Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 17:58, контрольная работа
Эволюция биосферы шла по пути усложнения структуры биологических сообществ, умножения числа видов и совершенствования их приспособляемости. Эволюционный процесс сопровождался увеличением эффективности преобразования энергии и вещества биологическими системами: организмами, популяциями, сообществами.
Возникновение и развитие ноосферы.
Законодательные акты Республики Беларусь по вопросам энергосбережения.
1. Эволюция биосферы. Понятия ноосферы и техносферы.
2. Основные правовые и нормативные документы в области энергосбережения.
Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:
Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.
В целях оценки
эффективности использования
Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:
- республиканского и местного бюджетов;
- республиканского фонда энергосбережения;
- юридических
и физических лиц,
- инновационного фонда концерна «Белэнерго»;
- инновационных фондов министерств и ведомств, а также:
- льготные кредиты;
- инвестиции по линии Всемирного банка;
-другие источники.
Для производителей
и пользователей топливно-
Государственная программа РБ «Энергосбережение». Приоритетные направления в области энергосбережения в РБ.
Предметом особого внимания энергетической стратегии Республики Беларусь являются следующие проблемы:
1) высокая энергоемкость
ВВП, которая не позволяет
2) критическое финансовое положение отраслей ТЭК;
3) несовершенство
ценовой, налоговой и
4) дефицит инвестиций
в ТЭК, приводящий к
5) повышение
надежности топливообеспечения
республики за счет включения
новых видов топлива (угля, ядерного
топлива и др.) в топливный баланс
республики и расширение
6) отсутствие
современной нормативно-
7) несовершенство
производственной структуры
8) недостаточная
производственная база но
27 октября
2000 года Совет Министров
Формирование основ энергетической стратегии в Беларуси целенаправленно ведется с 1992 года, когда правительство республики одобрило "Энергетическую программу Республики Беларусь па период до 2010 года".
За истекшие годы в той или иной степени были реализованы многие из стратегических целевых установок и рекомендаций данной энергетической программы:
- функционирование ТЭК в основном обеспечило потребности страны в топливе и энергии;
- реализуется энергосберегающая политика, стабилизировано потребление ТЭР, энергоемкость ВВП в 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократилась на 22,4 %;
- снижена техногенная нагрузка ТЭК на окружающую среду;
- стабилизировалась добыча нефти, объем и глубина ее переработки;
- осуществляется эффективное государственное регулирование деятельности ТЭК по обеспечению энергетической безопасности страны;
- продолжается подготовительная работа по проведению структурной перестройки электроэнергетической отрасли;
- принят ряд важных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношений в ТЭК, определяющих налоговую, инвестиционную политику и ценообразование в нем. Сформирована нормативно-правовая база для реализации энергосберегающей политики.
В то же время
некоторые положения
- хуже прогнозных оценок сформировались экономические, финансовые и объемные показатели функционирования всех отраслей ТЭК;
- фактический объем годовых инвестиций в ТЭК за рассматриваемый период был почти в 2 раза ниже требуемого;
- перекосы и диспропорции в ценовой и налоговой политике привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства структур топливно-энергетического комплекса;
- не решена проблема своевременной оплаты за поставленные энергоносители как внутри страны, так и внешним поставщикам.
Новая редакция «Основных направлений» формирует оптимальную в изменившихся условиях энергетическую политику как органическую составляющую экономической политики республики в целом. Учитывая высокую инерционность и капиталоемкость ТЭК, время действия документа устанавливается до 2015 г.
В социально-экономической сфере энергетическая стратегия Беларуси исходит из необходимости достижения в рассматриваемый период следующих основных целей:
- обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения;
- создание эффективной, конкурентоспособной экономики.
При этом развитие
экономики и энергетики в начальный
период будет осуществляться в условиях,
характеризующихся
Исходя из этого, основной целью энергетической политики республики является определение путей и формирование механизмов оптимального развития и функционирования отраслей ТЭК, а также техническая реализация надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, создание условий для производства конкурентоспособной продукции и достижения уровня жизни населения высокоразвитых европейских государств.
Главным средством
достижения указанной цели должно стать
формирование цивилизованного
- ценовой и налоговой политики, направленной на регулирование уровней и соотношений внутренних цен на топливо и энергию, обеспечивающих как потребности экономики в них и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, так и финансовую устойчивость отраслей ТЭК; на стимулирование инновационной, инвестиционной и энергосберегающей деятельности хозяйствующих субъектов;
- институционально-
- совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора, стандартизации и сертификации, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка.
Основным механизмом достижения целей и задач энергетической политики является система нормативно-правовых актов, реализуемая соответствующими органами власти.
Для полной реализации программы до 2015 г. только в электроэнергетику страны требуется вложить 4 - 6,9 млрд. дол. СШЛ, еще 3 – 3,6 млрд. дол. США - на развитие нетрадиционных источников энергии, 1 млрд. дол. США - в систему добычи нефти, в нефтепереработку и снабжение нефтепродуктами, 830 млн. дол. США в течение каждой пятилетки – на развитие газоснабжения, 162 млн. дол. США - на обеспечение ТЭК твердыми видами топлива. Основным источником капиталовложений должны стать собственные средства предприятий ТЭК, инновационные фонды, кредиты, займы и привлеченные средства, в том числе иностранных инвесторов.
Реализация имеющегося потенциала энергосбережения является приоритетом энергетической политики, поскольку для республики каждый процент экономии энергоресурсов дает около 2 % прироста национального дохода. Стратегической целью политики энергосбережения является приближение республики к 2010 г. к уровню государств Европейского союза по энергоемкости валового внутреннего продукта.
Первая республиканская программа по энергосбережению, которая была принята в 1996 г. на период до 2000 г., включала комплекс неотложных мер по энергосбережению, которые были сгруппированы в четыре раздела.
I. Организационно-экономические мероприятия.
1. Создание законодательной и нормативно-технической базы по вопросам энергосбережения.
2. Экономическое
стимулирование и
3. Увеличение
объемов использования
4. Организация информации, подготовка кадров и международное сотрудничество.
Главный результат выполнения программы - с 1995 по 1999 г. обеспечен прирост валового внутреннего продукта (ВВП) па 28,3 % без прироста потребления топливно-энергетических ресурсов, что впервые за последние годы способствовало реализации положительной тенденции снижения энергоемкости ВВП на 22,4 %. Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов в республике в сопоставимых условиях на этот период оценивается на уровне 6,8 млн. тонн условного топлива, в том числе за счет реализации энергосберегающих мероприятий - более 4 млн. тонн условного топлива.
Республиканская программа энергосбережения на 2001 – 2005 гг. разработана в целях проведения эффективной целенаправленной энергосберегающей политики и координации деятельности государственных органов по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Данная программа определяет приоритетные направления реализации государственной политики в области энергосбережения с учетом имеющегося потенциала и концептуальных задач на 2001-2005 гг., а также пути и методы максимального использования резервов экономии топлива и энергии в республике. Стратегическая цель программы – снижение энергоемкости ВВП и уменьшение зависимости от импорта ТЭР.
Помимо перечисленных направлений, в программе определены конкретные направления деятельности по вопросам информационного обеспечения на базе современных компьютерных технологий, вопросам организации пропаганды, подготовки кадров. В механизме организации контроля хода выполнения программы изложен перечень организационных мероприятий, которые необходимо осуществлять на различных уровнях управления [2, с. 89-92].