Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:34, реферат
В дореволюционный период лес наравне с зерновыми продуктами являлся одной из основных статей экспорта и составлял до 30% от всего мирового экспорта. В погоне за прибылями безжалостно истреблялись огромные лесные массивы, особенно в наиболее доступных местах, тяготеющих к рекам и железным дорогам. Хищническое истребление лесов в царской России приняло к концу прошлого столетия такие размеры, что это начало сказываться на обмелении рек, изменении климата и культуре полевых растений. Наибольший вред был нанесен истреблением почвозащитных и водоохранных лесов. Этому способствовала частновладельческая система помещичьих, церковных и крестьянских лесов.
В дореволюционный
период лес наравне с зерновыми
продуктами являлся одной из основных
статей экспорта и составлял до 30%
от всего мирового экспорта. В погоне за прибылями безжалостно
истреблялись огромные лесные массивы,
особенно в наиболее доступных местах,
тяготеющих к рекам и железным дорогам.
Хищническое истребление лесов в царской
России приняло к концу прошлого столетия
такие размеры, что это начало сказываться
на обмелении рек, изменении климата и
культуре полевых растений. Наибольший
вред был нанесен истреблением почвозащитных
и водоохранных лесов. Этому способствовала
частновладельческая система помещичьих,
церковных и крестьянских лесов.
С первых дней Великой
Октябрьской социалистической революции
лесное хозяйство и лесная промышленность
стали на новые пути.
«Декрет о земле»,
принятый на II Всероссийском съезде
Советов рабочих и солдатских
депутатов, подписанный В. И. Лениным
и Я.М. Свердловым в 1917 г., установил,
что леса, имеющие общегосударственное
значение, объявляются общенародным достоянием
РСФСР и переходят в исключительное пользование
государства.
В первые годы Советской
власти лес являлся почти единственным
источником обеспечения народного
хозяйства топливом, основным потребителем
которого был железнодорожный транспорт.
В условиях разрухи
и невероятных трудностей молодое
Советское государство
С 1925—1926 по 1928—1929 гг.
объем государственных
В 1940 г. государством
было заготовлено 246 млн. куб. м древесины
против 173 млн. куб. м, заготовленных
в 1933 г., при этом большая половина этого
объема заготовок была произведена в многолесных
районах страны.
К 1941 г. предприятия
бывш. Наркомата лесной промышленности
имели в своем распоряжении свыше
6 тыс. км автомобильных, 5,3 тыс. км тракторных
и 2,8 тыс. км узкоколейных лесовозных дорог,
специальные лесовозные автомашины, трелевочные
тракторы, электропилы, лебедки, передвижные
электростанции и другое оборудование.
На механизацию и организацию лесозаготовительных
работ государство отпускало огромные
средства.
Вероломное нападение
фашистских полчищ на нашу страну, захват
и разрушение основных угольных бассейнов
и нефтяных промыслов выдвинули, как и
в первые годы революции, на первый план
проблему лесозаготовок главным образом
в истощенных малолесных районах центра
и прифронтовых зонах. Объемы механизированных
лесозаготовок резко сократились, планомерное
перебазирование их в многолесные районы
Севера и Сибири временно было нарушено.
Послевоенный период
лесозаготовительной
Результаты этих усилий
сказались на увеличении объемов
заготовляемой древесины, уровне механизации,
повышении производительности труда и
т. д. (табл. 1).
Развитие комплексной
механизации и освоение новой
техники дали возможность увеличить
объем лесозаготовок, повысить производительность
труда и заработки рабочих. Так,
только по предприятиям бывш. Министерства
лесной промышленности объем всей заготовленной
и вывезенной древесины с 151,7 млн. куб.
м в 1951 г. увеличился до 173,3 куб. м в 1955 г.;
средняя комплексная выработка соответственно
с 220 до 254 куб. м на одного списочного рабочего
в год и средняя заработная плата с 8443'
до 9943 руб. на одного рабочего в год.
В целом по СССР в 1955
г. было заготовлено и вывезено 334
против 278 млн. куб. м, заготовленных
в США.
Дальнейшее развитие
лесной промышленности предусматривается
за счет перебазирования лесозаготовок
в многолесные районы Европейского Севера,
Сибири и Дальнего Востока, вовлечения
в эксплуатацию новых лесных территорий
и широкого развития углубленной переработки
древесины.
В качестве генерального
направления по комплексному использованию
древесины намечены строительство новых
мощных лесопромышленных комплексов и
реконструкция часта действующих лесоперерабатывающих
предприятий с целью увеличения их мощности
и расширения номенклатуры выпускаемой
продукции.
Новые промышленные комплексы
должны быть построены с расчетом использования
всей древесины, которая будет заготовлена
лесозаготовительными предприятиями
в данном районе. Наряду с леспромхозами
промышленного значения на значительных
лесных территориях, преимущественно
в лесах I и II групп, должны быть организованы
лесные предприятия — лесхозы — с целевым
назначением: производства лесовосстановительных
работ, а также ведения лесозаготовок
преимущественно как мероприятия по уходу
за лесом.
В результате применения
более мощной техники и концентрации
производства на лесозаготовках достигаются
значительный экономический эффект, рост
производительности труда, снижение себестоимости
и удельных капиталовложений на строительство
лесозаготовительных предприятий. Так
как концентрация лесозаготовок приводит
к сокращению сроков действия предприятий,
что оказывает неблагоприятное влияние
на экономические показатели производства,
то оптимальной мощностью проектируемых
предприятий следует считать такую, при
которой лесосырьевая база обеспечивает
эксплуатацию предприятия не менее чем
в течение 20—25 лет.
Поэтому объем производства
для новых леспромхозов должен быть
установлен в пределах 250—400 тыс. куб.
м. Более мелкие леспромхозы можно
создавать преимущественно при
организации постоянно
Основным направлением
при проектировании и организации
лесозаготовительных
Комбинирование лесозаготовок
с переработкой древесины обеспечивает
полное использование древесины, повышение
производительности труда, снижение себестоимости
продукции и удельных капиталовложений.
В комбинированных леспромхозах должна
быть организована в той или иной комбинации
переработка древесины на пиломатериалы,
технологическую щепу, древесно-стружечные
и древесно-волокнистые плиты, тарный
картон и другие изделия.
Организация комбинированных
предприятий с полной переработкой
заготовляемой древесины
В проектах новых лесозаготовительных
предприятий будут заложены комплексная
механизация производственных процессов
и автоматизация отдельных операций
на основе применения высокоэффективной
техники.
В основу проектирования
леспромхозов должны быть положены передовые
методы организации лесозаготовок,
основанные на трелевке и вывозке
деревьев в хлыстах и с кронами,
прямой бестрелевочной вывозке древесины
на короткие расстояния, упрощении технологического
процесса приречных складов с молевым
сплавом, пакетной погрузке леса трелевочными
тракторами и т. д.
Основным техническим
направлением в проектах лесозаготовительных
предприятий являются комплексная
механизация всего производственного
процесса, автоматизация работ на при-железнодорожных
нижних складах по обрубке, окорке, разделке
и сортировке древесины и создание агрегатных
машин, выполняющих комплекс работ в лесу
и на нижних складах. Необходимо также
предусмотреть применение агрегатных
валочно-погрузочных машин, призванных
обеспечить весь цикл основных лесосечных
работ (заготовку, трелевку и погрузку).
Техника и технология
работ на нижних складах будут
устанавливаться в проектах в
зависимости от условий отправки древесины
в транзит и предусматривать применение:
- для разгрузки леса (взамен устаревших
бревносвалов)— специальных лебедок с
дистанционным управлением, вагоноопрокидывателей
и оборудования для саморазгрузки автомашин;
- для обрубки, окорки, разделки, учета
и сортировки сортиментов— комплексной
механизации и автоматических линий; -
для штабелевочных и погрузочных работ
— консольно-козловых кранов с автоматическим
захватом бревен; - для внутрискладского
транспортирования, штабелевки и погрузки
коротья — модернизированных автопогрузчиков
грузоподъемностью до 5 т.
Основными типами лесовозных транспортных линий в настоящее время являются
автомобильные и железные дороги колеи
750 мм. Удельный вес автомобильных дорог
составляет 60%, железных—38%, тракторно-ледяных
— 2%.
Автомобильные дороги
будут и впредь преимущественным
видом транспортных линий для
вновь проектируемых
Железные дороги колеи
750 мм при строительстве новых лесозаготовительных
предприятий должны быть проложены для
предприятий с годовым объемом лесозаготовок
250— 300 тыс. мг и более, предназначенных
для освоения крупных лесных массивов
со значительной дальностью вывозки, преимущественно
в районах с равнинным и слабохолмистым
рельефом, неустойчивыми грунтами и при
отсутствии местных гравийных и каменных
материалов.
Планировочные решения
генеральных планов промышленных площадок
леспромхозов должны обеспечивать: - поточность
технологических процессов и наилучшие
условия производства с кратчайшими технологическими
связями, минимальной протяженностью
транспортных линий и минимальным числом
перегрузок лесопродукции; - экономичное
использование территории и отсутствие
необоснованных резервов; - наименьшую
протяженность наружных инженерных сетей
и коммуникаций (и размеров занимаемых
ими территорий); - возможное сокращение
объема работ по вертикальной планировке
территории площадок.
Для нижних складов
с цехами по разделке и переработке
древесины наиболее целесообразные планировочные
решения будут достигаться за счет: - сокращения
запасов хранения круглого леса у разделочных
и лесопильных цехов за счет внедрения
в ближайшие годы безрамной
распиловки,
не требующей сортировки древесины; - сокращения
в ближайшие годы нормативных запасов
хранения круглого леса и готовой продукции;
- перехода на поставку балансовой и рудстоечной
древесины в долготье; - широкого перехода
на электроснабжение леспромхозов от
государственных энергосетей; - блокирования
зданий цехов, однородных по технологическому
процессу: лесопильных, раскроечных и
шпалорезных; цехов по переработке лесосечных
отходов, складов сырья и готовой продукции;
ремонтно-механических мастерских с гаражами
или паровозными депо и мелких вспомогательных
объектов.
Главнейшим направлением
в области развития техники строительства
зданий и сооружений лесозаготовительных
и сплавных предприятий являются
внедрение широкой
Большое внимание должно
быть уделено блокированию зданий,
а также применению открытого
и полуоткрытого размещения оборудования
и отдельных технологических установок.
В целях упрощения
объемно-планировочных и