Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:45, реферат
Термин "экология" был впервые введен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г.; он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жилище, и logos - изучение или наука. Таким образом, буквально "экология" означает не-что вроде науки о "природном доме", о всех его обитателях, о совокупности и характере связей между организмами и окружающей их физической средой, а также тех функциональных процессах, которые делают этот дом пригодным для жизни.
Краткая история и предмет экологии.
Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой, о связях в над организменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
Термин "экология" был впервые введен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г.; он образован из двух греческих слов: oikos, что значит дом или жилище, и logos - изучение или наука. Таким образом, буквально "экология" означает не-что вроде науки о "природном доме", о всех его обитателях, о совокупности и характере связей между организмами и окружающей их физической средой, а также тех функциональных процессах, которые делают этот дом пригодным для жизни.
Своими корнями
экология уходит в биологические
науки; как самостоятельная
Как и большинство наук, экология имеет длительную предысторию. Ее обособление представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе. Выделившись в системе других естественных наук, экология и сейчас продолжает развиваться, обогащая свое содержание и расширяя задачи. Современная экология является теоретической основой рационального природопользования, ей принадлежит ведущая роль в разработке стратегии взаимоотношений природы и человеческого общества.
Накопление сведений об образе жизни, зависимости от внешних условий, характере распределения животных и растений началось очень давно. Первые попытки обобщения этих сведений мы встречаем в трудах античных философов. Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении, например о миграциях и зимней спячке рыб, перелетах птиц, строительной деятельности животных, паразитизме кукушки, способе самозащиты у каракатицы и т. д. Ученик Аристотеля, "отец ботаники" Теофраст Эрезийский (371-280 до н. э.) привел сведения о своеобразии растений в разных условиях, зависимости их формы и особенностей роста от почвы и климата.
В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством богословия и схоластики.
Великие географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран послужили толчком к развитию систематики. Описание растений и животных, их внешнего и внутреннего строения, разнообразия форм - главное содержание биологической науки на ранних этапах ее развития. Первые систематики - А.Цезальпин (1519-1603), Д.Рей (1623-1705), Ж.Турнефор (1656-1708) и другие сообщали и о зависимости растений от условий произрастания или возделывания, о местах их обитания и т. п. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, которыми сопровождалось описание их строения, называли "историей" жизни животных.
В XVII-XVIII вв. экологические
сведения составляли нередко значительную
часть в работах, посвященных
отдельным группам живых
Много путешествий
по неизведанным краям России было
организовано в XVIII в. В трудах С.Л.Крашенинникова,
И.И.Лепехина, П.С.Палласа и других русских
географов, и натуралистов указывалось
на взаимосвязанные изменения климата,
растительности и животного мира в различных
частях нашей обширной страны. П.С.Паллас
в своем капитальном труде "Зоография"
подробно описал образ жизни 151 вида млекопитающих
и 425 видов птиц и такие биологические
явления, как миграции, спячка, взаимоотношения
родственных видов и т. п.
Проблема влияния внешних условий на строение животных была поставлена во вто-рой половине XVIII в. в трудах французского естествоиспытателя Ж.Бюффона (1707-1788). Считая возможным "перерождение" видов, Бюффон полагал основными причинами пре-вращения одного вида в другой влияние таких внешних факторов, как "температура климата, качество пищи и гнет одомашнивания".
Жан Батист Ламарк (1744-1829), автор первого эволюционного учения, считал, что влияние "внешних обстоятельств" - одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений. Дальнейшему развитию экологического мышления способствовало появление в начале XIX столетия биогеографии. Труды А.Гумбольдта (1807) определили новое экологическое направление в географии растений. А. Гумбольдт ввел в науку представление о том, что "физиономия" ландшафта определяется внешним обликом растительности. В сходных зональных и вертикально-поясных географических условиях у растений разных таксономических групп вырабатываются сходные "физиономические" формы, т. е. одинаковый внешний облик; по распределению и соотношению этих форм можно судить о специфике физико-географической среды. Появились первые специальные работы, посвященные влиянию климатических факторов на распространение и биологию животных, например книга немецкого зоолога К.Глогера об измене-ниях птиц под влиянием климата (1833) и датчанина Т.Фабера об особенностях биологии северных птиц (1826), К.Бергмана о географических закономерностях в изменении размеров теплокровных животных (1848). А.Декандоль в "Географии растений" (1855) подробно описан влияние отдельных факторов среды (температуры, влажности, света, типа почвы, экс-позиции склона) на растения и обратил внимание на повышенную экологическую пластичность растений но сравнению с животными.
Профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858) широко пропагандировал необходимость развития особого направления в зоологии, посвященного всестороннему изучению и объяснению жизни животных, их сложных взаимоотношений с окружающим миром. К.Ф.Рулье подчеркивал, что в зоологии наряду с классификацией отдельных органов нужно производить "разбор явлений образа жизни". При этом следует различать явления жизни особи (выбор и запасание пищи, выбор и постройка жилища и т. п.) и "явления жизни общей" (взаимоотношения родителей и потомства, законы количественного размножения животных, отношение к животным того же вида и других видов, "жизнь в одиночестве", "жизнь в товариществе", "жизнь в обществе", отношения животных к растениям, почве, к физическим условиям среды). Наряду с этим следует специально изучать периодические явления в жизни животных - линьку, спячку, сезонные перемещения и т. д.
Таким образом, К.Ф.Рулье разработал широкую систему экологического исследования животных, "зообиологии", в его понимании, и оставил ряд трудов типично экологического содержания, например типизацию общих особенностей водных, наземных и роющих позвоночных и т. д.
Взгляды К.Ф.Рулье глубоко повлияли на направление и характер работ его учеников, одним из которых был Н.А.Северцов (1827-1885). .........