмическими  кругозорами:

Узкий микрокругозор

Широкий микрокругозор


Итак, с некоторых пор  общечеловеческое восприятие мира достигло той стадии его понимания, когда  этот загадочный мир отделился, наконец, от развивающегося внутреннего мира человека и превратился в существующую независимо от сознания объективную  реальность, в бытие. Но если окружающий нас мир в целом и стал независимым от сознания человека (каким он, впрочем, и является всегда, а с помощью сознания происходит лишь его индивидуумное и общечеловеческое осознание), то индивидуальная сфера окружающего мира, отражающая персонифицированный кругозор, индивидуальное восприятие информации, рефлексию на события и явления, суждения и действия других людей, продолжает в полной мере зависеть от степени развитости менталитета данного индивида, и в первую очередь от его сознания. Вот почему правильнее будет говорить: "Развитое индивидуальное сознание каждого человека определяет его кругозор, его индивидуальное бытие, в итоге отражаясь на общественном", а не наоборот. Таким образом, мы имеем как бы два варианта:

1. Для развитого, зрелого сознания, когда: индивидуальное сознание воздействует на индивидуальное бытие и далее на общественное бытие.

2. Для не(до)развитого сознания, когда: индивидуальное сознание подвергается воздействию индивидуального бытия, на которое воздействует общественное бытие.

Прежде чем начинать разбираться, почему развитое сознание определяет наше бытие, а неразвитое определяется им, необходимо понять суть понимания  самого реального бытия. Для облегчения этого человечество издавна расщепило, разделило его на понятия. Это стало необходимо людям на определенном этапе их развития для упрощения возможности осознания бытия, одинакового его понимания с тем, чтобы продолжить существовать в нем по ходу дальнейшего своего совершенствования. Понятиями человечество стало пользоваться с момента появления у него первых признаков зреющего сознания, отличного от менталитета животных. Как писал Кант: "Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия. Таким образом, всякое человеческое познание начинается с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивается идеями. Всякое основанное на разуме познание исходит из понятий или из конструкции понятий; первое называется философским, а второе - математическим."

Все бытие с некоторых пор стало возможным представлять и познавать с помощью понятий, постижение которых нами через свое индивидуальное сознание и определяет наше индивидуальное бытие. Но перед тем как пользоваться понятиями, мы прежде должны их приобрести и осмыслить и лишь тогда применять в своей практической жизни. В понятия воплотились, стали олицетворяться ими не только предметы и явления в конкретной и обобщенной форме посредством фиксации общих и специфических их признаков, но и различные мысли, суждения, отражающие события действительности, связи между предметами и явлениями, основанные на их свойствах и отношениях между ними. В итоге понятия стали самыми распространенными предметами пользования человека, объектами и инструментами его сознания, являясь сами по себе, по словам Ленина, "высшим продуктом мозга, высшего продукта материи".

Любой объект, предмет или  явление могут обозначаться в  понятиях как конкретно, так и  обобщенно, что достигается за счет применения в процессе познания таких  умственных действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение. Посредством отдельных понятий  и систем понятий отображаются фрагменты  действительности, изучаемые различными науками и научными теориями. Энгельс  отмечал, что "результаты, в которых  обобщаются данные опытов естествознания, суть понятия".

Информация о работе Эволюция человека