Лесозаготовительная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:34, реферат

Описание

В дореволюционный период лес наравне с зерновыми продуктами являлся одной из основных статей экспорта и составлял до 30% от всего мирового экспорта. В погоне за прибылями безжалостно истреблялись огромные лесные массивы, особенно в наиболее доступных местах, тяготеющих к рекам и железным дорогам. Хищническое истребление лесов в царской России приняло к концу прошлого столетия такие размеры, что это начало сказываться на обмелении рек, изменении климата и культуре полевых растений. Наибольший вред был нанесен истреблением почвозащитных и водоохранных лесов. Этому способствовала частновладельческая система помещичьих, церковных и крестьянских лесов.

Работа состоит из  1 файл

Лесозаготовительная промышленность.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Лесозаготовительная промышленность

В дореволюционный  период лес наравне с зерновыми  продуктами являлся одной из основных статей экспорта и составлял до 30% от всего мирового экспорта. В погоне за прибылями безжалостно истреблялись огромные лесные массивы, особенно в наиболее доступных местах, тяготеющих к рекам и железным дорогам. Хищническое истребление лесов в царской России приняло к концу прошлого столетия такие размеры, что это начало сказываться на обмелении рек, изменении климата и культуре полевых растений. Наибольший вред был нанесен истреблением почвозащитных и водоохранных лесов. Этому способствовала частновладельческая система помещичьих, церковных и крестьянских лесов.  

С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции лесное хозяйство и лесная промышленность стали на новые пути.  

«Декрет о земле», принятый на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, подписанный В. И. Лениным  и Я.М. Свердловым в 1917 г., установил, что леса, имеющие общегосударственное значение, объявляются общенародным достоянием РСФСР и переходят в исключительное пользование государства.  

В первые годы Советской  власти лес являлся почти единственным источником обеспечения народного хозяйства топливом, основным потребителем которого был железнодорожный транспорт.   

В условиях разрухи  и невероятных трудностей молодое  Советское государство заготовило в 1919—1921 гг. около 140 млн. мг дров, причем лесозаготовки осуществлялись преимущественно в малолесных районах вблизи железных дорог и больших городов (Москва, Ленинград, Свердловск и др.).  

С 1925—1926 по 1928—1929 гг. объем государственных лесозаготовок  почти утроился и достиг 97 млн. куб. м. Одновременно происходило постепенное - перемещение лесозаготовок из центральных областей в многолесные районы страны: на север, северо-запад, Урал, Сибирь и Дальний Восток.  

В 1940 г. государством было заготовлено 246 млн. куб. м древесины  против 173 млн. куб. м, заготовленных  в 1933 г., при этом большая половина этого объема заготовок была произведена в многолесных районах страны.  

К 1941 г. предприятия  бывш. Наркомата лесной промышленности имели в своем распоряжении свыше 6 тыс. км автомобильных, 5,3 тыс. км тракторных и 2,8 тыс. км узкоколейных лесовозных дорог, специальные лесовозные автомашины, трелевочные тракторы, электропилы, лебедки, передвижные электростанции и другое оборудование. На механизацию и организацию лесозаготовительных работ государство отпускало огромные средства.  

Вероломное нападение фашистских полчищ на нашу страну, захват и разрушение основных угольных бассейнов и нефтяных промыслов выдвинули, как и в первые годы революции, на первый план проблему лесозаготовок главным образом в истощенных малолесных районах центра и прифронтовых зонах. Объемы механизированных лесозаготовок резко сократились, планомерное перебазирование их в многолесные районы Севера и Сибири временно было нарушено.   

Послевоенный период лесозаготовительной промышленности характеризуется массовым переходом от ручного труда к механизации всех процессов, начиная от валки и кончая разделкой заготовляемой древесины. Началось широкое применение электропил для валки и раскряжевки деревьев, тракторов и лебедок для трелевки хлыстов, автомобилей, тракторов, паровозов и мотовозов для вывозки древесины на нижние склады к местам примыкания лесозаготовительных предприятий к ширококолейным железным дорогам или водным путям.  

Результаты этих усилий сказались на увеличении объемов  заготовляемой древесины, уровне механизации, повышении производительности труда и т. д. (табл. 1).  

Развитие комплексной  механизации и освоение новой  техники дали возможность увеличить  объем лесозаготовок, повысить производительность труда и заработки рабочих. Так, только по предприятиям бывш. Министерства лесной промышленности объем всей заготовленной и вывезенной древесины с 151,7 млн. куб. м в 1951 г. увеличился до 173,3 куб. м в 1955 г.; средняя комплексная выработка соответственно с 220 до 254 куб. м на одного списочного рабочего в год и средняя заработная плата с 8443' до 9943 руб. на одного рабочего в год.  

В целом по СССР в 1955 г. было заготовлено и вывезено 334 против 278 млн. куб. м, заготовленных  в США.  

Дальнейшее развитие лесной промышленности предусматривается  за счет перебазирования лесозаготовок в многолесные районы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, вовлечения в эксплуатацию новых лесных территорий и широкого развития углубленной переработки древесины.  

В качестве генерального направления по комплексному использованию древесины намечены строительство новых мощных лесопромышленных комплексов и реконструкция часта действующих лесоперерабатывающих предприятий с целью увеличения их мощности и расширения номенклатуры выпускаемой продукции.  

Новые промышленные комплексы должны быть построены с расчетом использования всей древесины, которая будет заготовлена лесозаготовительными предприятиями в данном районе. Наряду с леспромхозами промышленного значения на значительных лесных территориях, преимущественно в лесах I и II групп, должны быть организованы лесные предприятия — лесхозы — с целевым назначением: производства лесовосстановительных работ, а также ведения лесозаготовок преимущественно как мероприятия по уходу за лесом.  

В результате применения более мощной техники и концентрации производства на лесозаготовках достигаются значительный экономический эффект, рост производительности труда, снижение себестоимости и удельных капиталовложений на строительство лесозаготовительных предприятий. Так как концентрация лесозаготовок приводит к сокращению сроков действия предприятий, что оказывает неблагоприятное влияние на экономические показатели производства, то оптимальной мощностью проектируемых предприятий следует считать такую, при которой лесосырьевая база обеспечивает эксплуатацию предприятия не менее чем в течение 20—25 лет.  

Поэтому объем производства для новых леспромхозов должен быть установлен в пределах 250—400 тыс. куб. м. Более мелкие леспромхозы можно  создавать преимущественно при  организации постоянно действующих предприятий или в случае комбинирования лесозаготовок со сплавом, подсочкой и переработкой древесины.  

Основным направлением при проектировании и организации  лесозаготовительных предприятий  в перспективе является: комбинирование лесозаготовок с переработкой древесины на нижних складах лесовозных дорог; объединение лесозаготовок с первичным лесосплавом, сочетание лесозаготовок с подсочкой сосновых древостоев и добычей пневого осмола, объединение лесозаготовок с лесным хозяйством.  

Комбинирование лесозаготовок с переработкой древесины обеспечивает полное использование древесины, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и удельных капиталовложений. В комбинированных леспромхозах должна быть организована в той или иной комбинации переработка древесины на пиломатериалы, технологическую щепу, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, тарный картон и другие изделия.  

Организация комбинированных  предприятий с полной переработкой заготовляемой древесины требует  относительно меньше капиталовложений, чем раздельная организация лесозаготовок и предприятий лесопильно-деревообрабатывающей промышленности. Так как специализированные сплавные конторы и химлесхозы, испытывая крайние затруднения с кадрами весной и летом, не могут рационально использовать их зимой, что отрицательно сказывается на экономических показателях деятельности предприятий, то проектируется объединение лесозаготовок со сплавом или с подсочкой леса. Такое объединение дает возможность экономить капиталовложения на строительство поселков, ремонтного и энергетического хозяйства.  

В проектах новых лесозаготовительных  предприятий будут заложены комплексная  механизация производственных процессов  и автоматизация отдельных операций на основе применения высокоэффективной техники.  

В основу проектирования леспромхозов должны быть положены передовые  методы организации лесозаготовок, основанные на трелевке и вывозке  деревьев в хлыстах и с кронами, прямой бестрелевочной вывозке древесины на короткие расстояния, упрощении технологического процесса приречных складов с молевым сплавом, пакетной погрузке леса трелевочными тракторами и т. д.  

Основным техническим  направлением в проектах лесозаготовительных  предприятий являются комплексная механизация всего производственного процесса, автоматизация работ на при-железнодорожных нижних складах по обрубке, окорке, разделке и сортировке древесины и создание агрегатных машин, выполняющих комплекс работ в лесу и на нижних складах. Необходимо также предусмотреть применение агрегатных валочно-погрузочных машин, призванных обеспечить весь цикл основных лесосечных работ (заготовку, трелевку и погрузку).   

Техника и технология работ на нижних складах будут  устанавливаться в проектах в  зависимости от условий отправки древесины в транзит и предусматривать применение: - для разгрузки леса (взамен устаревших бревносвалов)— специальных лебедок с дистанционным управлением, вагоноопрокидывателей и оборудования для саморазгрузки автомашин; - для обрубки, окорки, разделки, учета и сортировки сортиментов— комплексной механизации и автоматических линий; - для штабелевочных и погрузочных работ — консольно-козловых кранов с автоматическим захватом бревен; - для внутрискладского транспортирования, штабелевки и погрузки коротья — модернизированных автопогрузчиков грузоподъемностью до 5 т.  

Основными типами лесовозных транспортных линий в настоящее время являются автомобильные и железные дороги колеи 750 мм. Удельный вес автомобильных дорог составляет 60%, железных—38%, тракторно-ледяных — 2%.  

Автомобильные дороги будут и впредь преимущественным видом транспортных линий для  вновь проектируемых лесопромышленных предприятий.

Железные дороги колеи 750 мм при строительстве новых лесозаготовительных предприятий должны быть проложены для предприятий с годовым объемом лесозаготовок 250— 300 тыс. мг и более, предназначенных для освоения крупных лесных массивов со значительной дальностью вывозки, преимущественно в районах с равнинным и слабохолмистым рельефом, неустойчивыми грунтами и при отсутствии местных гравийных и каменных материалов.  

Планировочные решения  генеральных планов промышленных площадок леспромхозов должны обеспечивать: - поточность технологических процессов и наилучшие условия производства с кратчайшими технологическими связями, минимальной протяженностью транспортных линий и минимальным числом перегрузок лесопродукции; - экономичное использование территории и отсутствие необоснованных резервов; - наименьшую протяженность наружных инженерных сетей и коммуникаций (и размеров занимаемых ими территорий); - возможное сокращение объема работ по вертикальной планировке территории площадок.  

Для нижних складов  с цехами по разделке и переработке древесины наиболее целесообразные планировочные решения будут достигаться за счет: - сокращения запасов хранения круглого леса у разделочных и лесопильных цехов за счет внедрения в ближайшие годы безрамной распиловки, не требующей сортировки древесины; - сокращения в ближайшие годы нормативных запасов хранения круглого леса и готовой продукции; - перехода на поставку балансовой и рудстоечной древесины в долготье; - широкого перехода на электроснабжение леспромхозов от государственных энергосетей; - блокирования зданий цехов, однородных по технологическому процессу: лесопильных, раскроечных и шпалорезных; цехов по переработке лесосечных отходов, складов сырья и готовой продукции; ремонтно-механических мастерских с гаражами или паровозными депо и мелких вспомогательных объектов.  

Главнейшим направлением в области развития техники строительства  зданий и сооружений лесозаготовительных  и сплавных предприятий являются внедрение широкой индустриализации строительства, превращение строительного производства в механизированный процесс сборки и монтажа зданий и сооружений из элементов и деталей заводского изготовления, унификация объемно-планировочных и конструктивных параметров зданий, экономичные решения объемов зданий и максимальное сокращение числа типоразмеров сборных несущих и ограждающих конструкций зданий.  

Большое внимание должно быть уделено блокированию зданий, а также применению открытого  и полуоткрытого размещения оборудования и отдельных технологических установок.   

В целях упрощения  объемно-планировочных и конструктивных решений в качестве основного  типа подъемно-транспортного оборудования будут приниматься подвесные  кран-балки и напольный транспорт, так, как грузоподъемность внутрицехового подъемно-транспортного оборудования в лесозаготовительной отрасли (ремонтные мастерские, депо, такелажные склады), как правило, не превышает 3 т.  

Информация о работе Лесозаготовительная промышленность