Наследие великого российского ученого Владимира Ивановича Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 00:15, реферат

Описание

Российский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре его естественнонаучных интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.
Научное наследие Владимира Ивановича Вернадского ознаменовало начало нового мировоззрения, его имя стало символом мышления нашего времени. Творчество В.И. Вернадского представляет собой целостное явление не только для российской и украинской, но и мировой культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….………3
Наследие великого российского ученого………….…………………………………3
Заключение………………………………………………………………………………………6
Список литературы…………………………………………………………………………….8

Работа состоит из  1 файл

реферат по экологии.docx

— 26.86 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Экология»

 

на тему «Наследие великого российского ученого Владимира Ивановича Вернадского »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ЗЭ-108С

Сивак Елена Анатольевна

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Электросталь

2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………………….………3

  1. Наследие великого российского ученого………….…………………………………3

Заключение………………………………………………………………………………………6

Список литературы…………………………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российский естествоиспытатель и мыслитель. Основоположник комплекса  современных наук о Земле –  геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии  и др. В центре его естественнонаучных интересов – разработка целостного учения о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский – один из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки сливаются в единое целое.

Научное наследие Владимира  Ивановича Вернадского ознаменовало начало нового мировоззрения, его имя  стало символом мышления нашего времени. Творчество В.И. Вернадского представляет собой целостное явление не только для российской и украинской, но и мировой культуры.

  1. Наследие великого российского ученого

 Огромен и конкретен  вклад в активно – эволюционную  мысль Владимира Ивановича Вернадского.  Его научно – философские теории  можно в определенном смысле  уподобить прочному фундаменту, без которого идеи и проекты  космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) - естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. Родился в Харькове, в семье  профессора полит.экономии И.В. Вернадского.

В.И. Вернадский  разработал учение о биосфере («живая сфера») —  совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это  общее место экологии, но тогда  это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой  эволюцией живых существ. Сейчас подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.

В своем мировоззрении  Вернадский стремился к органическому  синтезу естествознания и обществознания, он является одним из создателей антропокосмизма - мировоззренческой системы, представляющей в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) сторону объективной реальности. Будучи широко эрудированным ученым он свободно владел многими языками, следил за всей мировой научной литературой, состоял в личном общении и переписке с наиболее крупными зарубежными учеными своего времени, что позволяло ему всегда быть на переднем крае научных знаний, а в своих выводах и обобщениях заглядывать далеко вперед.

Основной целью научных  и философских исследований Владимира  Ивановича является изучение живого вещества Земли - совокупности обитающих  на ней организмов, процессов их питания, дыхания и размножения, эволюции этих процессов в истории  Земли и роль человеческой деятельности в преобразовании природных условий.

В специальных научных  трудах, посвященных минералогии, геологии, биохимии, а также в работах "Живое  вещество", "Пространство и время  в неживой и живой природе" он осуществляет ряд серьезных обобщений, охватывающих ближний и дальний  космос, земную кору, биосферу, жизнь  человека и человечества. Именно Вернадский вводит в научный оборот понятие "живого вещества", понимая под  этим совокупность всех живых организмов Земли.

Мыслитель убедительно доказывает, что с возникновением жизни на Земле живые организмы стали  активно изменять, преобразовывать  земную кору, в результате чего образовалась новая комплексная оболочка Земли - биосфера. Основная теория, как следствие  этих исследований, - мысль, развиваемая  Вернадским в его фундаментальном  труде "Научная мысль как планетное  явление". Сущность этой мысли состоит  в том, что объективно констатируемая направленность развития живого не может  прекратить свое действие на человека в ныне существующей, далеко не совершенной  природе. Человек, согласно этой теории есть "исключительный успех жизни", но отнюдь не ее предел, homo sapiens служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, должны иметь будущее. Поэтому творческие способности человека должны раздвинуть его еще ограниченное, преимущественно рациональное сознание. Огромный вклад мыслителя-гуманиста в сокровищницу русской культуры - его идея о том, что с возникновением человека на судьбы нашей планеты наряду с живым веществом начинает влиять новый фактор - практическая деятельность человеческого общества. Таким образом, ядром теоретических построений Вернадского становится учение о ноосфере, которую он понимает как реконструкцию биосферы в интересах мыслящего человечества, и о человеке как огромной геол. силе - творце ноосферы.

Появление человека в ряду восходящих живых форм, по мнению Владимира  Ивановича, означает, что эволюция переходит  к употреблению новых средств - психического, духовного порядка. Эволюция в своем первом мыслящем существе произвела на свет мощное орудие дальнейшего развития - разум, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать и преобразовывать себя и окружающий мир.

Так, человек, возникший как  венец спонтанной, бессознательной  эволюции, явился началом, вырабатывающим в себе предпосылки для нового, разумно направленного ее этапа. Закономерным результатом теоретической и практической деятельности человека становится поток информации - различного рода сведений, знаний, концепций, теорий, в который включены как первоначальные, древние мысли человека о мире и о себе и простейшие изобретения, так и новейшие достижения науки и техники, культурного развития человечества.

Этот информационный поток  свидетельствует об образовании  новой специфичной оболочки Земли - ноосфере, как бы наложенной на биосферу, но не слитой с ней и оказывающей  на последнюю все большее преображающее  воздействие.

Ноосфера, или сфера разума, - это такое состояние, такой этап в развитии Земли, на котором именно научное познание направляет развитие, когда человечество строит свою жизнь, опираясь на истинное знание. Она потому и называется сферой разума, что  ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности - творческие открытия, научные и художественные идеи, которые материально осуществляются в реальном преобразовании природы.

Современное состояние человеческого  общества Вернадский считал временем зарождения ноосферы. В его работах  можно встретить двойственное толкование временной характеристики этого  процесса: с одной стороны, ноосфера возникает с самого появления  человечества как объективный процесс, с другой - только в настоящее  время биосфера начинает переходить в ноосферу.

Именно в 20 в., по мнению мыслителя, возникают материальные факторы перехода к ноосфере, к осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Во-первых, это "вселенскость" человечества, т.е. "полный захват человеком биосферы для жизни": вся Земля не только заселена и преобразована, но и используются практически все ее стихии; во-вторых, человеческое единство как природный фактор, настойчиво пробивающий себе дорогу, несмотря на все объективные межнациональных и социальные противоречия и конфликты; его действие выражается в создании общечеловеческой культуры, сходных форм научной, технической цивилизации, в развитии и преобразовании средств связи и обмена информацией; в-третьих, "омассовление" общества, исторической жизни, когда "народные массы получают все растущую возможность сознательного влияния на ход государственных и общественных, дел"; в-четвертых, открытие новых источников энергии; и, наконец, главный фактор - рост науки, превращение ее в мощную геологическую силу, главную силу создания ноосферы.

Расцвет ноосферы наступит только тогда, когда станет возможным  основанное на научных знаниях сознательное управление обществ, процессами и взаимодействием  природы и общества в глобальном масштабе.

Научная мысль, по Вернадскому, такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в  ходе эволюции живого вещества, как  и человеческий разум, и она не может остановиться или повернуть  вспять.

Наступление периода ноосферы вытекает из всего прошлого развития жизни и есть единственно возможный  путь дальнейшего продолжения этого  развития уже на его человеческой, социальной стадии, поэтому всякое сопротивление наступлению этого  периода должно быть преодолено.

Однако, мыслитель предостерегал  человечество, предвидя возможность  использования научных и технических  открытий в разрушительных, антиноосферных целях. В статье "Война и прогресс науки" он предложил создать "интернационал ученых", который культивировал бы сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий.

В трудах Вернадского также  анализировались многие проблемы методологии  и философии науки. Он утверждал, что научное познание расширяется  не только путем логических приемов  мышления: его источником служат также  вне-научные сферы мышления, философия и религия.

Обращаясь к философии, он подчеркивал сложную природу  философского знания, его зависимость  от обыденного, религиозного и научного познания, обосновывая, таким образом, идею плодотворности взаимодействия всех сфер человеческой культуры в деле созидания ноосферы.

Заключение

 

Учение Вернадского о  ноосфере и связанных с ней  возможностях культурного развития человечества оказало огромное влияние  на становление и развитие антропокосмических и гуманистических культурных парадигм нашего времени, оно является серьезной и глубокой теоретической основой природоохранных мероприятий, борьбы с антропогенным загрязнением окружающей среды, роста экологического сознания в целом.

Из 416 опубликованных при  жизни трудов В.И.Вернадского 100 посвящено  минералогии, 70 – биохимии, 50 – геохимии, 43 – истории наук, 37 – организационным  вопросам, 29 – кристаллографии, 21 – радиогеологии, 14 – почвоведению, остальное – разным проблемам науки, истории и т.д.  Многие работы были опубликованы уже после смерти В.И.Вернадского.

 

Крупнейшие работы В.И  Вернадского:

Основы кристаллографии. Ч 1. Моск. универс. 1904.

Минералогия. Ч. 1 и 2. Моск. универс. 1910.

Биосфера. Ленинград.1926.

История минералов земной коры. В 2-х т. 1933.

Очерки геохимии. 1934.

Биогеохимические очерки. М. 1940.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Вернадский В. И. “Избранные  труды по истории науки” М.., Наука. – 1981 г. — 359 с.

2. Вернадский В. И. “Труды  по истории науки в России”  М.., Наука. – 1984 г. — 464 с.

3. Вернадский В. И. “Памяти  академика К. М. фон Бера”  // В. И. Вернадский “Труды по  истории науки в России” М., Наука. – 1984 г. — с. 250-255

4. Вернадский В. И. “Мысли  о современном значении истории  знаний” (доклад на первом  заседании Комиссии по истории  знаний АН 14 ноября 1926 г.) // “Владимир  Вернадский. Жизнеописание. Избранные  труды. Воспоминания современников.  Суждения потомков” М., Современник.  — 1993, — 688 с.

5. Вернадский В. И. “Размышления  натуралиста” // Кн. 2 Научная мысль  как планетное явление М.., Наука.  – 1975 г. — 191 с.

6. Вернадский В. И. “Из  истории идей” // Вернадский В.  И. “Избранные труды по истории  науки” М.., Наука. – 1981 г. —  с. 214-227

7. Вернадский В. И. “Очерки  по истории современного научного  мировоззрения 1902-1903 гг.” // Вернадский  В. И. “Избранные труды по  истории науки” М.., Наука. –  1981 г. — с. 32-172

8. Мочалов И. И. В.  И. Вернадский (1863-1945) М.., Наука. –  1982 г. — 488 с.

9. Реале Дж.., Антисери Д. “Западная философия. От истоков до наших дней” т. 1

 


Информация о работе Наследие великого российского ученого Владимира Ивановича Вернадского