Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:51, реферат
В настоящее время мы наблюдаем прямо-таки бум экологических исследований и публикаций, всякого рода экологических рекомендаций и употребления экологической терминологии. Как сориентироваться во всём этом многообразии? Как отделить зёрна от плевел? Как организовать этот разнородный материал с целью овладения им и передачи знаний другим? Именно такие вопросы возникают в первую очередь, когда речь идёт об экологическом образовании.
Отсюда, несмотря на
то, что компоненты неживой природы
планеты испытывают на себе в виде
"толчка" всё возрастающее воздействие
общества, они в качестве естественных
образований могут и должны исследоваться
науками только сугубо естественного
цикла (или традиционными науками
- физикой, химией, геологией, географией,
биологией или всякого рода комплексными
науками, например, ландшафтоведением
или "глобальной экологией" в том
виде, как она трактуется естествоиспытателями).
Точно так же и натуроплагенные социальные
процессы продолжают существовать и развиваться
по сугубо социальным законам независимо
от того, что испытывают на себе "толчок"
со стороны природных факторов. А потому
исследование натуроплагенного характера
социальных процессов, т. е. определённой
зависимости последних от природных факторов,
соотнесённости с этими факторами, ещё
не означает выхода за пределы исследований
"чистого" обществознания. Действительная
потребность в социальной экологии как
качественно особой (природно-общественной
или "социоестественной") науке возникает
только тогда, когда объектом исследования
выступает само взаимодействие природы
и общества, реально осуществляющееся
в деятельности людей или, другими словами,
в очеловеченно-природном процессе, способом
существования которого эта деятельность
является.
Многосторонний анализ
проблемы приводит нас к выводу о
том, что сферу собственно экологического
знания образуют, прежде всего, географическая,
биологическая и социальная экология
как науки о межуровневом взаимодействии.
В данную сферу безусловно должна быть
включена и общая теория экологии, понимаемая
как общая теория экологического подхода
и экологического взаимодействия (с учётом,
разумеется, той или иной, большей или
меньшей, конкретной её спецификации).
Сюда же входит и экология человека. В
отличие от социальной экологии, целью
которой является оптимизация взаимодействия
природы и общества, экология человека
изучает законы, принципы, методы оптимизации
способов деятельности людей, взаимодействие
её субъективных и объективных факторов.
Объектом антропо-экологического исследования
является, таким образом, не всякое взаимодействие
человеческого организма со средой, а
то, которое опосредовано сознательной
деятельностью людей.
Очерченная указанным
выше образом сфера экологического
знания (включающая в себя и географо-,
и биолого-экологическую составляющую,
но не в самостоятельном их значении, а
лишь в аспекте деятельности человека
по обеспечению коэволюции географического
и негеографического, косного и биотического)
непосредственно представляет собой подлежащий
усвоению познавательный компонент экологического
образования. Если, разумеется, понимать
под последним усвоение людьми всей совокупности
научных представлений об оптимизации
в ходе их целенаправленной деятельности
соответствующих (антропо- и социо-экологических)
отношений в системе "природа-человек-общество".
Таков схематический анализ проблемы,
который может служить лишь общим ориентиром
при решении обсуждаемых вопросов.
Для уяснения сути этих
вопросов важное значение имеет, кроме
того, проблема соотношения экологического
и экологизированного знания и образования,
проблема, которая в научной литературе
обычно затушёвывается. Наше понимание
термина "экологическое" в аспекте
рассматриваемой проблемы исходит из
его применимости только к тем случаям,
когда речь идёт о целенаправленной (познавательной,
образовательной, воспитательной, преобразовательной
и т.п.) деятельности, непосредственно
связанной с оптимизацией специфических
экоотношений в системе "природа-человек-общество",
имеющей конечной целью обеспечение коэволюции
всех составляющих этой системы. Термин
же "экологизированное", в принципе
применим ко всем сферам и формам деятельности
людей, которые каким-то образом (и в какой-то
мере) сориентированы на то или иное решение
экологических (антропо- и социо-экологических)
проблем.
В современных условиях,
когда имеется реальная угроза существованию
человека и человечества на планете,
экологизация деятельности людей должна
носить поистине всеобщий характер. Это
касается и нашей повседневной практики,
и нашего повседневного поведения. Сейчас
много говорят об экологической этике.
Но всегда ли мы действуем в духе того,
что говорим?
Список литературы
1. См. В.А. Кобылянский
Место "очеловеченной природы"
в структуре взаимодействия
2. В.Д. Комаров.
Научно-техническая революция
3. Ю.Г. Марков. Социальная
экология. Новосибирск: Наука, 1986. С.
46, 47, 65, 64.
4. В.С. Лямин. География
и общество. М.: Мысль, 1978. С. 205-218.
5. Ю. Г. Марков.
Указ. соч. С. 45.
6. Э.В. Гирусов. Особенности нормативного характера экологического знания: Препринт. Пущино, 1980. С. 14. См. также: Он же. Система "общество-природа": проблемы социальной экологии. М.: Изд-во МГПУ, 1976; Он же. Основания социальной экологии // Философия и экологическая проблема. М.: ФО СССР, 1990.
Информация о работе Концептуальные основы экологического образования