Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:36, реферат
Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях.
Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.
Международное
сотрудничествов
охране окружающей среды
ВВЕДЕНИЕ
Международное
сотрудничество - все направления
и формы межгосударственных и
межучрежденческих контактов - в
области охраны окружающей природной
среды с 70-х гг. развивалось весьма
активно. Оно стало более интенсивным
как по линии прямого политического сотрудничества
государств, так и по линии экономического,
культурного и научно-технического сотрудничества
в рамках правительственных и неправительственных
организаций на всех уровнях.
Отношение государств, организаций, политических
деятелей, ученых, представителей всех
профессий и слоев населения к охране
окружающей среды стало более квалифицированным,
научно обоснованным, сбалансированным.
Это проявилось в том, что в многочисленных
международно-правовых актах, принятых
за последние десятилетия, в решениях
и резолюциях международных организаций,
конференций, совещаний, в планах, проектах
и программах совместной деятельности,
а также в конкретной практической природоохранительной
работе регулярно уделяется должное внимание
как защите отдельных природных объектов
и экологических систем, так и разработке
и осуществлению мер всесторонней охраны
природной среды в целом.
1.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ
1.1.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Необходимость
международного сотрудничества в области
ООС диктуется все большей
и большей экологической
Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены и объединены в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., но наиболее полно они были изложены в декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).
В
настоящее время международно-
· принцип защиты ОС на благо нынешних и будущих поколений, суть которого сводится к обязанности государств сотрудничать на благо настоящего и будущего поколений, принимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рационально и научно обоснованному управлению природными ресурсами;
· принцип недопустимости трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным системам окружающей среды и районов общего пользования, и подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам ОС других государств и районов общего пользования;
· принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов связан с тем, что исчерпание таких невозобновляемых природных ресурсов, как нефть, газ, уголь, в современных условиях неразработанности проектов альтернативных источников энергии может привести к краху техногенной цивилизации; истощение же запасов воздуха и питьевой воды поставит под вопрос само существование человечества. Но, несмотря на очевидную важность этого принципа, его реализация затруднена, прежде всего чрезмерно общим определением его содержания. Суть реализации принципа состоит в поддержании природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, а также в научно обоснованном управлении живыми ресурсами;
· принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования атомной энергии. Формирование и утверждение этого принципа идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики;
· принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: предпринимать все действия по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить прямо или косвенно ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права;
·
принцип запрета военного или
любого иного враждебного
·
принцип обеспечения
·
принцип контроля за соблюдением
международных до говоров по ООС
предусматривает создание, кроме
национальной, также и системы
международного контроля и мониторинга
качества окружающей среды, которые
должны осуществляться на глобальном,
региональном и национальном уровнях
на основе международно признанных критериев
и пара метров;
· принцип международно-правовой ответственности
государств за ущерб ОС предполагает ответственность
за существенный ущерб экологическим
системам за пределами национальной юрисдикции
или контроля. Пока этот принцип окончательно
не сложился, но его признание постепенно
расширяется.
1.2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Возрастающий интерес международного
сообщества к проблемам ОС после Второй
мировой войны нашел свое выражение не
только в усилении прямого международного
сотрудничества, проведении большого
числа политических, социально-экономических
и научно-технических форумов, по священных
отдельным аспектам взаимодействия общества
и природы, но и в росте числа, повышении
активности и расширении компетенции
международных организаций. Такие организации
позволяют объединить природоохранительную
деятельность всех заинтересованных государств
независимо от их политических позиций,
определенным образом вычленяя и подчеркивая
экологические проблемы из всей совокупности
политических, экономических и других
международных проблем. По признаку пространственной
сферы полномочий или субъектно-территориальному
признаку различаются организации глобальные
и региональные (субрегиональные).
Важную роль в области ООС играют и активно
занимаются организацией исследований
окружающей среды и ее ресурсов специализированные
учреждения ООН.
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций
по вопросам образования, науки и культуры),
образованная в 1945 г., уже в первые годы
своей деятельности поддержала научные
инициативы и общественные природоохранительные
движения. Наиболее известным природоохранительным
направлением в деятельности ЮНЕСКО является
научная программа "Человек и биосфера"
(МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной
конференции этой организации. К выполнению
программы МАБ уже приступили около 100
стран.
ФАО (Организация Объединенных Наций по
вопросам продовольствия и сельского
хозяйства), образованная в октябре 1945
г., является специализированным учреждением
ООН и занимается вопросами продовольственных
ресурсов и раз вития сельского хозяйства
в целях улучшения условий жизни народов
мира. В соответствии с своей компетенцией
она обращает внимание на охрану и рациональное
использование земель, водных ресурсов,
лесов и иной растительности, животного
мира суши, биологических ресурсов океанов
и морей. ФАО участвует в осуществлении
более 100 природоохранительных программ
на глобальном, региональном и национальном
уровнях.
Забота о здоровье людей - главная цель
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения),
что всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет
сбор и распространение экологической
информации, связанной с охраной здоровья
людей, участвует в исследовательской
работе, оказывает техническую помощь,
осуществляет международный контроль
за загрязнением ОС.
ВМО (Всемирная метеорологическая организация)
была учреждена в 1951 г., как специализированное
учреждение ООН. Природоохранительные
функции ВМО связаны прежде всего с глобальным
мониторингом ОС. Она проводит мероприятия
по оценке загрязнения атмосферы различными
веществами и из разных источников, оценку
трансграничного переноса загрязняющих
веществ, их глобального распространения
в низких слоях атмосферы, а также по изучению
воз действия на озоновый слой земли.
По договору с ООН осуществляет свою деятельность
МАГАТЭ, учрежденное в 1957 г. В соответствии
с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования
по использованию атом ной энергии, разрабатывает
меры по технике безопасности при использовании
ядерного топлива и в связи с этим вплотную
занимается защитой ОС от опасности радиоактивного
заражения.
Проблемы ОС, обострившиеся в современном
мире, не могли остаться незамеченными
межправительственными организациями
регионального характера. Эти организации,
включившиеся в международное природоохранительное
сотрудничество, внесли определенный
вклад в разработку мер сохранения благоприятных
природных условий и обеспечения рационального
использования природных ресурсов, включая
меры правового характера. В числе таких
организаций могут быть названы, в частности:
Европейский Союз, Совет Европы, Организация
экономического сотрудничества и развития,
Азиатско-Африканский юридический консультативный
комитет.
В ООС и регионального планирования Совет
Европы осуществляет:
· обеспечение охраны и бережного отношения
к окружающей среде в Европе;
· сохранение и улучшение среды обитания,
деятельности человека;
· планирование развития территорий;
· создание сети охраняемых заповедников.
Европейская конференция министров, отвечающая
за региональное планирование (СЕМАТ),
созывается регулярно, начиная с 1970 г.,
по мере возникновения проблем. В работе
Конференции участвуют представители
всех государств-членов Совета Европы.
Европейская хартия регионального планирования
выдвинула глобальную и долгосрочную
концепцию регионального планирования
с целью: улучшения условий повседневной
жизни; гармоничного социально-экономического
развития регионов; повышения ответственности
в вопросах управления при родными ресурсами;
ООС и рационального использования земли.
Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Создана сеть из 12 европейских специализированных центров для слежения за извержениями вулканов, землетрясениями и т. д.
Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф.
Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF).
МСОП создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г. в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира.
Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 г. был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой организации в конце ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах.
Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., в последние годы уделяет много внимания праву ОС, участвует в подготовке международно-правовых актов природоохранительного характера.
В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), поправки к приложениям которой были приняты на 11-й конференции сторон СИТЕС (Найроби, 10-20 апреля 2001 г.), вступили в силу с 19 июля 2000 г. (по приложениям 1 и 2), и 13 сентября 2000 г. (по приложению 3).
Государства,
подписавшие данную Конвенцию, признают,
что дикая фауна и флора
в их многочисленных, прекрасных и различных
формах, являются незаменимой частью природных
систем земли, которые должны охраняться
для настоящих и будущих, поколений; сознают
увеличивающуюся ценность дикой фауны
и флоры для всех народов Земли со всех
точек зрения - эстетики, науки, культуры,
отдыха и экономики; признают, что именно
народы и государства должны наилучшим
образом охранять собственную дикую флору
и фауну, а также признают важность международного
сотрудничества, необходимого для защиты
некоторых видов дикой фауны и флоры от
чрезмерной эксплуатации их в между народной
торговле, убеждены в необходимости объединения
усилий и принятия надлежащих мер в этих
целях. Для реализации этих целей разработаны
Приложения, содержащие списки видов дикой
фауны и флоры, находящиеся под угрозой
исчезновения. Так, в Приложение 1 включены
все виды, находящиеся под угрозой вымирания
и торговля которыми оказывает или может
оказать влияние на их существование.
Торговля образцами этих видов должна
находиться под особо строгим контролем
с тем чтобы не подвергать опасность их
выживание, и может быть разрешена только
в исключи тельных обстоятельствах. В
Приложение II включены: (а) все виды, которые
хотя в данное время не находятся обязательно
под непосредственной угрозой вымирания,
но могут стать таковыми, если торговля
образцами таких видов не будет строго
регулирована в целях предотвращения
их использования, несовместимого с их
выживанием; и (б) другие виды, которые
должны быть предметом контроля с тем,
чтобы торговли образцами тех видов, которые
указаны в п. (а), могла бы контролироваться.
В приложение III включены все виды, которые
по определению любого государства должны
подвергнуться регулированию в пределах
ее собственной юрисдикции в целях предотвращения
или ограничения эксплуатации и которые
нуждаются в сотрудничестве других сторон
в регулировании торговли. При этом торговля
образцами видов, содержащимися во всех
Приложениях, может осуществляться только
в соответствии с положениями данной Конвенции.
Всякая торговля образцами таких видов
должна осуществляться под неукоснительным
наблюдением научных компетентных и административных
органов государств-участников Конвенции
и каждого в отдельности.
Внутри России постоянно делаются какие-то
усилия по регулированию ООС и интегрированию
усилий России в международное сообщество.
Так, Постановление Правительства РФ от
25 октября 2001 г. № 745 утвердило федеральную
целевую программу "Создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного
кадастра и государственно го учета объектов
недвижимости (2002-2007 годы)", в рамках
которой большое место уделяется международному
сотрудничеству. В соответствие с программой
в 2002-2007 годах оно будет продолжено и направлено
на совершенствование нормативно-методической
и системно-технической базы ведения государственного
земельного кадастра как единой системы
государственного учета объектов недвижимости.
Программой планируется продолжение сотрудничества
с Европейским союзом, используя возможности
привлечения технической по мощи по проекту
ТАСИС. Получат дальнейшее развитие двусторонние
контакты по направлениям программных
мероприятий с агентствами по международному
развитию Германии, Швеции, Нидерландов
с целью изучения и адаптации к российским
условиям передового опыта и ноу-хау стран
с развитой рыночной экономикой. Будут
продолжены работы по инвестиционным
проектам финансируемым за счет средств
займа Международного банка реконструкции
и развития (проект ЛАРИС), российско-германского
проекта ГЕРМЕС, финансируемого в рамках
кредитной линии немецкого страхового
общества "ГЕРМЕС". Дальнейшее развитие
получат работы со Швейцарской Конфедерацией.
Консолидированные в рамках Программы
средства указанных займов, финансовая
по мощь в виде грантов, техническая помощь
будут направлены на приобретение новейшей
компьютерной и измеритель ной техники,
приборов, программного обеспечения, а
также на обучение и переподготовку кадров.
Информация о работе Международное сотрудничество в охране окружающей среды