Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:32, реферат
Для рационального природопользования необходимо располагать информацией о том, какая именно среда оптимальна для жизнедеятельности человека. С этой целью в США, например, применяют балльный показатель, именуемый индексом качества природной среды. Его максимальное значение для наилучших условий составляет 700 баллов. Он определяется по результатам экспертной оценки состояния воды, воздуха, почвы, природных ресурсов и т.п. Известно, что этот индекс в 1969 и 1977 гг.,в настоящее время он устойчиво повышается.
Реферат
по экологии
на тему
«Мониторинг окружающей среды»
Пермь 2006
1. Понятие экологического мониторинга.
Для рационального природопользования необходимо располагать информацией о том, какая именно среда оптимальна для жизнедеятельности человека. С этой целью в США, например, применяют балльный показатель, именуемый индексом качества природной среды. Его максимальное значение для наилучших условий составляет 700 баллов. Он определяется по результатам экспертной оценки состояния воды, воздуха, почвы, природных ресурсов и т.п. Известно, что этот индекс в 1969 и 1977 гг.,в настоящее время он устойчиво повышается.
Известно, что для нормального функционирования и устойчивости экосистем и биосферы не следует превышать определенные предельные нагрузки на них ( предельно допустимая экологическая нагрузка ). Поэтому необходимо вести поиск критических или наиболее чувствительных звеньев в экосистемах, которые быстрее и точнее характеризует их состояние. Все эти мероприятия входят в систему экологического мониторинга – комплексной системы наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий. Термин «мониторинг» вошел в научный оборот из англоязычной литературы и происходит от английского «monitor» - наблюдение. Это понятие было впервые введено Р. Менном в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН по охране окружающей среды, с тех пор проблемы мониторинга постоянно обсуждаются на различных международных конгрессах. Его объектами являются атмосфера, гидросфера, литосфера, почва, земельные, лесные, рыбные, сельскохозяйственные и др. ресурсы и их использование, биота, природные комплексы и экосистемы. В ходе мониторинга ставятся следующие цели:
- количественная
и качественная оценка состояния
воздуха, поверхностных вод,
- составление прогноза о состоянии окружающей среды и возможных его изменениях;
- наблюдение за происходящими
в окружающей природной среде
физическими, химическими,
- обеспечение заинтересованных
организаций и населения
В рамках программы ЮНЕП в 1973 – 197 гг. были разработаны основные положения функционирования Глобальной системы мониторинга окружающей среды, основная задача которой – предоставление информации, необходимой для защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и управления окружающей средой и ее ресурсами. В рамках этой программы Всемирная морская организация обеспечивает глобальный мониторинг Мирового океана.
2. Организация и классификация системы
мониторинга окружающей среды.
Мониторинг ведут областные комитеты по гидрометеослужбе через сеть специальных станций, проводящих наземные метеорологические, гидрологические, морские наблюдения т.п. В настоящее время в мир в ведении ЮНЕП насчитывается 344 станции по мониторингу воды, находящиеся в 59 странах.
В приложении 1 представлена блок – схема классификации мониторинга.
Например, целью биологического мониторинга является определение устойчивости природных экосистем к внешним воздействиям. Его основной метод – биоиндикация (биотестирование), это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Так, радиоактивное загрязнение можно определить по состоянию хвойных пород деревьев, промышленное – по поведению многих представителей почвенной фауны, а загрязнения воздуха очень чутко воспринимается мхами и лишайниками. Так, если в лесу на стволах деревьев исчезают лишайники, значит, в воздухе присутствует сернистый газ. По цвету лишайников (этот метод назван лихеноиндикация) судят также о наличии в почве некоторых тяжелых металлов, например, меди. Биоиндикация позволяет вовремя выявить еще не опасный уровень загрязнения и принять меры по восстановлению экологического равновесия окружающей среды.
По масштабным сообщениям информации различают мониторинг:
Глобальный – слежение за мировыми процессами и явлениями в биосфере с помощью космической, авиационной техники и ПВЭМ и составление прогноза возможных изменений на Земле. Частным случаем является национальный мониторинг, включающий аналогичные мероприятия, осуществляемые на территории конкретной страны;
Региональный охватывает отдельные регионы;
Импактный проводится в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источникам загрязнения, например в зоне промышленного предприятия.
3. Мониторинг Пермского края
На территории Пермского
края действует наблюдательная основная сеть, призванная
решать задачи федерального уровня. Это
21 метеорологическая станция, 47 гидрологических
постов и почти столько же пунктов наблюдения
за состоянием загрязнения поверхностных
вод, а также девять постов наблюдения
за загрязнением атмосферы. По нормативам
Всемирной метеорологической организации
и Росгидромета мы должны иметь вдвое
больше метеостанций и постов. Но мониторинг
проводится в интересах территорий. В
этих условиях важнейшую роль играет дополнительная
государственная сеть, создание которой
было предусмотрено соглашением между
Росгидрометом и администрацией Пермской
области о совместном решении задач в
сфере гидрометеорологии и смежных с ней
областях в Пермской области на 2001-2005 гг.
На выделенные из областного бюджета средства
функционируют четыре метеостанции, семь
гидрологических постов и двенадцать
постов наблюдения за загрязнением атмосферы
(ПНЗ). Сегодня ПНЗ действуют в Перми, Березниках,
Соликамске, Краснокамске, Лысьве и Чайковском.
Вкладывать
средства в мониторинг окружающей среды
выгодно всем. Так, в 2004 году экономический
эффект, полученный от использования гидрометеорологической
информации в ряде отраслей экономики
(топливно-энергетическая, лесная, жилищно-коммунальная,
водное и сельское хозяйство) составила
около 50 миллионов рублей. Это почти в
14 раз больше объема финансирования из
областного бюджета (3390 тысяч рублей) на
функционирование дополнительной сети.
Библиографический список.
1. Основы экологии и охрана окружающей среды, 1996/Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К.
2. www.permnews.ru/txt.asp?num=