Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:25, реферат
Атмосфера - газовая оболочка, окружающая небесное тело. Ее характеристики зависят от размера, массы, температуры, скорости вращения и химического состава данного небесного тела, а также определяются историей его формирования начиная с момента зарождения. Атмосфера Земли образована смесью газов, называемой воздухом. Ее основные составляющие – азот и кислород в соотношении приблизительно 4:1.
Оценка качеств данных
Принципиальное значение для правильной интерпретации данных измерений с подвижной платформы имеет ответ на вопрос - насколько сильно искажаются значения концентраций примесей в приземном воздухе под влиянием движения поезда с вагоном-лабораторией и встречных поездов относительно их невозмущенного фонового?
Влияние собственного поезда
При изменении
скорости движения и
Рис 1. Вариации измеряемых параметров до и
после остановок при отсутствии (а) и наличии (в) инверсий
На рис. 1 показаны изменения концентрации О3, NO, NO2, а также метеопараметров и градиента температуры в слое 0-50 м до и после остановок в виде осредненных отклонений от средних их значений на каждом участке. Осредненные по всем участкам суточные изменения концентрации примесей и метеопараметров приведены в виде пунктирной линии и средние отклонения даны относительно нее.
На рисунке
1. также показаны удвоенные
В целом изменения всех величин очень малы. Обращает на себя внимание лишь некоторое увеличение в границах населенных пунктов концентрации NOx и вертикального градиента температуры, отрицательного днем и положительного ночью. Концентрация озона немного в пределах абсолютной погрешности приборов возрастает при торможении и снижается во время стоянки. Изменения концентрации CO, CO2 и CH4 и радиационных характеристик не зарегистрировано.
Влияние встречных поездов
Для оценки
влияния встречных поездов
Рис 2. Вариации измеряемых параметров при прохождении встречных
поездов при наличии (а) и при отсутствии (в) инверсий.
В отсутствие
инверсий (рис. 2а) встречные поезда
вызывают небольшое, в пределах
1ppb, уменьшение регистрируемого
прибором содержания озона,
Основной вывод
Измерения
в движущейся по
Мониторинг атмосферы в г.Москве
С 1 февраля 2002 г. на территории метеорологической обсерватории при кафедре метеорологии и климатологии географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова начала работу совместная экологическая станция МГУ и Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН.
Цель создания экологической станции – непрерывный круглосуточный мониторинг за состоянием атмосферы над г. Москва, отвечающий мировому уровню, а также проведение испытаний, калибровок и сравнений приборов, действующих в составе обсерватории TROICA.
Регулярные наблюдения, ведущиеся на станции, полностью автоматизированы. Контроль за работой приборов и считывание данных осуществляются через сеть Интернет. Для авторизованных пользователей возможен доступ к страничке наблюдений в реальном масштабе времени.
Станция проводит комплексный мониторинг состава нижних слоев атмосферы, включающий:
· непрерывные измерения малых газовых примесей (озон, оксиды углерода и азота, метан, двуокись серы, общее содержание неметановых углеводородов);
· регулярные измерения концентрации атмосферных аэрозолей в диапазоне 0,01-15 мкм (массовая концентрация, концентрации микродисперсного, субмикронного и сажевого аэрозоля, оптические характеристики, химический и элементный состав);
· непрерывные измерения метеорологических параметров (температура, давление, влажность, скорость и направление ветра, солнечная радиация и др.);
· отбор и анализ анализ проб приземного воздуха на содержание ряда летучих органических соединений (алканы, алкены, ароматические углеводороды и др.)
· наблюдения за концентрацией и составом биологической аэрозольной фракции в приземном слое атмосферы (пыльца и споры растений, грибы, бактерии).
Данные, полученные на экологической станции, используются для решения ряда крупных научных задач, среди которых:
1. Наблюдение характеристик химического состава приземного слоя атмосферы, его сезонной и суточной изменчивости.
2. Наблюдение за переносом различных форм газовых и аэрозольных примесей в юго-западной части Москвы, его секторный анализ и идентификация источников примесей.
3. Исследование фотохимических и стоковых трансформаций тропосферного озона и его предшественников в зависимости от метеорологических и локальных факторов.
4. Исследование воздушного бассейна г. Москва как продукта сложного взаимодействия техногенных и природных факторов. Определение влияния местных факторов и дальнего переноса на загрязнение регионов, уточнение общей схемы загрязнения воздуха над территорией Москвы и области, определение вклада в загрязнение трансграничного переноса примесей. Определение характеристик окислительных способностей атмосферы города.
5. Исследование загрязнения территории железнодорожного транспорта и других промышленных предприятий Москвы, влияние на нее внешних и внутренних источников загрязнения, определение степени риска для пассажиров и населения.
6. Исследование трансформации примесей в шлейфах Москвы и области, образование пероксирадикалов и токсичных соединений. Интерпретация данных эксперимента TROICA по динамике и трансформации загрязнений в крупных промышленных центрах России исходя из результатов долгосрочных наблюдений в Москве.
7. Исследование накопления в растениях трихлоруксусной кислоты и других органических примесей в условиях мегаполиса и их влияния на жизнедеятельность растений. Общая оценка состояния воздушного бассейна г. Москва как среды обитания человека и растений.
8. Построение математической модели, описывающей фотохимический цикл и динамику приземного озона и других газовых примесей в условиях мегаполиса.