Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:53, доклад
Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
Тема 1: Концепция взаимодействия общества и природы.
Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.
До середины XX в. природа
воспринималась как неисчерпаемый ресурс,
а экологическая опасность считалась
необоснованной.
Термин «экология» (от греческого oikos —
дом, жилище, место пребывания и logos — наука)
был введен в научный оборот немецким
ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1869
г. Экологией называлась наука об отношениях
растительных и животных организмов друг
к другу и окружающей их среде.
В настоящее время под экологией понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.
Обобщая огромный опыт человечества во взаимоотношениях с природой, можно утверждать, что на первых порах оно было взаимодополняющим, а впоследствии стало разрушающим.
Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы:
Сферой взаимодействия общества
и природы является биосфера. Биосфера
- целостная геологическая
По мере совершенствования
технологических процессов
В истории развития общества выделяют несколько уровней воздействия человека на природу:
Принципы, на которых должны
базироваться отношения общества и
природы, впервые были сформулированы
международным сообществом в 1987г.
в концепции устойчивого
Концепция устойчивого развития получила дальнейшее совершенствование в документах международной конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992г. Конференция выработала 27 принципов устойчивого развития, сформулированных в Декларации. Из них к ресурсопользованию относятся следующие:
1) В центре внимания
непрерывного развития
2) Государства, в соответствии
с Уставом ООН и принципами
международного права,
3) Право на развитие
должно быть реализовано таким
образом, чтобы удовлетворять
потребности в развитии и
4) Для того, чтобы добиться
устойчивого развития и более
высокого уровня жизни для
всех народов, государства
5) Одним из инструментов
национальной политики должна
быть оценка возможных
При реализации данных принципов, анализируя концепцию устойчивого развития, можно выделить три фактора, которые необходимо учитывать для достижения основных целей, поставленных в рамках «устойчивого развития»:
В совокупности данные факторы соответствуют идее комплексности, поскольку для достижения экологического благополучия необходимо взаимодействие указанных трех факторов, упущение хотя бы одного проведет к возникновению другой проблемы взамен старой.
Основные концепции отношения общества к природе.
Концепция потребительского отношения к природе.
Потребительское отношение общества к природе и ее ресурсам было господствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потребительского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с природой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа воспринимается как кладовая, из которой должны извлекаться ресурсы для развития материального производства и создания богатства общества.
На современном этапе, когда господство человека над природой демонстрируется особенно настойчиво и вызывающе, потребительское отношение к природе в нашей стране было выражено известными словами И.В. Мичурина: "Нам не надо ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача". "На наш век хватит", "после нас хоть потоп" - вот лозунги, под которыми осуществлялось и осуществляется решение многих программ хозяйственного развития. Закономерным результатом потребительского отношения к природе раньше или позже является, как уже отмечалось, ее истощение, ее деградация, что соответствующим образом отразится на человеке и обществе.
На ущербность концепции
потребительского отношения к природе
обращалось внимание и ранее. Так, Н.Ф.
Федоров, русский религиозный мыслитель-
Концепция невмешательства в природу.
Эта концепция противоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественного развития человек не может не вмешиваться в природу, не оказывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, "природа знает лучше" и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.
Учение о ноосфере.
При характеристике концепций отношения общества к природе в историческом аспекте следует указать на теоретическую концепцию, вытекающую из учения о ноосфере, разработанного русским академиком В.И. Вернадским, французским философом Тейяр де Шарденом и др.
В.И. Вернадский уже в первые годы XX века поставил перед собой и наукой вопрос о месте человека в общепланетарном развитии. По утверждению В.И. Вернадского, ум человека превращается в основную геологообразующую силу. И, как следствие, человек должен принять на себя ответственность за будущее развитие природы.
Сторонники этого учения
исходят из недопустимости использования
силы человеческого разума для уничтожения
или подавления живого, как это
происходило в прошлом и, к
сожалению, происходит в наши дни. Сила
человеческого разума должна стать
справедливой, доброй по отношению
к человеку и окружающей его среде,
к планете Земля, к околоземному
пространству и космосу в целом.
"Под влиянием научной мысли
и человеческого труда, - писал
В.И. Вернадский, - биосфера переходит
в новое состояние - в ноосферу".
Ноосфера - это гармонично преобразованные
научной мыслью отношения между
людьми, между природой и обществом,
органическими и
Учение о ноосфере подчеркивает
значение идей естественного права
и естественной справедливости, указывающих
на нормы, с которыми должен считаться
человек, стремясь установить сбалансированные
отношения между обществом и
природой, обеспечить равновесие и
гармонию в их взаимоотношении. Осваивая
природу, человек преобразовывает
себя в соответствии с законами природы,
природными императивами. Благодаря
этому он способен сохранять за собой
меняющиеся на каждом историческом этапе
функции регуляции и контроля
над социальными и
Учение о ноосфере, разработанное еще в первой половине XX века, на практике оказывается нереализованным. Оно несет огромный потенциал, особенно в условиях глобального экологического кризиса. По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.
Концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения.
Появление этих концепций в 60 - 70-ые годы явилось реакцией на истощение природных ресурсов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концепций (американский ученый Дж. Форрестер, члены "Римского клуба", неправительственного научно-исследовательского международного объединения, образованного в 1968 г., и др.) исходят из перспектив экологического "коллапса" и связанной с этим гибелью человеческого общества, основываются на системе расчетов, включающей экстраполяцию современных темпов развития общества. Они считают, что для того чтобы предупредить экологическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечество должно ограничить свои потребности, развитие экономики, которая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей и рост численности населения.
Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития человечества оцениваются как утопичные и реакционные.
Концепция устойчивого развития.
Одна из современных, наиболее
распространенных и поддерживаемых
мировым сообществом концепций
взаимодействия общества и природы
- концепция устойчивого