Контрольная работа по "Єкологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:58, контрольная работа

Описание

Эволюция биосферы шла по пути усложнения структуры биологических сообществ, умножения числа видов и совершенствования их приспособляемости. Эволюционный процесс сопровождался увеличением эффективности преобразования энергии и вещества биологическими системами: организмами, популяциями, сообществами.
Возникновение и развитие ноосферы.
Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения.

Содержание

1. Эволюция биосферы. Понятия ноосферы и техносферы.
2. Основные правовые и нормативные документы в области энергосбережения.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по экологии..doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения: 

  1. осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
  2. разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
  3. приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
  4. создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
  5. повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;
  6. осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
  7. создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;
  8. реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
  9. информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
  10. обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
  11. создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке  включатся в технологические  регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.

В целях оценки эффективности использования ТЭР  и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.

Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:

- республиканского  и местного бюджетов;

- республиканского  фонда энергосбережения;

- юридических  и физических лиц, направленных  на цели энергосбережения;

- инновационного  фонда концерна «Белэнерго»;

- инновационных  фондов министерств и ведомств, а также:

- льготные кредиты;

- инвестиции по линии Всемирного банка;

-другие источники.

Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система  получения льготных кредитов для  проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо- и энергосбережение» субъектами хозяйствования [4, c.123-125].

Государственная программа РБ «Энергосбережение». Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ.

Предметом особого внимания энергетической стратегии Республики Беларусь являются следующие проблемы:

1) высокая энергоемкость  ВВП, которая не позволяет снизить  цены на продукцию народного  хозяйства республики и обеспечить  ее конкурентоспособность;

2) критическое финансовое положение отраслей ТЭК;

3) несовершенство  ценовой, налоговой и финансовой  политики государства в отраслях  ТЭК, не обеспечивающее их самофинансирование;

4) дефицит инвестиций  в ТЭК, приводящий к несвоевременному  замещению выбывающих мощностей;

5) повышение  надежности топливообеспечения  республики за счет включения  новых видов топлива (угля, ядерного  топлива и др.) в топливный баланс  республики и расширение номенклатуры  поставщиков топлива;

6) отсутствие  современной нормативно-законодательной базы функционирования отраслей ТЭК;

7) несовершенство  производственной структуры ТЭК  в условиях рыночной экономики;

8) недостаточная  производственная база но выпуску  комплектующих, запасных частей, вспомогательного энергетического  и энергосберегающего оборудования.

27 октября  2000 года Совет Министров республики  принял постановление №1667, которым одобрил «Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и на период до 2015 года».

Формирование  основ энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 года, когда правительство республики одобрило "Энергетическую программу Республики Беларусь па период до 2010 года".

За истекшие годы в той или иной степени  были реализованы многие из стратегических целевых установок и рекомендаций данной энергетической программы:

- функционирование ТЭК в основном обеспечило потребности страны в топливе и энергии;

- реализуется энергосберегающая политика, стабилизировано потребление ТЭР, энергоемкость ВВП в 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократилась на 22,4 %;

- снижена техногенная нагрузка ТЭК на окружающую среду;

- стабилизировалась добыча нефти, объем и глубина ее переработки;

- осуществляется эффективное государственное регулирование деятельности ТЭК по обеспечению энергетической безопасности страны;

- продолжается подготовительная работа по проведению структурной перестройки электроэнергетической отрасли;

- принят ряд важных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношений в ТЭК, определяющих налоговую, инвестиционную политику и ценообразование в нем. Сформирована нормативно-правовая база для реализации энергосберегающей политики.

В то же время  некоторые положения энергетической программы выполнить не удалось. В частности:

- хуже прогнозных оценок сформировались экономические, финансовые и объемные показатели функционирования всех отраслей ТЭК;

- фактический объем годовых инвестиций в ТЭК за рассматриваемый период был почти в 2 раза ниже требуемого;

- перекосы и диспропорции в ценовой и налоговой политике привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства структур топливно-энергетического комплекса;

- не решена проблема своевременной оплаты за поставленные энергоносители как внутри страны, так и внешним поставщикам.

Новая редакция «Основных направлений» формирует оптимальную в изменившихся условиях энергетическую политику как органическую составляющую экономической политики республики в целом. Учитывая высокую инерционность и капиталоемкость ТЭК, время действия документа устанавливается до 2015 г.

В социально-экономической  сфере энергетическая стратегия  Беларуси исходит из необходимости  достижения в рассматриваемый период следующих основных целей:

- обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения;

- создание эффективной, конкурентоспособной экономики.

При этом развитие экономики и энергетики в начальный  период будет осуществляться в условиях, характеризующихся ограниченными  инвестиционными возможностями, необходимостью использования имеющегося производственного, технологического и кадрового потенциала и, как следствие, относительно низкими темпами структурной перестройки. В последующий период, по мере расширения инвестиционных возможностей, возрастут темпы позитивных, структурных и энергоэффективных тенденций, что будет соответственно сказываться на роли ТЭК и требованиях, предъявляемых к нему со стороны экономики и общества.

Исходя из этого, основной целью энергетической политики республики является определение путей  и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, создание условий для производства конкурентоспособной продукции и достижения уровня жизни населения высокоразвитых европейских государств.

Главным средством  достижения указанной цели должно стать  формирование цивилизованного энергетического  рынка и экономических взаимоотношений  его субъектов с государством. Государственное регулирование  этих процессов будет осуществляться с помощью:

- ценовой и налоговой политики, направленной на регулирование уровней и соотношений внутренних цен на топливо и энергию, обеспечивающих как потребности экономики в них и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, так и финансовую устойчивость отраслей ТЭК; на стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов;

- институционально-организационных преобразований в ТЭК при одновременном совершенствовании методов антимонопольного контроля цен и регулирования естественных монополий;

- совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора, стандартизации и сертификации, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка.

Основным механизмом достижения целей и задач энергетической политики является система нормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти.

Для полной реализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику  страны требуется вложить 4 - 6,9 млрд. дол. СШЛ, еще 3 – 3,6 млрд. дол. США - на развитие нетрадиционных источников энергии, 1 млрд. дол. США - в систему добычи нефти, в нефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн. дол. США в течение каждой пятилетки – на развитие газоснабжения, 162 млн. дол. США - на обеспечение ТЭК твердыми видами топлива. Основным источником капиталовложений должны стать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займы и привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.

Реализация имеющегося потенциала энергосбережения является приоритетом энергетической политики, поскольку для республики каждый процент экономии энергоресурсов дает около 2 % прироста национального дохода. Стратегической целью политики энергосбережения является приближение республики к 2010 г. к уровню государств Европейского союза по энергоемкости валового внутреннего продукта.

Первая  республиканская программа по энергосбережению, которая была принята в 1996 г. на период до 2000 г., включала комплекс неотложных мер по энергосбережению, которые были сгруппированы в четыре раздела.

I. Организационно-экономические  мероприятия.

1. Создание законодательной  и нормативно-технической базы  по вопросам энергосбережения.

2. Экономическое  стимулирование и финансирование  работ по энергосбережению.

3. Увеличение  объемов использования нетрадиционных  и возобновляемых источников  энергии.

4. Организация  информации, подготовка кадров и  международное сотрудничество.

Главный результат  выполнения программы - с 1995 по 1999 г. обеспечен прирост валового внутреннего продукта (ВВП) па 28,3 % без прироста потребления топливно-энергетических ресурсов, что впервые за последние годы способствовало реализации положительной тенденции снижения энергоемкости ВВП на 22,4 %. Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов в республике в сопоставимых условиях на этот период оценивается на уровне 6,8 млн. тонн условного топлива, в том числе за счет реализации энергосберегающих мероприятий - более 4 млн. тонн условного топлива.

Республиканская программа энергосбережения на 2001 – 2005 гг. разработана в целях проведения эффективной целенаправленной энергосберегающей политики и координации деятельности государственных органов по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Данная программа определяет приоритетные направления реализации государственной политики в области энергосбережения с учетом имеющегося потенциала и концептуальных задач на 2001-2005 гг., а также пути и методы максимального использования резервов экономии топлива и энергии в республике. Стратегическая цель программы – снижение энергоемкости ВВП и уменьшение зависимости от импорта ТЭР.

Помимо перечисленных  направлений, в программе определены конкретные направления деятельности по вопросам информационного обеспечения на базе современных компьютерных технологий, вопросам организации пропаганды, подготовки кадров. В механизме организации контроля хода выполнения программы изложен перечень организационных мероприятий, которые необходимо осуществлять на различных уровнях управления [2, с. 89-92].

Информация о работе Контрольная работа по "Єкологии"