Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:57, курсовая работа
Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, который осуществляет государство. Главная цель мониторинга - наблюдение за состоянием окружающей среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг – это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей среды.
Введение…………………………………………………………….….4
1 Понятие о мониторинге окружающей среды. Цели и задачи. Объект
исследования…………………………………………………………...…5
1.1 Задачи и цели мониторинга окружающей природной
среды…………………………………………………………….....6
2 Виды мониторинга……………………………………………..........8
3 Организация мониторинга окружающей среды…………………13
4 Мониторинг состояния природной среды и экологическое
прогнозирование ……………………………………………………….14
4.1 Химический мониторинг…………………………………….16
4.2 Биологический мониторинг………………………………….17
4.3 Космический мониторинг……………………………………17
4.4 Атмосферный воздух…………………………………………18
4.5 Водные ресурсы……………………………………………….19
4.6 Земельные ресурсы…………………………………………....19
4.7 Минерально-сырьевые ресурсы……………………………....19
4.8 Биологические ресурсы………………………………………..21
5 Системы автоматического мониторинга…………………………..22
Заключение……………………………………………………………25
Библиография…………………………………………………………26
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие о мониторинге окружающей среды. Цели и задачи. Объект
исследования………………………………………………
1.1 Задачи и цели мониторинга окружающей природной
среды…………………………………………………………….
2 Виды мониторинга……………………………………………..
3 Организация мониторинга окружающей среды…………………13
4 Мониторинг состояния природной среды и экологическое
прогнозирование ……………………………………………………….14
4.1 Химический мониторинг…………………………………….16
4.2 Биологический мониторинг………………………………….17
4.3 Космический мониторинг……………………………………17
4.4 Атмосферный воздух………………………………
4.5 Водные ресурсы……………………………………………….18
4.6 Земельные ресурсы…………………………………………....19
4.7 Минерально-сырьевые ресурсы……………………………....19
4.8 Биологические ресурсы………………………………………..21
5 Системы автоматического мониторинга…………………………..22
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Тема данного реферата «Мониторинг окружающей природной среды» является актуальной.
Острота этой темы обуславливается тем, что время, в котором мы живем это «эпоха глобальных проблем».
Последствия хозяйственной деятельности человека для биосферы являются объективной реальностью. Вместе с тем негативные результаты антропогенных воздействий в условиях развития современной цивилизации не могут быть признаны неизбежными. Ухудшение состояния окружающей природной среды, как правило, связано с нерациональным и «хищническим» использованием природных ресурсов, ошибками в технической и экологической политике, крайне низким уровнем разработки и внедрения безотходных технологий, малой изученностью всех последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. В сложившейся ситуации чрезвычайно важным для практических действий и долгосрочного прогнозирования качества окружающей среды являются контроль состояния и определение тенденций ее изменения.
1 Понятие о мониторинге окружающей среды. Цели и задачи. Объект исследования
Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества окружающей природной среды (ОПС) является вопрос создания системы, способной определять наиболее критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.
Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.
Осознание во многих странах неэффективности усилий по финансированию сбора и переработки информации о состоянии окружающей среды потребовало новых подходов и координации действий на национальном, так и на международном, глобальном, уровнях.
Первым шагом в этом направлении стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 году. Одним из важных решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды (YEMS)
В 1974 г. в Найроби была образована межправительственная комиссия по системе глобального мониторинга, разработана первая схема организации мониторинга антропогенных загрязнителей. Тогда же был уточнен список наиболее опасных загрязнителей для учета их при организации мониторинга. Загрязнители оценивались по различным критериям, в т. ч. по воздействию на здоровье человека; влиянию на климат или экосистемы; склонности к разрушению в природной среде; способности накапливаться в пищевых цепях; возможности химической трансформации во вторичные токсические или мутагенные вещества и другим.
Следует отметить, что еще до этого в нашей стране под руководством известного ученого Ю.А. Израэля были разработаны научные основы мониторинга, которые доложены на заседании Совета управляющих Программ ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП) в Найроби, а затем и на других международных симпозиумах и совещаниях.
В последующем вопросы мониторинга окружающей среды неоднократно обсуждались на различных уровнях, как национальных, так и международных правительственных и общественных организаций, что находило отражение в многочисленных печатных изданиях (сборники, труды и т. д.), посвященных проблемам мониторинга окружающей среды. Так, например, исключительный интерес представляют труды Международных симпозиумов «Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды», состоявшихся в 1978 и 1982 гг., пять томов сборника «Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем», изданных Институтом прикладной геофизики в 1978—1982 гг.
В настоящее время в России создана и функционирует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). В связи с этим был принят государственный стандарт определения понятия «мониторинга окружающей природой среды» — это система наблюдения и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения» (ГОСТ Р22.1.02-95).
Таким образом, объектом мониторинга является окружающая природная среда.
Окружающую среду следует рассматривать как совокупность факторов и элементов, способных оказывать прямое влияние на живой организм на любой из стадий индивидуального развития.
В настоящее время, с развитием антропосферы, необходимо учитывать прямую и обратную связь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, что позволяет сделать мониторинг.
1.1Задачи и цели мониторинга окружающей природной среды:
Основные задачи мониторинга:
Основные цели:
Наблюдение за состоянием окружающей среды по сути представляет собой сбор информации о фактическом состоянии объектов окружающей среды; об источниках загрязнения; об основных изменениях в состоянии окружающей среды под воздействием загрязнителей. В соответствии с целями и задачами мониторинга сбор информации о состоянии окружающей среды относится к системе так называемого «диагностического» мониторинга, который служит основой для оценки наблюдаемых изменений, составления прогнозов возможных изменений окружающей среды, предотвращения отрицательных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду и разработки стратегии оптимальных взаимоотношений общества и окружающей среды.
Таким образом, весь процесс технологии мониторинга можно представить в виде алгоритма:
Измерение – анализ – описание – моделирование - шоптимизация.
Подобный алгоритм действий характерен для любого вида мониторинга окружающей среды.
2 Виды мониторинга
Мониторинг состояния окружающей среды предусматривает постоянное наблюдение за процессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения изменений их качества, ухудшения среды обитания человека, деградации биосферы.
В зависимости
от конкретных целей, задач, объектов наблюдения
различают несколько видов
Для конкретизации действий и удобства рассмотрения общий мониторинг он подразделяет на следующие блоки:
- биосферный.
В каждый из этих блоков могут быть включены определенные виды мониторинга в зависимости от конкретных объектов наблюдения. В свою очередь, структура отдельного вида мониторинга может состоять из отдельных подсистем или подпрограмм из других видов мониторинга.
Один из вариантов структуры видов мониторинга окружающей среды представлен на схеме (И.С. Бурдин, 1985).
Структура видов мониторинга
Приведенная на схеме структура не является полной классификацией всех возможных видов мониторинга окружающей среды. Между отдельными видами мониторинга не всегда представляется возможным провести четкую грань, поскольку, как было сказано ранее, отдельные виды мониторинга могут быть использованы другими или входят в их структуру.
В настоящее время наибольшую актуальность приобретает мониторинг антропогенных изменений, так как именно техногенное и(или) хозяйственное воздействие человека на окружающую среду приносит опасные изменения в экологические системы, ландшафты, природные комплексы. Основой для этого служит фоновый мониторинг в неизмененных или малоизмененных природных комплексах.
Исключительно важное значение имеют результаты фонового мониторинга в процессе биосферного мониторинга, предназначенного для определения глобально-фоновых изменений в окружающей природной среде под усиливающимся антропогенным воздействием.
Последствиями антропогенного «давления» на биосферу могут быть изменения циркуляции газов между океаном и воздушной оболочкой Земли, погодно-климатических условий на планете, нарушение озонового слоя, загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, нарушение естественных мест обитания и путей миграции в животном мире, нарушение биогеоценозов и т. д. И подобным нарушениям имеются веские аргументы, полученные при биосферном мониторинге.
Неотъемлемой частью биосферного мониторинга являются биосферные заповедники (заказники), позволяющие поддерживать стратегию биоразнообразия.
В Российской Федерации создана и функционирует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), общее руководство которой осуществляет Госкомэкология России. Кроме того, Госкомэкология координирует деятельность всех заинтересованных ведомств в области наблюдений за состоянием окружающей среды.
Госкомэкология и ее учреждения организуют и ведут:
Мониторинг лесов осуществляет Федеральная служба лесного хозяйства России, а наблюдение за состоянием земельного фонда — Госкомитет РФ по земельной политике России.
В структуре ЕГСЭМ исключительно важное место принадлежит гидрометеорологическому мониторингу, осуществление которого возложено на гидрометеорологическую службу (Росгидромет).
В функции последней входит наблюдение, оценка и прогнозирование состояния атмосферы, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности, околоземного космического пространства, трансграничного переноса загрязняющих веществ.
Эта служба осуществляет
сбор и обобщение
Кроме того, Росгидромет в пределах своих полномочий контролирует соблюдение требований по всем видам работ в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, выполняемых предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по уменьшению негативного влияния хозяйственной деятельности на климат и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для экономики и природной среды.