Международное экологическое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:47, контрольная работа

Описание

- источники права, регулирующие соответствующий вид отношений,
- основные субъекты правоотношений,
- основные понятия, используемые в данной отрасли права,
- проблемы регулирования

Работа состоит из  1 файл

экологич право.docx

— 23.86 Кб (Скачать документ)

предмет отрасли,

- источники права, регулирующие  соответствующий вид отношений,

- основные субъекты правоотношений,

- основные понятия, используемые  в данной отрасли права,

- проблемы регулирования

 

Международное экологическое  право

 

         Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

 

  1. Предмет отрасли

Предметом экологического права являются те общественные отношения, которые  имеют своим объектом охрану и  использование окружающей природной  среды (ОПС) и ее отдельных объектов в процессе взаимодействия общества и природы и урегулированы  нормами экологического законодательства.

               Основные направления международного сотрудничества:

– сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью  и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;

 – оздоровление окружающей  природной среды, неблагоприятные  изменения которой обусловлены  антропогенными причинами;

 – сохранение важнейших природных  объектов, обеспечение сохранения  биологического разнообразия как  важнейшего условия стабильного  функционирования биосферы;

 – создание эффективной системы  международной экологической ответственности  за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей  природной среды, в том числе  за разрушение окружающей среды  в результате военных действий.

        Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:

- Право на благоприятную окружающую среду (в России - одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)

- Предотвращение вреда окружающей среде

- Охрана жизни и здоровья человека

- Демократизация экологического права

- Гуманность

- Обеспечение рационального использования природных ресурсов

- Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие

- Сохранение и защита экологического равновесия

- Свободный доступ к экологической информации (в России - одно из конституционных -экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)

- Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как "Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде")

- Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду

- Плата за негативное воздействие на окружающую среду

- Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию

- Ответственность за нарушение требований экологического законодательства и др.

 

  1. Источники права, регулирующие соответствующий вид отношений.

Отрасль МЭП не кодифицирована.

    На современном этапе источники международного права окружающей среды подразделяются на два вида:

 • закрепляющие действующие  правовые принципы и нормы  и образующие право в подлинном  смысле этого слова («твердое», т.е. обязательное право);

• содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).

         В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); Договор о запрещении размещения на  дне  морей  и  океанов оружия массового уничтожения (1971 г.); Конвенция о  запрещении  разработки,

производства  и  накопления  запасов  бактериологического   (биологического) оружия и токсинов и их уничтожения (1972 г), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися по угрозой исчезновения (1973г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Средиземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Венская конвенция по охране озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций – Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарестская конвенция, 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

           Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглашениях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими государствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международных договоров и принципов в системе российского права свидетельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

        Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения некоторых международных организаций – Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

 В  числе  резолюций  Генеральной  Ассамблеи  ООН,  посвященных   охране окружающей среды и рациональному использованию мировых  природных  ресурсов, следует обратить внимание на четыре.

    18 декабря 1962  г.  Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются  инициатива и рекомендации,  предложенные  ЮНЕСКО. 

    3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию,  в которой  отмечается  важнейшая  роль  благоприятной  окружающей  среды   для соблюдения  основных  прав   человека   и   надлежащего   экономического   и социального развития. С  этой  целью  Генеральная  Ассамблея  ООН  принимает решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 г.

    В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об исторической ответственности государств  за  сохранение  природы  Земли  для нынешнего и  будущих  поколений».  Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по  сокращению  вооружений  и  разработке мероприятий по охране окружающей среды.

    В 1982 г. Генеральная  Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию  охраны природы.

    Хартия рассматривает   экологическое  образование  как  составную  часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания  о природе  путем  проведения  исследований  и  распространения   этих   знаний информационными системами любого  типа. 

            Примерами другого вида источников международного экологического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут служить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.). Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным авторитетом и этим побуждают государства и международные организации к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

 

  1. Основные субъекты правоотношений

       Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных пространствах.

 

      4 . Основные объекты правоотношений

        Объектом международно-правовой  охраны  является  вся  природа  планеты Земля и  околоземного  космического  пространства  в  пределах,  в  которых человек реально воздействует на материальный мир.  Но  поскольку природная среда  имеет  ряд  внутренних  структурных  подразделений,  различаются  ее элементы и охраняемые объекты. В том числе:

- Мировой океан, который занимает 2/3 площади поверхности  земного  шара.

- Материки, которые  составляют  основное  и  непосредственное  жизненное пространство  для  развития   человечества.  

- Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара, лежащая  между поверхностью Земли и космическим пространством.

- Космос — все материальное пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы.

 

5.Основные понятия, используемые в данной отрасли права.

 Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ, 2002)и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы (Большеротов, 2010).

Экологические преступления — преступные посягательства на экологическую безопасность, то есть безопасность окружающей природной  среды как условия и средства обитания человека и живых организмов, а в принципе — и их выживания.

Экосистемный подход - при этом подходе в центре внимания эколога оказываются поток энергии и круговород веществ между биотическими и абиотическими компонентами экосферы.

 Ядерное топливо – это надежно изолированный радиоактивный материал, включенный в тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ).

Биологическое состояние (мониторинг) - наблюдение за состоянием объекта для определения и предсказания момента перехода в предельное состояние.

 

     6.Проблемы регулирования

            В наше время международная защита окружающей среды выдвигается на первый план. Последствия недостаточного внимания к проблеме могут быть катастрофическими. Речь идет не только о благополучии человечества, но и о его выживании. Особенно тревожно то, что деградация природной среды может оказаться необратимой. Загрязнение вод Мирового океана наносит ущерб здоровью человека и рыбным запасам. Межрегиональные проекты по строительству дамб, плотин, каналов, осушение болот приводят к деградации мировых сельхозугодий, засухе и эрозии почв во многих странах мира. Отсюда недоедание, голод, болезни. Загрязнение воздуха наносит все более ощутимый ущерб здоровью людей на планете. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате планеты и сокращает биоразнообразие, генофонд. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет «парниковый эффект», то есть глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению, что опять-таки ставит проблему выживания человечества. Наконец, аварии на предприятиях, связанные с выбросами радиоактивных и ядовитых веществ в атмосферу, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе. Достаточно вспомнить об аварии на Чернобыльской АЭС. Большой ущерб окружающей среде приносят вооруженные конфликты, о чем свидетельствует опыт войн во Вьетнаме, в Кампучии, Югославии, Персидском заливе, в частности война в Ираке.

      Положение государств в отношении международной защиты окружающей среды различно. В развивающихся странах проблемы экологии могут поставить под вопрос успех процесса развития, а средства на изменение ситуации отсутствуют. В наиболее развитых странах существующая система потребления ведет к такому истощению ресурсов не только своих, но и других стран, которое создает угрозу будущему развитию во всем мире. Это свидетельствует о том, что международная защита окружающей среды касается всех аспектов развития общества и является жизненно важной для всех стран независимо от уровня их развития. Поэтому такая защита должна стать элементом международной политики любого государства. Поскольку национальные части окружающей среды образуют единую глобальную систему, постольку защита ее должна стать одной из главных целей международного сотрудничества и составным элементом концепции международной безопасности. В резолюции 1991 г. Генеральная Ассамблея ООН указала значение мира для охраны природы и отметила обратную зависимость: сохранение природы вносит вклад в упрочение мира, обеспечивая правильное использование природных ресурсов.

        Все вышесказанное стимулирует динамичное развитие международного экологического права.

 

 

 

Источники:

  1. Википедия. Электронный ресурс ( http://ru.wikipedia.org/wiki )
  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). //Учебное пособие. М. Юристъ. 2009
  3. Усманов Э. М. Роль международного экологического права в регулировании международной экологической политики.// Век глобализации. Выпуск №2(4)/2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Международное экологическое право