Классификация экологических факторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Описание

Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия.

Работа состоит из  1 файл

распечатка.doc

— 53.50 Кб (Скачать документ)

Эколо́гия (от др.-греч. οκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология.      Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.                                                                                                                                                            Экология обычно рассматривается как подотрасль биологии, общей науки о живых организмах. Живые организмы могут изучаться на различных уровнях, начиная от отдельных атомов и молекул и кончая популяциями, биоценозами и биосферой в целом. Экология также изучает среду, в которой они живут, и её проблемы. Экология связана со многими другими науками именно потому, что она изучает организацию живых организмов на очень высоком уровне, исследует связи между организмами и их средой обитания. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия.                                                                                                                                 Экологи́ческие фа́кторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.          Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер. Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Например, солевой режим почвы играет первостепенную роль при минеральном питании растений, но безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения и спектральный состав света исключительно важны в жизни фототрофных организмов (большинство растений и фотосинтезирующие бактерии), а в жизни гетеротрофных организмов (грибы, животные, значительная часть микроорганизмов) свет не оказывает заметного влияния на жизнедеятельность.                                                                                                         Экологические факторы могут выступать как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфо-анатомические и физиологические изменения организмов. Организмы испытывают воздействие не статичных неизменных факторов, а их режимов — последовательности изменений за определённое время.                                                    Классификация экологических факторов. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия.  По своему характеру они подразделены на две крупные группы: абиотические и биотические. Если мы будем подразделять факторы по причинам их возникновения, то они могут быть подразделены на природные (естественные) и антропогенные. Антропогенные факторы могут также быть абиотическими и биотическими.    1) Абиотические факторы (или физико-химические факторы) – температура, свет, рН среды, соленость, радиоактивное излучение, давление, влажность воздуха, ветер, течения. Это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы.  2) Биотические факторы – это формы воздействия живых существ друг на друга. Окружающий органический мир – составная часть среды каждого живого существа. Взаимные связи организмов – основа существования популяций и биоценозов. 3)Антропогенные факторы – это формы действия человека, которые приводят к изменению природы как среды обитания других видов или непосредственно сказываются на их жизни.                                                           По расходованию: Ресурсы — элементы среды, которые организм потребляет, уменьшая их запас в среде (вода, CO2, O2, свет) Условия — не расходуемые организмом элементы среды (температура, движение воздуха, кислотность почвы)                                                                                                                                                                По направленности: Векторизованные — направленно изменяющиеся факторы: заболачивание, засоление почвы. Многолетние-циклические — с чередованием многолетних периодов усиления и ослабления фактора, например изменение климата в связи с 11-летним солнечным циклом. Осцилляторные (импульсные, флуктуационные) — колебания в обе стороны от некоего среднего значения (суточные колебания температуры воздуха, изменение среднемесячной суммы осадков в течение года). 
 
 
 
 

1. Понятие «игровая  технология»

Педагогическая  технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Следовательно, педагогическая технология:

1. Разрабатывается в соответствии с конкретными целями и задачами учителя, опирающимися на его ценностные ориентации. 2. Является следствием конкретного педагогического замысла. 3. Разрабатывается с целью достижения вполне определённого ожидаемого результата. 4. Предполагает последовательность педагогических действий, и, если речь идёт о технологии обучения, гарантирует прочное усвоение знаний. 5. Предусматривает взаимодействие учителя и учащихся, с учётом принципов индивидуализации. 6. Доступна к воспроизведению любым квалифицированным учителем, с поправкой на его личностные особенности, педагогический стиль. 7. Непременно включает в себя диагностику, в том числе критерии, показатели и средства измерения результатов деятельности.

Все обучающие  действия при этом осуществляются в заданной последовательности, и их выполнение в такой последовательности предполагает получение ожидаемого конечного результата.

Данные  особенности характерны и для  игровой технологии обучения, которая  относится к технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ученика.

Игровая технология строится как целостное  образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно  игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем  информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.

В современной  практике обучения географии большую  популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано  большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие  в основном общепедагогические аспекты  игровых способов обучения.

В современной  школе, делающей ставку на активизацию  и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:                                                                                                           - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как  элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве  урока (занятия) или его части  (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как  технологии внеклассной работы (игры  типа «Зарница», «Орленок», и  др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Особенности игровых технологий. Все следующие  за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная  деятельность, средний - общественно  полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.                                                                                                                                                    Схема технологичного построения учебного процесса:

1 этап. Обобщенные цели и содержание  обучения.

2 этап. Конкретные учебные цели, по усмотрению  учителя

3 этап. Процесс обучения (средства, методы, формы по усмотрению учителя)

4 этап. Диагностика (контроль) *поправки

Игровая технология охватывает все этапы учебного процесса. Но преимущественно используется для первого.

Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. 

Учебная игра как современная  образовательная  технология

Игра - одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть учащиеся с VI по XI класс как на физической так и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать.                                                   В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное - в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры - одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм.

С целью  активизации учебно- познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используют учебные игры в обучении географии.

Игра- вид  деятельности, в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением.                                                                 В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий.                  Для ребенка игра - увлекательное прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.                                     Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.        Классификация педагогических игр

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические  деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных  умений и навыков; развитие трудовых навыков. *Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности,  коммуникативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения  сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

              

Функции игры: 1. Обучающая- развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие); 2. Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение; 3. Коммуникативная- объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения; 4. Релаксирующая- формирование навыков подготовки своего психо- физического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения; 5. Функция самовыражения- стремление ребёнка;                                                           В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Информация о работе Классификация экологических факторов