Контрольная работа по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание

Ресурсы в экономической теории — это факторы, используемые для производства экономических благ. Природные ресурсы — составная часть экономических ресурсов (факторов производства) и один из факторов экономического роста, наряду с трудом и капиталом. В экономике широко используется хозяйственная классификация природных ресурсов:
• по техническим возможностям эксплуатации их подразделяют на реальные; потенциальные (потенциально-перспективные); рекреационные;
• в зависимости от экономической целесообразности замены ресурсы бывают заменимые (например, топливно-энергетические ресурсы); незаменимые (воздух, вода);

Содержание

1. Процесс и механизм передачи вещества и энергии в экологических системах и последствия их нарушения.
2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
3. Экономическая оценка природных ресурсов.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Копия Контр.docx

— 33.08 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1. Процесс и механизм передачи вещества и энергии в экологических системах и последствия их нарушения.

2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

3. Экономическая оценка природных ресурсов.

Список литературы.

 

 

Экономическая оценка природных  ресурсов.

Ресурсы в экономической  теории — это факторы, используемые для производства экономических  благ. Природные ресурсы — составная  часть экономических ресурсов (факторов производства) и один из факторов экономического роста, наряду с трудом и капиталом. В экономике широко используется хозяйственная классификация природных ресурсов:

• по техническим возможностям эксплуатации их подразделяют на реальные; потенциальные (потенциально-перспективные); рекреационные;

• в зависимости от экономической целесообразности замены ресурсы бывают заменимые (например, топливно-энергетические ресурсы); незаменимые (воздух, вода);

• в зависимости от отнесения ресурсов к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы выделяют ресурсы промышленного производства; сельскохозяйственного производства; непроизводственной сферы;

• по критерию собственности природные ресурсы делятся на частные, государственные и общественные, а также на собственные и арендуемые.

Роль природных ресурсов в общественном развитии всегда была значима, но полностью последствия  их использования не осознавались Человечеством  вплоть до последнего времени. В большинстве  стран независимо от типа экономической  системы сложился природоемкий тип производства, характеризующийся как «природоразрушающий» тип развития. Он основан на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений, и обладает следующими отличительными чертами:

• использованием невозобновимых видов природных ресурсов (прежде всего полезных ископаемых);

• сверхэксплуатацией возобновимых ресурсов (почвы, леса и др.) со скоростью, превосходящей возможности их воспроизводства и восстановления.

Длительное время в  экономической теории внимание уделялось  лишь двум факторам экономического роста  — труду и капиталу. Это наглядно иллюстрирует широко распространенная в экономической теории «производственная  функция», т.е. зависимость количества производимой продукции от капитала и трудовых ресурсов.

При таком подходе природные  ресурсы считаются неистощимыми, а уровень их потребления, как  и возможности восстановления, фактически не учитываются. Никак не учитываются  и последствия экономического развития, выражающиеся в виде загрязнения, деградации природной среды и оскудения  ресурсов. Длительное время не изучалось  и обратное влияние, а именно влияние  экологической деградации, ухудшения  состояния трудовых ресурсов и качества жизни населения на экономическое  развитие. Целесообразность этой системы  до определенного момента (почти  до конца XX в.) не вызывала никаких сомнений, однако впоследствии она получила название «фронтальной» или «ковбойской» экономики.

В результате глубокой дестабилизации состояния природной среды из-за гигантского развития производительных сил, беспрецедентного роста населения  и, как следствие, огромного роста  нагрузки на экосистемы возникла потребность  в установлении истинной экономической  оценки Природы, ее ресурсов и представляемых Человеку благ. Понятие «оценка» в  экономике связано с философской  категорией «ценность». Ценность отражает значение объекта, обусловленное потребностью человека в нем и характерными свойствами самого объекта. В зависимости  от вида человеческих потребностей ценность может быть материальной, социально-политической, эстетической и т. п.

В экономике используются:

•экономическая оценка — определение полезности природного ресурса как вклада в удовлетворение общественных потребностей в производстве и (или) потреблении некоторого продукта (услуги), выражаемая в экономических показателях. В узко экономическом смысле — это определение хозяйственного эффекта от использования ресурсов в денежных единицах. Такая оценка может быть отраслевой или региональной;

• внеэкономическая оценка — определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности ресурса.

При экономической оценке применяют затратный и рентный  подходы.

Затратный подход. Такой подход заключается в определении ценности ресурсных источников по суммарным затратам на их использование с помощью следующих методов оценки:

• прямых затрат: суммируют затраты на освоение и использование (эксплуатацию) ресурсного источника;

• издержек: помимо непосредственных финансовых затрат на хозяйственное освоение ресурсного источника учитывается ущерб, вызванный его эксплуатацией (косвенные затраты);

• транспортных затрат: на основе оценки стоимости или времени, затрачиваемой на доставку ресурса из места его расположения, определяется экономическая ценность ресурсного источника;

• стоимости воссоздания: оценивают затраты на воспроизводство потерянного или деградировавшего вида ресурсов;

• «желания платить» — путем опросов или анкетирования населения выясняют желание людей платить за существование определенного вида ресурсов.

Рентный подход. Данный подход наиболее широко применяется в наши дни при оценке земельных ресурсов.

Рента (от лат. reddita — отдаленная назад) — доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности.

При оценке природных ресурсов используется концепция дифференцированной ренты, заключающаяся в выявлении  дополнительного экономического эффекта  от использования ресурсного источника  лучшего качества по сравнению с  другими.

Эта концепция основывается на том, что различные источники  некоего определенного ресурса  в зависимости от своих количественных и качественных характеристик приносят разные экономические результаты при равенстве прочих условий (местоположение, наличие транспорта, оборудования и технологий, квалификация кадров и др.).

При определении дифференциальной ренты необходимо учитывать размер предельно допустимых максимальных расходов, которые общество готово нести ради получения единицы данного ресурса. Расходовать больше этого уже не эффективно. Разность между предельно допустимыми расходами и индивидуально фактическими затратами показывает, сколько выигрывает экономика на единицу данного вида ресурсов. В соответствии с этим подходом худшие ресурсные источники получают нулевую оценку, хотя их использование может быть в определенной степени экономически эффективно.

 

 

Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной  среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок  аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы  за загрязнение окружающей среды  и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер  и экономического стимулирования хозяйствующих  субъектов путём применения налоговых  и иных льгот.

В состав экономического механизма входят:

  • правила заключения договоров, выдача лицензий и установление лимитов на комплексное природопользование;
  • платность природопользования;
  • экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

Договор, лицензия и лимиты на природопользование

определяются законом  следующим образом:

Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.

Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок  использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное  природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:

  • вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
  • экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений  по территориям и представляют собой  установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Законом предусматривается  платность природопользования, включая  плату за природные ресурсы, загрязнение  окружающей природной среды и  другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные  ресурсы) взимается:

  • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
  • выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

Плата за нормативные и  сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов  перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических  фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для  финансирования деятельности территориальных  органов государственного управления в области охраны окружающей природной  среды.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды  осуществляется путем:

  • установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;
  • освобождения от налогообложения экологических фондов;
  • передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
  • установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
  • введения платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую среду;
  • применения льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

 

Процесс и механизм передачи вещества и энергии в экологических  системах и последствия их разрушения.

Сообщество взаимодействующих живых организмов, состоящее из продуцентов, консументов и редуцентов, называется биоценозом (по определению академика В. Н. Сукачева). Территория с присущими ей абиотическими факторами, занятая определенным биоценозом, называется биотопом. Биоценоз представлен приспособленными друг к другу растительностью, животными и микроорганизмами. Совокупность биотопа и биоценоза составляет биогеоценоз.

Близким по смыслу, а в  большинстве случаев и взаимозаменяемым понятием является экосистема. Однако биогеоценоз всегда связан с определенной частью земной поверхности («rе» — Земля), а экосистемой может быть любая система живых и неживых компонентов: и космический корабль, и любой биогеоценоз.

Экосистема представляет собой необходимую форму существования жизни. Любой организм способен развиваться только в экосистеме, а не изолированно. В свою очередь каждый биогеоценоз (экосистема) соподчинен и взаимосвязан с другими. Более мелкие и простые экосистемы входят в более крупные и сложные, и все вместе составляют общую систему Жизни — биосферу, которая сама является глобальным биогеоценозом,

Информация о работе Контрольная работа по "Экологии"