Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:08, реферат
Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия.
Эколо́гия
(от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище,
дом, имущество и λόγος — понятие, учение,
наука) — наука об отношениях живых организмов
и их сообществ между собой и с окружающей
средой. Термин впервые предложил немецкий
биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге
«Общая морфология. Современное
значение понятия экология имеет более
широкое значение, чем в первые десятилетия
развития этой науки. В настоящее время
чаще всего под экологическими вопросами
ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы
охраны окружающей среды. Во многом такое
смещение смысла произошло благодаря
всё более ощутимым последствиям влияния
человека на окружающую среду, однако
необходимо разделять понятия ecological («относящееся
к науке экологии») и environmental («относящееся
к окружающей среде»). Всеобщее внимание
к экологии повлекло за собой расширение
первоначально довольно чётко обозначенной
Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно
биологических) на другие естественнонаучные
и даже гуманитарные науки.
1. Понятие «игровая технология»
Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.
Следовательно, педагогическая технология:
1. Разрабатывается в соответствии с конкретными целями и задачами учителя, опирающимися на его ценностные ориентации. 2. Является следствием конкретного педагогического замысла. 3. Разрабатывается с целью достижения вполне определённого ожидаемого результата. 4. Предполагает последовательность педагогических действий, и, если речь идёт о технологии обучения, гарантирует прочное усвоение знаний. 5. Предусматривает взаимодействие учителя и учащихся, с учётом принципов индивидуализации. 6. Доступна к воспроизведению любым квалифицированным учителем, с поправкой на его личностные особенности, педагогический стиль. 7. Непременно включает в себя диагностику, в том числе критерии, показатели и средства измерения результатов деятельности.
Все обучающие действия при этом осуществляются в заданной последовательности, и их выполнение в такой последовательности предполагает получение ожидаемого конечного результата.
Данные особенности характерны и для игровой технологии обучения, которая относится к технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ученика.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.
В современной
школе, делающей ставку на активизацию
и интенсификацию учебного процесса,
игровая деятельность используется
в следующих случаях:
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Особенности
игровых технологий. Все следующие
за дошкольным возрастные периоды со
своими ведущими видами деятельности
(младший школьный возраст - учебная
деятельность, средний - общественно
полезная, старший школьный возраст
- учебно-профессиональная деятельность)
не вытесняют игру, а продолжают включать
ее в процесс.
1 этап. Обобщенные цели и содержание обучения.
2 этап. Конкретные учебные цели, по усмотрению учителя
3 этап. Процесс обучения (средства, методы, формы по усмотрению учителя)
4 этап. Диагностика (контроль) *поправки
Игровая технология охватывает все этапы учебного процесса. Но преимущественно используется для первого.
Особенности
игровых технологий. Все следующие
за дошкольным возрастные периоды со своими
ведущими видами деятельности (младший
школьный возраст - учебная деятельность,
средний - общественно полезная, старший
школьный возраст - учебно-профессиональная
деятельность) не вытесняют игру, а продолжают
включать ее в процесс.
Учебная игра как современная образовательная технология
Игра -
одна из древнейших средств воспитания
и обучения детей. Игры в сочетании с другими
методическими приёмами и формами повышают
эффективность преподавания географии.
Они могут быть проведены на уроках, семинарах,
факультативах, в кружках, их можно предложить
в качестве домашнего задания. Игры разнообразны
по содержанию, целям проведения, организации.
Игры обучающего характера с творческим
подходом: к ним относятся настольные
и подвижные на местности. К настольным
относятся ребусы, кроссворды, чайнворды,
лото, домино и т. д. В такие игры любят
играть учащиеся с VI по XI класс как на физической
так и на экономической географии. Настольные
игры развивают воображение, сообразительность
и наблюдательность. В них присутствует
элемент соперничества (кто быстрее, кто
больше знает, кто правильнее ответит).
В результате школьники учатся быстро
и логично рассуждать.
С целью активизации учебно- познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используют учебные игры в обучении географии.
Игра- вид
деятельности, в условиях ситуации
направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается
и усовершенствуется самоуправление поведением.
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. *Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Функции
игры: 1. Обучающая- развитие общих
географических умений и навыков (память,
внимание, восприятие); 2. Развлекательная-
создание благоприятной атмосферы на
занятиях, превратить урок в увлекательное
приключение; 3. Коммуникативная- объединяет
учеников и учителя, устанавливает эмоциональные
контакты, формирование навыков общения;
4. Релаксирующая- формирование навыков
подготовки своего психо- физического
состояния, для более эффективной деятельности,
перестройка психики для интенсивного
усвоения; 5. Функция самовыражения-
стремление ребёнка;