Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание

В настоящее время понимание остроты и необходимости решения экологических проблем, всё в большей степени начинающих носить глобальный характер, осознаны практически во всех странах мира. Их универсальность и взаимообусловленность позволяют вырабатывать общие предложения и меры, независимо от географического расположения стран и уровня их экономического развития. Сбалансированное развитие человечества - путь к решению современных экологических проблем.

Содержание

Введение 1
1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ 2
1.1 Сущность глобальных экологических проблем 2
1.2 Основные экологические проблемы 3
1.2 Глобальные экологические проблемы: перспективы развития и решения. 10
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕШЕНИИ 12
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 12
2.1 Современные тенденции в защите окружающей среды 12
2.2 Деятельность России на природоохранном направлении 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

    Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока лишь 25-летнюю историю. До середины 60-х гг. XX в. вопрос защиты окружающей среды рассматривался лишь в локальных масштабах, на уровне отдельных источников загрязнения. Между тем, упускались глобальные причины и следствия пагубного воздействия на природу.

    К началу 70-х годов стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения человека стала носить, таким образом, интернациональный характер. Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было вложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП.

    Основные  направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7 направлений:

    1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

    2) охрана земель, вод, предотвращение  опустынивания;

    3) океаны;

    4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

    5) энергия;

    6) образование, профессиональная подготовка;

    7) торговля, экономика, технология.

    По  мере  развития   деятельности   организации   число   приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных  направлений уже  выдвигаются  проблемы  кодификации  и   унификации   международного   и внутреннего экологического законодательства.

    Если в 70-е гг. наиболее передовые страны лишь разворачивались в сторону охраны окружающей среды, то в 80-е гг. мир перешел к активному решению экологических проблем. Благодаря строительству очистных сооружений и введению жестких экологических стандартов страны стали меньше загрязнять воздух и воду. В частности, за минувшие двадцать лет в таких крупнейших реках Европы, как Дунай и Рейн, значительно уменьшилось содержание токсичных веществ.

    Раньше  бытовало мнение, будто экономика  и экология — антиподы, то есть бурное развитие экономики явно влечет за собой разрушение биосферы. С середины 80-х гг. пришло понимание, что законодательные ограничения способны примирить экологию с экономикой при условии, что они дают преимущество прогрессивным природосберегающим и энергоэффективным технологиям. В условиях такого регулирования экономика в целом и промышленность, строительство в частности начинают перестраиваться на новый, экологичный стиль развития12.

    Итогом  этого этапа стало проведение в 1992 г. конференции в Бразилии, в  Рио-де-Жанейро, на которой была принята программа под названием «Повестка дня на XXI-й век». Важность конференции заключалась в том, что на ней окончательно сформировалась концепция «устойчивого развития человечества», то есть прогресс не во вред будущим поколениям и природе. Ее девиз звучал очень красноречиво: «Наш последний шанс спасти планету».

    Но  скоро стало понятно: такие проблемы, как изменения климата, стоят  настолько остро, что требуют  принятия скорейших мер. И в декабре 1997 г. в Японии при участии более  чем 120 стран был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этот документ распределил обязательства развитых индустриальных стран по ограничению выбросов парниковых газов и стал первым глобальным шагом по противодействию изменению климата. Цель ставилась не очень амбициозная — в период с 2008 по 2012 гг. снизить совокупный уровень выбросов на 7%. Россия также присоединилась к данном протоколу. И хотя документ до сих пор не подписан США, но и в этой стране со сверхразвитой экономикой есть свои программы по снижению выбросов парниковых газов.

    Охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:

    ЮНЕСКО выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;

    ФАО имеет своей целью улучшения  производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;

    ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;

    ЮНИДО содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;

    МАГАТЕ  разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

    Всё более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) созданный в начале 90- х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международных структуры: Программа ООН по окружающей среде;

    Программа ООН по развитию и Всемирный Банк. В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре:   глобальное потепление климата, загрязнение международных вод,  уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

    Важным  аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде займов и кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и др.

    Международное сотрудничество в области природопользования за последние 20 лет претерпело существенные изменения. Прежде всего они касаются расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями.

    Развитие  международного сотрудничества в деле природоохраны облегчает универсальность многих аспектов природопользования и выработка общих принципов действия для достижения желаемых целей. Переход к устойчивому развитию – глобальный, мировой процесс и все государства должны двигаться к нему едиными усилиями и общим путем.

    2.2 Деятельность России  на природоохранном  направлении

 

    На  протяжении последних лет Россия стабильно демонстрирует позитивную социально-экономическую динамику. Особенно важно, что при этом внимание государства к вопросам охраны окружающей среды, в целом к экологическому компоненту развития не только не ослабевает, а наоборот с каждым годом оказывается все более существенным. Это свидетельствует о растущем понимании у нас в стране безальтернативности концепции устойчивого развития, базирующейся на триединстве экономического, социального и экологического факторов развития. Отрадно, что отмеченный сдвиг в государственной политике по отношению к экологическим вопросам совпадает с общемировыми тенденциями в этой области13.

    Россия  принимает активное участие в  развитии международного сотрудничества в этой области. Многие годы Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Cовет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Наше сотрудничество с этими организациями развивается динамично и плодотворно.

    Так, в России, ежегодный взнос которой  в бюджет ЮНЕП составляет 500 тыс. долл., по линии ЮНЕП и ЮНЕП/ГЭФ в 2006 г. осуществляется 6 проектов общей стоимостью свыше 35,5 млн. долл. Кроме того, в стадии согласования находится 4 проекта общей стоимостью свыше 2 млн. долл.

    В 2005 году началось осуществление беспрецедентного по масштабам проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация – поддержка национальной программы действий по защите морской среды Арктики» стоимостью 28,6 млн. долл., что позволит перевести в практическое русло взаимодействие нашей страны с этой организацией в зоне российской Арктики, привлечь дополнительное финансирование со стороны зарубежных доноров на реализацию проектов в этой области. Следует отметить, что значительную роль в этом процессе призван играть Арктический совет, председателем которого в настоящий момент является Россия.

    В ноябре 2005 года была подписана Программа сотрудничества между Правительством России и ЮНЕП на 2005-2007 гг., которая охватывает ряд приоритетных областей взаимодействия между нашей страной и Программой (водопользование, химические вещества, биоразнообразие, охраняемые территории и т.д.).

    Взнос России в бюджет Программы ООН  по населенным пунктам с 2006 г. возрос с 200 тыс. долл. до 400 тыс. долл. Большая часть выделяемых средств будет расходоваться на реализацию проектов, связанных с устойчивым развитием населенных пунктов в нашей стране. Вначале следующего года планируется подписание Соглашения о сотрудничестве с ООН-ХАБИТАТ.

    Россия  является одним из наиболее активных членов Комиссии ООН по устойчивому  развитию (КУР) – основного органа системы ООН по реализации решений Повестки дня XXI века и Плана осуществления, принятого на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) в 2002 г.

    На  состоявшейся в апреле 13-й сессии КУР, посвященной рассмотрению хода выполнения целей ВСУР по воде, санитарии и населенным пунктам, были представлены российские базовые подходы к международному взаимодействию в указанных сферах. Была подчеркнута необходимость сбалансированного учета экономических, экологических и социальных факторов в соответствии со специфическими условиями и интересами регионов, субрегионов и отдельных государств, обеспечения комплексного характера управленческих решений и их адресной направленности как по секторам экономики, так и по группам населения, ведущей роли государства в совершенствовании финансовых институтов в целях решения задач устойчивого водопользования и формирования рынка доступного жилья, защиты малоимущих слоев населения.

    Что касается России, то в 2006 г. в рамках обеспечения достижения целей ВСУР продолжалась реализация Национальной программы «Развитие водохозяйственного комплекса России (Вода России – ХХI век)», основными компонентами которой являются: обеспечение населения и хозяйственного комплекса необходимыми водными ресурсами; предотвращение и ликвидация последствий наводнений и вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения водных объектов; внедрение и применение передовых технологий водоочистки и современного сантехнического оборудования; совершенствование системы государственного управления водными ресурсами, а также нормативное правовое, научно-техническое и информационное обеспечение водного хозяйства.

    Будучи  крупнейшей лесной державой, Россия входит в число лидеров международного лесного взаимодействия. РФ председательствовала на 4-й сессии вспомогательного органа Экономического и Социального Совета ООН - Форума ООН по лесам (ФЛООН), приняла активное участие в его 5-й сессии, состоявшейся в мае 2005 года. Под эгидой Форума идет проработка таких приоритетных для российского лесного сектора вопросов, как принципы устойчивого управления лесами всех типов, критерии и индикаторы устойчивого лесопользования, финансирование и содействие передаче передовых лесоохранных и лесопромышленных технологий и т.п.

    Россия  является участницей большинства основных многосторонних природоохранных конвенций. В настоящее время ведется работа по присоединению к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, направленной на сокращение использования, прекращение производства и последующую полную ликвидацию 12 особо токсичных химических соединений, и Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, призванной содействовать упорядочению мирового оборота этих веществ в целях защиты здоровья человека и охраны окружающей среды14.

Информация о работе Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем