Наблюдение и контроль за загрязнением окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:46, реферат

Описание

Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области продолжается работа по обеспечению экологической безопасности Зауралья. Согласно поручениям Президента РФ, адресованных органам исполнительной власти субъектов, реализуются мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию ранее накопленного экологического ущерба, охрану водных объектов, развитие общественного экологического движения.

Работа состоит из  1 файл

Наблюдение и контроль за загрязнением окружающей среды.docx

— 33.14 Кб (Скачать документ)

Наблюдение и контроль за загрязнением окружающей среды.

Министерство природных  ресурсов и экологии РФ опубликовало ежегодный государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды». Наблюдения велись в 250 городах.  Из списка городов с загрязненной атмосферой исключен Челябинск, однако, включен Курган - он на 10-м месте. Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха зафиксирован в 34 городах России с общим числом жителей около 10 млн. человек. В 40 субъектах РФ более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха: Москва и Санкт-Петербург (100% населения), Астраханская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская области, Республика Хакасия, Хабаровский край, Чувашская Республика (75% городского населения и более). В списке городов с наибольшим уровнем атмосферного загрязнения за 2009 год есть и Курган. Не так давно гостем KURGAN.RU был  начальник ГУ «Курганский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Федор Фетисов. Читатели задали ему вопрос об экологии воздуха Кургана. «Состояние воздушного бассейна города неудовлетворительное» - ответил Федор Фетисов. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы в Кургане вносится такими веществами, как бензапирен, формальдегид, сажа, диоксид азота, оксид углерода. Причем, за 9 месяцев 2010 года средняя из среднемесячных концентраций бензапирена в атмосферном воздухе г. Кургана составляет 2,9 ПДК, максимальная концентрация - 12,6 ПДК. «Анализ данных показывает, что за 9 месяцев 2010 года средняя концентрация бензапирена несколько выше, чем в аналогичные периоды 2008, 2009 годов», - отметил Фетисов. Наиболее загрязнена данной примесью северо-западная часть города. Отметим, что в экспериментальных исследованиях, бензапирен вызывает злокачественные опухоли у живых организмов. Еще одной из приоритетных примесей загрязненного воздуха города является формальдегид. Это газообразное вещество обладает токсичностью, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров. Оказывает сильное действие на центральную нервную систему. Наиболее сильно страдает от формальдегида юго-запад Кургана. В черном рейтинге от Министерства природы также оказались города Ачинск, Иваново,  Нижнекамск, Новочеркасск, Петровск-Забайкальский, Радужный, Салехард, Ставрополь, Улан-Удэ, Чегдомын. Исключены из списка города Челябинск, Балаково, Барнаул, Карабаш, Махачкала, Сызрань, Черемхово.

Департаментом природных  ресурсов и охраны окружающей среды  Курганской области продолжается работа по обеспечению экологической безопасности Зауралья. Согласно поручениям Президента РФ, адресованных органам исполнительной власти субъектов, реализуются мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию ранее накопленного экологического ущерба, охрану водных объектов, развитие общественного экологического движения. В частности, целевой программой «Обращение с отходами производства и потребления в Курганской области на 2012 — 2016 годы» предусмотрено проведение работ по перезатариванию отходов пестицидов и их размещение на 12 централизованных объектах хранения до решения вопроса об их обезвреживании, переработке или вывозе за пределы области.  Ведется системная работа по проведению водоохранных мероприятий, финансируемых из федерального, областного и местного бюджетов. В текущем году на эти цели было выделено 38 млн. рублей субвенций. Данные средства позволили завершить работы по берегоукреплению озера Теренколь в с. Б. Курейное Макушинского района, озера Горькое в п. Искра Звериноголовского района, берегоукрепление и спрямление русла реки Черная в с. Раскатиха Притобольного района. Разработаны проекты по расчистке старицы Битевки в г. Кургане и озера Болдинцево в Кетовском районе. Так же за счет средств федеральных субвенций в 2011 году проведен капитальный ремонт гидроузла водохранилища на реке Хмелевка в г. Куртамыше. Завершены работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений Курганского водохранилища. В Минприроды России направлены предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба от загрязнений, полученных в результате прошлой хозяйственной деятельности. На эти цели необходимо выделение 200 млн. рублей. С целью экологического просвещения ежегодно проводится акция «Дни защиты от экологической опасности». Распоряжением Департамента утверждено Положение о проведении областного конкурса среди общественных организаций на лучшую организацию работы по охране окружающей среды. Подготовлен проект Указа Губернатора Курганской области «Об общественном экологическом совете». По итогам работы за 9 месяцев текущего года в рамках осуществления государственного контроля и охраны окружающей среды отмечено, что специалистами Департамента проведено 1990 проверок и рейдов, взыскано штрафов на сумму 2,8 млн. рублей. В ходе работы по охране атмосферного воздуха проведена операция «Чистый воздух». Анализ ее результатов показал, что по объемам вредных выбросов на одного жителя Курганская область имеет самые низкие показатели по сравнению с соседними областями. Произошло снижение количества автомобилей с превышением норм выбросов загрязняющих веществ. Продолжается системная работа по разработке схем обращения с отходами, обследуются и ремонтируются места размещения пестицидов. По предписаниям инспекторов Департамента ликвидирован ряд свалок, вывезено свыше 999 тонн отходов. Проведенные мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов позволили предотвратить ущерб окружающей среде на сумму свыше 10 млн. рублей.  В настоящее время заканчивается работа по подготовке в печать второго издания Красной книги Курганской области. В текущем году статус Памятника природы регионального значения получили три природных объекта Курганской области. Проведена значительная работа по экологическому образованию и просвещению: конкурсы муниципальных образований в рамках Дней защиты от экологической опасности, детские праздники и фестивали, субботники и экологические акции.  В течение 4 квартала специалистам Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области необходимо продолжить работу по осуществлению государственного экологического контроля, подготовить государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и перечень мероприятий, подлежащих реализации по обеспечению экологической безопасности региона в 2012 году. В Кургане установили павильон для контроля за загрязнением атмосферы.   Лаборатория находится рядом со школой №75 в посёлке Северном. Этот пост уникален тем, что полностью автоматический и передает достаточно точные данные о состоянии воздуха в городе, об уровне его загрязнения. Перенос поста, который раньше размещался на ул. Октябрьской, проведен в рамках программы «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Курганской области на 2011–2013 годы», сообщают в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. По мнению специалистов, все это поможет исключить возможные погрешности при мониторинге состояния воздуха.

 

 

 

 

 

Черезвычайные ситуации: понятие и классификация. Основные способы защиты населения при стихийных бедствиях.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального  и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности  людей, экономики, социальной сферы  или природной среды. В литературе часто используется понятие "экстремальная ситуация", которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести. Население должно быть готово к действиям в ЭС, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в ЭС. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в экстремальных ситуациях. ЭС обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер. Классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации классифицируют: По природе возникновения, природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные; - по масштабам распространения последствий – локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные; - по причине возникновения – преднамеренные и непреднамеренные (стихийные); - по скорости развития – взрывные, внезапные, скоротечные, плавные; - по возможности предотвращения ЧС – неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные. К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами – пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушений зданий, аварии на системах жизнеобеспечения. К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы – землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, ураганы, смерти, бури, природные пожары и др. К экологическим ЧС относятся аномальные природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др. К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе – межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др. Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей. Локальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия.       Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте. Объектовые ЧС – это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, комбината, промышленно – производственного комплекса, учреждения, учебного заведения, но не выходит за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают, хотя  и все силы и средства предприятия, но их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией. Местные ЧС – это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС. Национальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов или суверенных государств, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи. Региональные ЧС – это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД и ОМ. Глобальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные  страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается  специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны – Председатель Правительства. Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп: - сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду; - связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий; -на транспортных коммуникациях;  - военно-политического характера; - вызванные стихийными бедствиями.

К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами  опасных веществ в окружающую среду, относят: - аварии на атомных электростанциях; - утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны; - аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории; -аварии на ядерных установках научно - исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории; - аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду; - падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности; - аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ; - аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимых значения.

Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся: - пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях; - взрывы на объектах и транспортных коммуникациях; - взрывы в жилых домах.

К третьей группе относятся: - авиационные катастрофы; - столкновение и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене); - аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных  территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами; - аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды; - аварии на энерго - и других инженерных сетях, повлекшие нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.

К четвертой группе относятся  ЧС военно-политического характера в мирное время: - единичный (случайный) ракетно – ядерный удар, нанесенный с акватории нейтральных вод кораблем неустановленной принадлежности или падения носителя ядерного оружия с взрывом боевой части; - падение носителя ядерного оружия с разрушением или без разрушения боевой части; - вооруженное нападение на штабы, пункты управления, узлы связи, склады войсковых сооружений и частей (в том числе гражданской обороны); -волнение в отдельных районах, вызванных выступление антиобщественных или националистических групп (элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.

Пятая группа включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийные бедствиями: -стихийные бедствия, геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины); - Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи); - стихийные бедствия гидрологического характера (наводнение, заторы льдов на реках, цунами); - природные пожары.

Порядок подготовки населения  в области защиты от чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738. В соответствии с указанным постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат: - население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования);— руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; — население, незанятое в сферах производства и обслуживания. Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются: - обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты; — обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций; —  выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС; - практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС. Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов. Одним из важнейших принципов защиты населения в ЧС является накопление средств индивидуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, подготовку мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использованию средств коллективной защиты населения (защитных сооружений). Таким образом, обязательным является комплексность проведения защитных мероприятия, использование одновременно различных способов защиты. Это связано со значительным разнообразием опасных и вредных факторов и повышает эффективность имеющихся в настоящее время способов защиты. К основным способам защиты населения в чрезвычайных ситуациях относятся: — укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты); — использование средств индивидуальной и медицинской защиты; —  рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление радиоактивного заражения  и оценка рациональной обстановки.

Последние годы для нашей  страны были годами серьезных преобразований и реформ. Казалось бы, за время, прошедшее после прекращения холодной войны, количество наших геополитических врагов значительно сохранилось. Нам никто не угрожает применением ядерного оружия. Но, с другой стороны, заметно усилилась террористическая деятельность против нашей страны. Международный террорист Бен Ладен материально поддерживает борьбу с Россией. По всему миру исламисты вербуют наёмников на борьбу с православной Россией. Много новых, нестабильных стран обладают ядерным оружием: Индия, Пакистан и др. Сгущаются тучи над нашей страной, вызванные «гуманитарной катастрофой» в Чечне и Ингушетии. Были попытки взрыва атомных электростанций со стороны чеченских террористов на территории России. Изначально антироссийско настроенный милитаристский блок НАТО (North Atlantic Treatment Organisation) всё ближе приближается к границам с Россией. Вызывает настороженность растущее влияние арабских исламистов на положение на Кавказе и Ближнем Востоке… Кроме того, больной для России вопрос: никто не гарантирует дальнейшее отсутствие сбоев на наших атомных электростанциях. А то, что значит взрыв только одного реактора АЭС мы прекрасно знаем на примере Чернобыля. Поэтому нашим службам ГО остаётся одно: держать руку на пульсе событий и, если, не дай Бог, придется ликвидировать подобную ЧС, не ударить в грязь лицом и сделать все быстро. Применение химического, бактериологического и ядерного оружие сдерживается многими международными конвенциями. Однако эти конвенции имеют слабое влияние на такие новые ядерные державы, как Индия и Пакистан, и уж совсем не могут повлиять на  террористо. В комплексе мероприятий защиты населения и объектов экономики от последствий ЧС основное место занимает оценка радиационной, инженерной, химической и пожаро-взрывоопасной обстановок.

Оценка обстановки в общем  плане включает определение:

- масштаба и характера  ЧС.

- мер необходимых для  зашиты населения.

- целесообразных действий  сил РСЧС при ликвидации ЧС.

- оптимального режима  работы объекта экономики в  условиях ЧС.

 Необходимость этой  оценки вытекает из опасности  поражения людей радиоактивными  веществами, что требует быстрого вмешательства, учитывая ее влияние на организацию спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, а также на производственную деятельность объекта народного хозяйства в условиях заражения. Масштабы и степень радиоактивного заражения местности (РЗМ) зависят от количества ядерных ударов, их мощности, вида взрывов (от типа ядерного реактора атомных электростанций), времени, прошедшего с момента ядерного взрыва (аварии), расстояния и метеоусловий. Радиационная обстановка складывается на территории административного района, населенного пункта или объекта в результате радиоактивного заражения местности и всех расположенных на ней предметов и требует принятия определенных мер защиты, исключающих или способствующих уменьшению радиационных потерь среди населения. Под оценкой радиационной обстановки понимается решение основных задач по различным вариантам действий формирований, а также производственной деятельности объекта в условиях радиоактивного заражения, анализу полученных результатов и выбору наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключаются радиационные потери. Оценка радиационной обстановки производится по результатам прогнозирования последствий применения ядерного оружия и по данным радиационной разведки. Оценка радиационной  обстановки проводится  как методом прогнозирования, так и по данным разведки (показаниям дозиметрических приборов). Выявление прогнозируемой радиационной обстановки заключается в предварительном (до начала РЗМ) определении размеров зон заражения и отображении наиболее вероятного положения этих зон на карте. При оповещении населения об угрозе радиоактивного заражения необходимо учитывать возможные отклонения следа от его положения, нанесенного на карту (план местности). Исходными данными для выявления прогнозируемой радиационной обстановки являются координаты центров взрывов (аварий), мощность, вид и время взрыва (аварии), направление и скорость среднего ветра (метеоусловия). Нанесение прогнозируемых зон заражения (рис. 1, 2) начинают с того, что на карте обозначают эпицентр взрыва (аварии), вокруг него проводят окружность. Около окружности делают поясняющую надпись. Для ядерного взрыва; в числителе - мощность (тыс. т.) и вид взрыва (Н - наземный, В - воздушный, П - подземный, ВП - взрыв на водной преграде). В знаменателе - время и дата взрыва (часы, минуты и число, месяц). Для аварии на АЭС: в числителе - тип аварийного ядерного реактора и его возможность, в знаменателе - время и дата аварии. От центра взрыва (аварии) по направлению среднего ветра проводят ось прогнозируемых зон заражения, определяют по таблицам длину и максимальную ширину каждой зоны заражения, отмечают их точками на карте. Через эти точки проводят эллипсы. Для ядерного взрыва: окружность, поясняющую надпись, ось зон заражения и внешнюю границу зоны А наносят на карту (план) синим цветом, внешнюю границу зоны Б - зеленым, зоны В - коричневым, зоны Г -черным цветом. Для аварии на АЭС: окружность и поясняющая надпись наносятся черным цветом, ось следа и внешняя граница зоны А - синим цветом, внешнюю границу зоны М ~ красным, Б - зеленым, В - коричневым, зоны Г - черным цветом. Зоны заражения характеризуются как дозами облучения за определенное время, так и мощностями доз через определенное время после взрыва (аварии).

Информация о работе Наблюдение и контроль за загрязнением окружающей среды