Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:03, реферат
По многим прогнозам проблема защиты окружающей среды в XXI веке станет наиболее значимой для большинства промышленно развитых стран. В подобной ситуации налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, может явиться важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом устойчивого развития общества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Чебоксары
Кафедра экономики и менеджмента в социальной сфере
Реферат по экологии на тему:
«Система экологического мониторинга в ЧР»
Выполнил: Карпец Павел
группа №: 12-09
Проверил (а):
к.б.н., доцент Репина Н.В.
Чебоксары
2010
Введение
Научно-техническая
деятельность человечества в конце
ХХ века стала ощутимым фактором воздействия
на окружающую среду. Тепловое, химическое,
радиоактивное и другие загрязнения
окружающей среды в последние
десятилетия находятся под
В последние
десятилетия общество все шире использует
в своей деятельности сведения о
состоянии природной среды. Эта
информация нужна в повседневной
жизни людей, при ведении хозяйства,
в строительстве, при чрезвычайных
обстоятельствах — для
Определение вклада антропогенных изменений
представляет собой специфическую задачу.
Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.
Понятие мониторинга. Зачем он нужен?
Сам термин «мониторинг»
впервые появился в рекомендациях
специальной комиссии СКОПЕ (научный
комитет по проблемам окружающей
среды) при ЮНЕСКО в
1971 году, а в 1972 году уже появились первые
предложения по Глобальной системе мониторинга
окружающей среды (Стокгольмская конференция
ООН по окружающей среде) для определения
системы повторных целенаправленных наблюдений
за элементами окружающей природной среды
в пространстве и времени. Однако такая
система не создана по сей день из-за разногласий
в объемах, формах и объектах мониторинга,
распределении обязанностей между уже
существующими системами наблюдений.
Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому,
когда возникает острая необходимость
режимных наблюдений за окружающей средой,
каждая отрасль должна создавать свою
локальную систему мониторинга.
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во- вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает несколько основных процедур:
выделение (определение)
объекта наблюдения; обследование выделенного
объекта наблюдения;
3. составление информационной модели
для объекта наблюдения;
4. планирование измерений;
5. оценка состояния объекта наблюдения
и идентификации его информационной модели;
6. прогнозирование изменения состояния
объекта наблюдения; представление информации
в удобной для пользователя форме и доведение
ее до потребителя.
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Система экологического
мониторинга должна накапливать, систематизировать
и анализировать информацию: о
состоянии окружающей среды; о причинах
наблюдаемых и вероятных
Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.
Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации.
Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки. Последний представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории, совместно с картоосновой местности. Разрешающая способность информационного портрета зависит от масштаба используемой картоосновы.
В 1975г. была организована Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) под эгидой ООН, но эффективно действовать она начала только в последнее время. Эта система состоит из 5 взаимосвязанных подсистем: изучение климатических изменений, дальнего переноса загрязняющих среду веществ, гигиенических аспектов среды, исследования Мирового океана и ресурсов суши. Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга, а также международные и национальные системы мониторинга. Одна из главных идей мониторинга – выход на принципиально новый уровень компетентности во время принятия решений локального, регионального и глобального масштабов.
Система мониторинга
реализуется на нескольких уровнях,
которым соответствуют
12. региональном (проявление проблем миграции
и трансформации загрязняющих веществ,
совместного воздействия различных факторов,
характерных для экономики региона);
13. фоновом (на базе биосферных заповедников,
где исключена всякая хозяйственная деятельность).
При движении экологической
информации от локального уровня (город,
район, зона влияния промышленного
объекта и т. д.) к федеральному
масштаб картоосновы, на которую
эта информация наносится, увеличивается,
следовательно, меняется разрешающая
способность информационных портретов
экологической обстановки на разных иерархических
уровнях экологического мониторинга.
Так, на локальном уровне экологического
мониторинга в информационном портрете
должны присутствовать все источники
эмиссий
(вентиляционные трубы промышленных предприятий,
выпуски сточных вод т. д.).
На региональном уровне близко расположенные
источники воздействия
«сливаются» в один групповой источник.
В результате этого на региональном информационном
портрете небольшой город с несколькими
десятками эмиссии выглядит как один локальный
источник, параметры которого определяются
по данным мониторинга источников.
На федеральном
уровне экологического мониторинга
наблюдается еще большее
При разработке
проекта экологического мониторинга
необходима следующая информация:
1. источники поступления загрязняющих
веществ в окружающую природную среду
— выбросы загрязняющих
веществ в атмосферу промышленными, энергетическими,
транспортными и другими объектами; сбросы
сточных вод в водные объекты; поверхностные
смывы загрязняющих и биогенных веществ
в поверхностные воды суши и моря; внесение
на земную поверхность и (или) в почвенный
слой загрязняющих и биогенных веществ
вместе с удобрениями и ядохимикатами
при сельскохозяйственной деятельности;
места захоронения и складирования промышленных
и коммунальных отходов; техногенные аварии,
приводящие к выбросу в атмосферу опасных
веществ и (или) разливу жидких загрязняющих
и опасных веществ и т. д.;
2. переносы загрязняющих веществ — процессы
атмосферного переноса; процессы переноса
и миграции в водной среде;
3. процессы ландшафтно-геохимического
перераспределения загрязняющих веществ
— миграция загрязняющих веществ по почвенному
профилю до уровня грунтовых вод; миграция
загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому
сопряжению с учетом геохимических барьеров
и биохимических круговоротов; биохимический
круговорот и т. д.;
4. данные о состоянии антропогенных источников
эмиссии — мощность источника эмиссии
и месторасположение его, гидродинамические
условия поступления эмиссии в окружающую
среду.
В зоне влияния
источников эмиссии организуется систематическое
наблюдение за следующими объектами и
параметрами окружающей природной среды.
1. Атмосфера: химический и радионуклидный
состав газовой и аэрозольной фазы воздушной
сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь)
и их химический и радионуклидный состав;
тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.
2. Гидросфера: химический и радионуклидный
состав среды поверхностных вод
(реки, озера,
водохранилища и т. д.), грунтовых
вод, взвесей и данных
3. Почва: химический и радионуклидный
состав деятельного слоя почвы.
4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение
сельскохозяйственных угодий, растительного
покрова, почвенных зооценозов, наземных
сообществ, домашних и диких животных,
птиц, насекомых, водных растений, планктона,
рыб.
5. Урбанизованная среда: химический и
радиационный фон воздушной среды населенных
пунктов; химический и радионуклидный
состав продуктов питания, питьевой воды
и т. д.
6. Население: характерные демографические
параметры (численность и плотность населения,
рождаемость и смертность, возрастной
состав, заболеваемость, уровень врожденных
уродств и аномалий); социально- экономические
факторы.
Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.
Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации — природно-экосистемный.
Целями наблюдений,
проводимых в рамках мониторинга
природных сред и экосистем, являются:
. оценка состояния и функциональной целостности
среды обитания и экосистем;
. выявление изменений природных условий
в результате антропогенной деятельности
на территории;
. исследование изменений экологического
климата (многолетнего экологического
состояния) территорий.
В конце 80-х годов возникло понятие общественная экологическая экспертиза и достаточно быстро получило широкое распространение.
Первоначальная
трактовка этого термина была
весьма широкой. Под независимой
экологической экспертизой
“Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы”
Экологическая экспертиза может быть государственной и общественной.
Общественная
экологическая экспертиза проводится
по инициативе граждан и общественных
организаций (объединений), а также
по инициативе органов местного самоуправления
общественными организациями
(объединениями).
Объектами государственной экологической экспертизы являются: проекты генеральных планов развития территорий, все виды градостроительной документации (например, генеральный план, проект застройки), проекты схем развития отраслей народного хозяйства, проекты межгосударственных инвестиционных программ, проекты комплексных схем охраны природы, схем охраны и использования природных ресурсов (в т.ч. проекты землепользования и лесоустройства, материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные), проекты международных договоров, материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду, технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги.