Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:03, контрольная работа
В начале XX века российским ученым В.И. Вернадским было разработано учение о биосфере, живом веществе (организующим земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу. Ноосфера (от греч. noos - разум) - сфера разума, или «мыслящая оболочка». Согласно этому учению, человеческий разум, деятельность и научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами.
Введение
Устойчивое развитие - путь к решению экологических и экономических проблем
Заключение
Оба блока управления - внешний и внутренний - контролируются экосистемами. Ведущая роль в гомеостазе природных систем принадлежит функциям живого вещества, без которого системы быстро деградируют - их структура упрощается.
Количество энергии, выделяемой природной системой в окружающую среду, незначительно. Такие системы, благодаря механизмам саморегулирования, постоянно стремятся перейти из состояния менее организованного в более организованное, из состояния менее устойчивого в более устойчивое. Энтропия - мера неупорядоченности - в них естественным образом убывает.
В техногенных системах - в городах, на промышленных предприятиях - энергообмен резко отличается от процессов проистекающих в природе. Поток вещества и энергии через производственную систему практически не имеет обратной положительной связи. На входе - это всё возрастающее потребление ресурсов и энергии, ведущее к деградации природных систем. На выходе - огромное количество отходов, поступающих в окружающую среду, что является главной причиной её загрязнения.
Энтропия техногенных систем имеет тенденцию к неумолимому росту: возникают аварии, нарушаются связи управления, усиливается хаос. Для поддержания этих систем в рабочем состоянии требуются, как показывает исторический опыт, всё увеличивающиеся энергетические затраты. Рост производства, увеличение населения больших городов ведут к обострению экологической обстановки.
Коренное отличие природных систем от техногенных заключается в их способности к самоорганизации и саморазвитию. Энтропия в природных системах, как уже писалось, естественным образом уменьшается. В техногенных же системах устойчивость может сохраняться лишь при условии постоянных материальных и энергетических затрат со стороны общества; предоставленные сами себе они начинают разрушаться, энтропия увеличивается.
Проблема устойчивого развития во многом связана с разного рода запрещениями и ограничениями. Человечество вступило в эпоху трудных решений. Установка на активное силовое преобразование природы уже начинает признаваться ошибочной. Вместе с тем человек не может существовать на Земле, не нарушая её природы. Важным критерием рационального природопользования является сохранения принципа географической и экологической эквивалентности. Для пояснения существа этого принципа можно привести следующий пример.
Вырубка леса сопровождается отчуждением из лесной экосистемы углерода, азота, фосфора, калия, воды, при одновременном изменении баланса углекислого газа и кислорода в атмосфере. Происходит увеличение скорости разрушения земной поверхности и сопряжённой с ней интенсивности выноса из ландшафта веществ. Коренным образом перестраиваются фауна и микробиологические процессы. При соблюдении принципа географической и экологической эквивалентности новая экосистема на месте вырубленного леса - луг или пашня - должна быть эквивалентна исходной по массе продуцируемого органического вещества и энергии.
Следует признать, что создаваемые человеком динамические равновесия в природно-хозяйственных системах, вероятнее всего никогда не будут полностью эквивалентны средообразующим функциям природы. Тем не менее, эти управляемые равновесия можно лишь тогда назвать нормальными, когда они будут адекватны скорости приспособления человека к изменяющейся окружающей среде. При несоответствии темпов изменения среды и приспособления человека к этим изменениям человечество обречено на вымирание.
В рамках концепции устойчивого развития возможны три пути обеспечения экологической безопасности на Земле.
Во-первых - это сохранение расширенного производства естественных экосистем, прежде всего растительных сообществ, средообразующая функция которых является гарантией нормальных динамических равновесий в среде обитания человека.
Во-вторых - это управление природно-хозяйственными системами, средообразующая функция которых эквивалентна функциям естественных экосистем, место которых они заняли.
В-третьих - это внедрение экологически чистых технологий, устраняющих последствия хозяйственной деятельности, неблагоприятные для жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На конференции в Рио-де-Жанейро так и не было достигнуто решение многих ключевых вопросов. Для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, неизбежную если не стремиться к реализации концепции устойчивого развития, необходимо эффективное международное сотрудничество всех без исключения стран и народов мира.
Поэтому в рамках ООН нужна более действенная координация в масштабе планеты, отдельных стран и регионов по решению таких насущных проблем, как предотвращение войн, откуда бы агрессия ни исходила, борьба с опустошением, голодом, эпидемиями, детской смертностью и другие.
Необходимо разрабатывать и внедрять научно обоснованные международные нормативы, новые экологически чистые технологии, программы с целью глубокого аргументированного предупреждения о приближении к порогу необратимых изменений. Должна быть создана общемировая экологическая система, с развёрнутой сетью наземных станций для сбора аварийной информации, измерения и оценки сейсмического состояния Земли, химических параметров атмосферы, воды и почв, и космическая служба, для орбитального патрулирования планеты, экологического контроля и экспертизы.
С экологическими проблемами не справиться без более эффективной международной обучающей системы, предметом изучения которой являлся бы мир, в котором мы живём. Мир, как отдельного человека, семьи, коллектива, в котором мы работаем, так и мир всей планеты (земля, воздух, вода, биосфера с её неисчерпаемым разнообразием компонентов). Система исследований и обучения должна осуществлять функции образования, воспитания, подготовки и переподготовки экологических кадров всех возможных уровней.
Надвигающаяся экологическая катастрофа должна быть предотвращена - и это общая задача народов планеты Земля. Общими всеевропейскими и всемировыми усилиями мы должны реанимировать города и селения, попавшие в чёрный экологический список. Как альтернатива службе в вооружённых войсках, должна возникнуть экологическая трудовая армия. Только новое экологическое осознание природы может спасти человечество от вымирания, реставрировать синее небо, зелёные луга и леса, вернуть забытую свежесть нашим городам.
У природы достаточно ресурсов
для удовлетворения потребностей человека,
но совершенно недостаточно для удовлетворения
человеческой жадности.
(Махатма Ганди)